Исходя из этого, в экономической науке выделяют три направления
1. Микроэкономика. 2. Макроэкономика. 3. Мировая экономика. Микроэкономикаисследует поведение отдельных производителей и потребителей, в центре ее анализа производственные и потребительские доходы и издержки, механизмы функционирования фирм, ценообразование, мотивация труда. Макроэкономика занимается исследованием хозяйствования на уровне национальной экономики, объектом ее изучения выступает национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица и другие общие проблемы, роль и место государства, его функции в общественном производстве. Мировая экономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования. В центре внимания мировой экономики — проблемы мировой торговли, валютной и кредитной систем, миграции капиталов, рабочей силы, международную экономическую интеграцию, экономические аспекты решения глобальных проблем цивилизации. Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории — это реализация объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридман писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Экономические взгляды в эпоху античности и средневековья. Для того, чтобы выжить, человеку было необходимо в среде своего обитания действовать в соответствии с определенным порядком. В эпоху античности появляются элементы экономического анализа. Древние философы Платон, Аристотель, пытаясь описать идеальное общество, затрагивают вопросы организации экономической жизни в этом обществе. В средневековье описанием проблем в экономике занимались схоласты. Схоласты подходили к вопросам экономики с точки зрения морально-этических предложений. Они рассматривали соответствие экономической практики церковным догмам и канонам. Экономические теории и школы 18–19 веков. · Меркантилизм (1-я экономическая школа). Представители: Антуан де Монкрентьен. Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей и продавцов и мешать иностранным. В 1615 г. Антуан де Монкрентьен опубликовал «Трактат о политической экономии». · Физиократы. Представители: Анн Тюрго, Визер. Общественное богатство производится в сельском хозяйстве. Общество делится на три класса: 1-й класс — собственники; 2-й класс — производители; 3-й класс — бесплодные. В рамках этой школы были созданы экономические таблицы, которые легли в основу модели межотраслевого баланса. · Классическая школа. Представители: Адам Смит, Давид Рикардо. Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. · Социалистическая идея. Представители: Жан Батист де Сизмонди, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Жан Батист де Сизмонди первый выступил с критикой капиталистического строя и заговорил о создании общества справедливости. Социалисты-утописты каждый по-своему представляли общество будущего. Наиболее полно социалистическую идею развил и Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Работа Маркса «Капитал»состоит из 3-х частей: 1. Философия, базирующаяся на материалистической диалектике как методе познания. 2. Экономическая теория, в которой Маркс критикует капитализм и доказывает неизбежность его гибели. 3. Учение о социализме. · Австрийская школа предельной полезности (маржинализм). Представители: Карл Менгер. Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя. В отличие от классиков они искали основу обмена не в издержках производства, а в субъективных оценках полезностей покупаемых и продаваемых благ. Эта полезность находит выражение в рыночном спросе и предложении, пытаясь ограничить объект исследования. Поэтому эта школа и получила название маржинализм. · Неоклассическая школа. Представители: Альфред Маршал. В 1890 г. вышла книга «Принципы политической экономии». В рамках неоклассического направления был разработан принцип функциональных отношений. · Математическая школа. Представители: Леон Вальрас. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Он разработал модель общего рыночного равновесия. Современные экономические школы. · Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании. · Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 г. вышла книга «Благосостояние для всех» Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства. · Василий Леонтьев — американский экономист, автор модели «Затраты и выпуск». · Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |