ТЕМА: 13. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
ВВЕДЕНИЕ Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей. В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний. Государство имеет большое влияние на экономику страны. Какие функции выполняет государство и методы государственного регулирования необходимые знания для современного человека. 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:для стабильной экономической жизни государству необходимо установить методы регулирования рыночной экономики. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:понимать сущность и эволюцию государственного регулирования. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ Студент должен знать: ― экономические функции государства; ― модели государственного регулирования экономики. Студент должен уметь: ― применять полученные знания практически. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Что представляют собой модели государственного регулирования экономики: Кейнсианская, неоконсервативная, командно-административная? 2. Каковы методы государственного регулирования рыночной экономики? 3. Каковы социальные функции государства? 4. В чем заключается политика доходов и каковы пути ее реализации? УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Государство в рыночном хозяйстве выступает в качестве коллективного предпринимателя. Несмотря на активные процессы приватизации последних лет, роль государства-предпринимателя нельзя переоценить. Одной из его важнейших задач является обеспечение общих условий экономического роста и инновационной деятельности, создание благоприятного климата для всех видов частного предпринимательства, осуществляемого в крупных, средних и мелких фирмах. Государство располагает материальными и финансовыми ресурсами, осуществляет административно-законодательные меры и использует различные формы и методы воздействия на объем производства, инвестиционные процессы, цены, структурную перестройку. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся: ― создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; ― антимонопольное регулирование; ― проведение политики макроэкономической стабилизации; ― воздействие на размещение ресурсов; ― деятельность в сфере распределения доходов. Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Итак, прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной основы — это, по сути, установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители, само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое. Необходимость создания правовой основы особенно важна в период реформирования экономики. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские законы. Антимонопольное законодательство имеет уже вековую историю. Начало ему было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 году. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и др. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом. В условиях государственного монополизма для бывшего СССР была характерна чрезмерная секретность в области экономической информации, порой абсолютно бессмысленная. Государству, монополизировавшему право на информацию, это позволяло приукрашивать действительность. Но при этом без достоверной статистики не могло быть серьезного научного анализа социально-экономического положения страны, отсутствовали коррективные международные сравнения. Возникающие проблемы, не получая разрешения, накапливались, а неосведомленность о них общественности не делала их последствия менее тяжелыми. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики — это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на стабилизацию экономики, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов. Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможностях государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства в экономическую ситуацию, однако любое правительство, так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были их последствия, само по себе сбалансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы частный сектор сокращал расходы в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика путем воздействия на размещение ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в некоторых ситуациях (внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема нерационального распределения ресурсов и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов по использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и т.п. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и УСЛУГ например, льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ, скажем, того же образования, здравоохранения или национальной обороны. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком. Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкретный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты, например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т. п. Для решения вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: ― фискальная и денежная политика; ― социальная политика и политика регулирования доходов; ― внешнеэкономическая политика. К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая — с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные и множество других проблем. Фискальная политика — важнейший инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента — чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части государственного бюджета — превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику. Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объемы национального производства и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но и она может быть обоюдоострой. Без отлаженной регламентированной денежной политики борьба с инфляцией обречена на неудачу. Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости и т.п. К социальной политике относятся и деятельность государства в области образования, медицины, культуры и т.д. В числе важных инструментов экономической политики — государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в Фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других. Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли государства в экономике к периодам его постоянного сужения и обратно. Не выработано единства мнений по вопросам государственного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более того, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложить на государство. Д.С.Милль, представитель классической политической экономии, писал, что едва ли можно найти общее оправдание для всех многочисленных функций государства, кроме одного всеобъемлющего — целесообразности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |