Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Благо и товар. Теории стоимости товара



2015-11-27 619 Обсуждений (0)
Благо и товар. Теории стоимости товара 0.00 из 5.00 0 оценок




При натуральном типе хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт – материальное благо, а при товарных отношениях – товар. Благо – более широкое понятие, чем товар, это всё, что удовлетворяет потребности человека. А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй – как «средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Русский экономист А. К. Шторх говорил, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов… делает их благами».

В неоклассической теории разграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграничения является понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим – если является редким, т.е. если потребность в нём превышает доступное распоряжению количество блага.

Классификацию экономических благ (товаров) можно представить следующим образом:

- долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);

- недолговременные, блага разового потребления (продук­ты питания);

- взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут от­носиться не только потребительские товары, но и производ­ственные ресурсы);

- взаимодополняемые блага (комплементы);

- настоящие;

- будущие;

- прямые (потребительские);

- косвенные (производственного назначения),

- индивидуального потребления (личные или частные),

- общественного потребления (общие или общественные).

Согласно неоклассической теории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например, воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведено трудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обмена или никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также не считается товаром. Товар – это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.

Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Эти свойства товара рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара – это способность удовлетворять потребности человека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдёт покупателя, т.е. не станет товаром.

Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ, как полезность. Полезность – это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то же благо может быть полезно человеку разными своими сторонами, например, зерно пшеницы может быть использовано для посева, как корм для скота, как сырье для производства муки или спирта и т.д. Полезность благ меняется под воздействием научно-технического прогресса, например, каменный уголь первоначально использовался как топливо, затем в металлургии, позже – в химической промышленности для получения всё новых продуктов. Поэтому потребительная стоимость товара изменчивая, но в то же время вечная категория, т.к. она образует вещественное содержание богатства общества, характеризует товар с качественной стороны. Потребительной стоимостью обладает и благо, не являющееся товаром.

Способность товара в определенных количественных соотношениях(пропорциях)обмениваться на другой товар(или деньги)называется меновой стоимостью.

В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т.к. оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, производительности, интенсивности и квалификации труда.

Итак, Сущность классического закона стоимости: величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.

Современная мировая экономика в основном характеризуется как рыночная экономика. Это относится и к развитым, и к слаборазвитым государствам, а так же к государствам, объявившим о переходе к рыночной форме хозяйства. Вместе с тем в экономической литературе все чаще появляются высказывания, согласно которым в современных условиях под влиянием развития производства, современных принципов управления им, появлением новых форм экономических связей, в том числе мирохозяйственных, происходит «становление новой модели отношений обмена результатами труда», что приводит к трансформации основ рыночных форм обмена, что «реализуется фактически не товар», «исчезает обмен как самостоятельная фаза».

 

Закон стоимости проявляется через движение цен. В свою очередь цена, являясь денежным выражением стоимости, испытывает на себя действие других законов: спроса, предложения, конкуренции и др. Поэтому движение цены может не совпадать с движением стоимости. Цена может отклоняться от стоимости, но в целом цены колеблются вокруг стоимости.

Наиболее полно роль закона стоимости проявляется в его функциях. Он выполняет следующие функции:

1) регулирует товарное производство путём стихийного распределения совокупного общественного труда между различными отраслями хозяйства;

2) способствует развитию производительных сил, побуждая производителей снижать индивидуальную стоимость производимого товара, повышать производительность труда, что, в свою очередь, способствует развитию научно-технического прогресса;

3) приводит к дифференциации производителей, способствуя обогащению тех, у кого затраты труда на производство продукции ниже общественно-необходимых (стоимости), и наоборот.

Маржинализм.
Стоимость и цена выводятся из предельной полезности товаров и их редкости.
Полезность – это субъективная оценка человеком свойств блага.

Блага бывают изобильные и редкие. Экономическую науку интересуют только редкие блага, - их необходимо экономить.

Субъективная оценка человеком свойств блага (материальная ценность) определяется :

1.степенью полезности блага

2.редкостью

Большинство благ делимы, поэтому различают общую полезность и полезность каждой единицы запаса.
последовательное приращение одинаковых величин запаса,находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. - ЗАКОН УБЫВ. предельной полезности.

Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность, определяют величину стоимости данного товара. Общая экономическая ценность блага при этом равна предельной полезности, умноженной на количество частей блага.



2015-11-27 619 Обсуждений (0)
Благо и товар. Теории стоимости товара 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Благо и товар. Теории стоимости товара

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)