Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормальные товары — это



2015-11-27 1237 Обсуждений (0)
Нормальные товары — это 0.00 из 5.00 0 оценок




Варианты ответа:

а) товары более высокого качества, чем остальные;

б) любые товары, которых покупается меньше, если цена на них повышается;

в) товары, которые потребители покупают в большем количестве, если их доходы растут, при неизменных остальных условиях;

г) товары, для которых верны все приведенные выше утверждения.

Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непосредственно проиллюстрировать при построении кривой производственных возможностей?

Варианты ответа:

а) спрос и предложение;

б) совокупный спрос и совокупное предложение;

в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;

г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях.

Имея возможность добираться до места работы либо на автобусе, либо на электричке, вы предпочитаете электричку. Компания, осуществляющая автобусные перевозки, вывела на линию новые более комфортабельные машины, увеличив при этом тарифы за проезд. Как изменится альтернативная стоимость Вашего решения пользоваться электричкой?

Варианты ответа:

а) возрастет;

б) нельзя определить;

в) уменьшится;

г) никак не изменится.

Родители предложили сыну выбрать подарок на день рождения: либо магнитофон, либо лыжи, либо джинсовый костюм. Сын выбрал магнитофон, но в случае возникновения затруднений с его покупкой был согласен на джинсовый костюм; с наименьшим энтузиазмом он отнесся к идее подарить ему лыжи. Что является альтернативной стоимостью выбора магнитофона?

Варианты ответа:

а) цена джинсового костюма;

б) джинсовый костюм;

в) джинсовый костюм и лыжи;

г) альтернативную стоимость невозможно определить, так как неизвестны цены, по которым могут быть совершены покупки.

ТЕМА 7. ФИРМЫ И ЕЕ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится контроль знаний.

Основной структурной единицей рыночной экономики является фирма (предприятие).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: главная задача изучения данной темы состоит в том, что будущие специалисты здравоохранения должны сформировать устойчивые знания по вопросам формирования издержек. Понять механизм влияния методов использования имеющихся в распоряжении производителя ресурсов на эффективность функционирования его производства и общества в целом.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:определить место и роль предприятия в экономике в условиях ограниченных и все уменьшающихся ресурсов.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

― субъекты и объекты хозяйствования;

― виды современных фирм;

― виды издержек.

Студент должен уметь:

― использовать полученные знания практически.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Параметры и функции фирмы.

2. Производство с одним переменным фактором.

3. Что такое валовой продукт фирмы?

4. Что такое предельное и средний продукт труда? Их зависимость.

5. Понятие изокванты.

6. Закон убывающей предельной полезности.

7. Производство с двумя переменными факторами.

8. Предельная норма замещения.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Рыночная составляющая экономических систем состоит из двух частей: домохозяйство и производство (бизнес).

Производство — совокупность всех ресурсов, расположенных в одном месте и связанных между собой технологиями по выпуску единой продукции.

Фирма — коммерческая организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

Отрасль — совокупность фирм, выпускающих одинаковую или схожую продукцию. Организационно-правовые формы предприятия:

― единоличное владение;

― товарищества;

― акционерные общества.

Результаты производства: товары (услуги), прибыль.

Производственная функция — характеризует чисто техническую зависимость между количеством ресурсов и объемом производства.

Способ производства более эффективен, если хотя бы одного ресурса потреблено меньше.

Фирма — одно из главных действующих лиц экономической жизни. Мир фирм удивительно многолик. Есть среди них крупные и мелкие; многопрофильные и узкоспециализированные; замыкающиеся на какой-либо одной стадии технологического цикла и вертикально интегрированные, охватывающие сразу несколько стадий; существующие много десятков лет и умирающие в течение года; с жесткой административной системой и представляющие своим подразделениям почти полную самостоятельность; принадлежащие одному лицу, узкой группе (товарищества) или множеству владельцев (корпорации). Одни отрасли густо населены фирмами, в других их совсем немного, иногда вообще одна. Чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо ответить по крайней мере на три вопроса:

1) Что такое фирма?

2) Почему она существует?

3) Чем определяется ее величина?

Ответ на первый из них едва ли покажется сложным. За последние годы многим довелось пройти через перипетии создания «своего дела» и убедиться из собственного опыта, что фирма это организация, являющаяся чьей-то собственностью, расположенная по определенному адресу и имеющая счет в банке, наделенная правами заключать договоры и выступать в суде истцом или ответчиком. Таким образом, фирма это некое юридическое лицо, отличное от составляющих ее физических лиц. Примем пока это определение, отвечающее здравому смыслу, как рабочее, хотя затем его предстоит существенно изменять и дополнять.

Труднее ответить на второй вопрос: зачем вообще нужны фирмы, почему экономика не в состоянии обойтись без них? Только на первый взгляд он кажется наивным и элементарным. Как нам уже известно, механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств — как с точки зрения отдельного потребителя, так и с точки зрения всего общества. Отчего же экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка, где каждый из нас представлял бы полностью самостоятельную мини-фирму? Можно сказать, что «невидимая рука» рынка заменяется в рамках фирмы «видимой рукой» административного контроля и управления. Но если рынок, как утверждает экономическая теория, обеспечивает оптимальное распределение ресурсов общества, то вкрапления в его поры таких административных иерархических структур, как фирмы, не только бесполезно, но и вредно. В чем же тут дело?

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие трансакционных затрат. Р.Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. transactio сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Можно выделить четыре категории трансакционных затрат:

1. Затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг).

2. Затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта.

3. «Надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора).

4. Затраты, по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения).

Фирма как производственная функция. Если вспомнить, в каком смысле употреблялся термин «фирма» то нетрудно убедиться, что это имеет мало общего с тем обобщенным образом, который был только что представлен. Действительно, до сих пор фирма рассматривалась просто как некая точка во времени и пространстве, где исходные ресурсы преобразуются в готовую продукцию. Проще говоря, «фирма» была иным обозначением понятия «производственная функция».

Такой подход можно назвать технологическим. Фирма выступает в нем как «черный ящик» с затратами на входе и выпуском на выходе. Все внутреннее содержание фирмы сводится к технологическому процессу, не относящемуся к предмету экономического анализа. Состояние технологии принимается как нечто данное, как фактор, диктующий больший или меньший размерфирмы, т. е. объем осуществляемой в ее рамках экономической деятельности. Все внимание сосредоточивается на происходящем не внутри, а как бы на границах «черного ящика». (Заметьте: понимание фирмы как производственной функции оказывается достаточно далеко от ее понимания как организации со сложной внутренней структурой).

Технологический подход сводит объяснение больших или меньших размеров фирмы к уже знакомому вам эффекту экономии от масштаба. Простейший пример двое рабочих, поднимающих тяжелый камень, вес которого больше, чем в сумме могут они поднять, действуя поодиночке. Увеличение размеров «предприятия» с одного до двух человек обеспечивает выпуск, превосходящий совокупный продукт двух «одиночных» предприятий.

Источники экономии от масштаба различны. Расширение производства позволяет использовать более мощное и эффективное оборудование, углублять специализацию. Фирме, например, может быть выгоднее, чтобы ремонт станков осуществлялся не самим работающим на них персоналом, а специализированным ремонтным подразделением, однако его создание оправдано лишь при достаточно больших объемах производства. Экономия от масштаба обеспечивает снижение средних затрат на единицу продукции.

Технологическая экономия может давать толчок и вертикальной интеграции. Скажем, объединение в рамках непрерывного процесса литья и проката стали обеспечивает экономию тепла: металл не нужно разогревать вторично.

Технологический подход характеризуется также экономией от разнообразия (она имеет место тогда, когда соединением под одной крышей нескольких различных видов производства достигается сокращение затрат). Ее источником может являться использование одного и того же ресурса или одной и той же технологии одновременно в нескольких производственных процессах, а также дополняющий характер спроса. Скажем, на бензозаправочной станции есть смысл наладить текущий ремонт машин, организовать мелкую торговлю и т. д. Обувной фабрике лучше заниматься производством ботинок и на правую, и на левую ногу, и т. д.

Эффектам экономии от масштаба и разнообразия можно дать более общие определения, чем это было сделано раньше. Допустим, винодельческий завод выпускает 100 тыс. л вина в год. То же количество можно было бы производить на двух заводах меньшей мощности, причем в самых различных сочетаниях: на первом 1 л, на втором ― 999999 л, на первом ― 2 л, на втором ― 999998 л и т. д. Если при любой из этих комбинаций затраты на производство у двух заводов меньшей величины оказываются выше, чем у завода мощностью 100 тыс. л, налицо экономия от масштаба. Точно так же налицо экономия от разнообразия, если затраты на производство продуктов в пределах одной фирмы меньше, чем затраты на производство того же количества этих продуктов при любых вариантах дробления данной фирмы на несколько более специализированных предприятий. Так, железнодорожная компания, занимающаяся и грузовыми, и пассажирскими перевозками, эффективнее двух, специализирующихся на оказании услуг одного вида.

Однако обычно реализация экономии от масштаба и разнообразия наталкивается на неизбежные ограничения. Расширение производства начинает с определенного момента вести не к сокращению, а к росту средних затрат. Выгоды, связанные с использованием более мощного оборудования и углублением специализации, исчерпываются, управляющие с трудом справляются с возросшей нагрузкой и т. д. Отсюда — стандартная U-образная форма кривой средних затрат длительного периода. Напомним, что минимума она будет достигать в точке, где положительная экономия сменяется на отрицательную.

От формы и расположения кривых средних затрат длительного периода будут зависеть и оптимальный размер предприятий, и их количество в разных отраслях. Предприятие достигает оптимальной величины при полном исчерпании экономии от масштаба. Необходимое же количество предприятий можно определить, разделив рыночный объем спроса на оптимальный для данной отрасли размер предприятия.

Однако объяснение размеров фирмы факторами технологической экономии трудно признать достаточным. Обратите внимание: понятие «фирма» практически подменяется понятием «предприятие». Но, как известно, одной фирме может принадлежать несколько предприятий.

Если кривая средних затрат длительного периода с определенного момента действительно начинает расти, то непонятно, почему бы фирме не завести два, три или больше филиалов, каждый из которых в точности соответствовал бы оптимальной для данной отрасли величине предприятия.



2015-11-27 1237 Обсуждений (0)
Нормальные товары — это 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормальные товары — это

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)