Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития о процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение: 1. успешность 2. легкость 3. основательность 4. быстрота (кратчайший путь обучения) Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?
Для Коменского успешность обучения означает: · учить детей своевременно · учить вещам раньше слов · учиться в школе до конца · каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета · образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец, язык и руку · от простейших начал переходить к общему · распределять занятия по врмени и порядку · учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса Легкость обучения и учения достигается в том случае, если: · обучение начнется рано; · разум будет подготовлен для этого; · будет идти от более легкого к более трудному; · от общего к частному; · никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов; · учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понятно и осмысленно; · все будет преподаваться для приложения к жизни; · все будет преподаваться по одному и тому же методу. Основательность обучения и учения будет достигнута, если: · будут заниматься полезными вещами; · всему будет положено прочное основание; · последующее будет опираться на это основание; · все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться; · все будет закрепляться постоянными упражнениями. Быстрота в обучении будет достигнута, если: · во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель; · один предмет будет изучаться по одному автору; · одна работа будет задаваться всему классу; · по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д. Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы. “Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах,связывает многих людей в одно общество для совещания и действования“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми. “Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершеннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимогоКак понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева. Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |