Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исполнение наказания в виде лишения свободы



2015-11-27 668 Обсуждений (0)
Исполнение наказания в виде лишения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения

Лишение свободы с точки зрения уголовно-исполнительного законодательства.

В рамках уголовного права- это вид наказания, срочный и бессрочный, который призван для исполнения наказания с целью изоляции осужденного от общества. Это уголовно-правовая функция законодательства.

Для УИП лишение свободы это то же самое наказание, но совсем с другой стороны. Насколько эффективно его можно использовать в целях исправления осужденного. Смысл изоляции- можно ли достичь той цели, которая стоит перед изоляцией.

Следует обратить внимание на два аспекта о положительной и отрицательной стороне этого наказания.

Положительные свойства:

1) Лишение свободы является делимым. Делимым не столько, как календарный график можно разделить и назначить определенный срок, а оно делимо с учетом общественной опасностью совершенного деяния и общественной опасности личности, совершившего преступление. Если мы посмотрим, то любой период применяется в судебной практике- и 6 месяцев, и 5 лет, и 10 лет. В среднем лишение свободы составляет 5-6 лет по стране.

Много это или мало- этот вопрос зависит от того, насколько эффективно было это наказание. Об эффективности говорит показатель рецидива: сейчас каждый третий совершает преступления после выхода на свободу. Такая статистика отслеживается с 1917 года.

2) Возможность организации разных видов режима. О режимах будем говорить отдельно.

Режим-установленный законом порядок исполнения и отбывания наказания.

Исполнение и отбывание наказания зависит от совокупности условий, в которых лицо отбывает наказание. От совокупности условий зависит название режима.

3) Возможность осуществлять за осужденным постоянный надзор. Лицо находится на определенной территории, при определенных условиях поведения. Строго очерчены дорожки. Везде ходят строем. Просматривается вся ситуация и возможен контроль за каждым отдельно или за группой лиц, которые передвигаются по территории.

4) Осужденные отбывают наказание в камерах или в помещениях и содержание их возможно в разных формах. Под этим понимается содержание в одиночны камерах либо в общих помещениях. Либо может быть смешанным- днем работают вместе, а ночью находятся отдельно.

5) Предоставляется возможность выходить за пределы помещения на специально отведенные территории («дворики») для прогулки.

6) Возможно заменить другим, более мягким наказанием. Но для этого должны быть свои формальные и материальные основания.

7) Это наказание предусматривает УДО.

8) Систематическое наблюдение за осужденными позволяет влиять оперативно на изменение условий его содержания. В каждом исправительном учреждении при одном режиме есть три вида условий- от лучшего к худшему. Если осужденный ведет себя должным образом, то начальник исправительного учреждения может перевести его в более льготные условия. Это значит изменить работу, питание, одежду, количество времени, которое отводится как личное, изменить часы свидания, посылок и передач. Если хорошо ведет и далее, то можно перевести из одного режима в другой с разрешения суда. например, из строгого в общий. Обратно в сторону ухудшения невозможно переводить.

9) Данный вид наказания предусматривает привлечение осужденного к труду. Это должно способствовать к тому, чтобы осужденный мог вернуться к последнему своему месту деятельности после отбывания наказания.

10) Считается, что изоляция осужденных позволяет максимально эффективно предупреждать совершение преступлений этим лицом в процессе отбывания наказания. Например, он водитель, такого преступления он не совершит такого преступления в рамках лишения свободы. Но это не означает то, что осужденные не совершают вовсе преступления в местах лишения свободы. Самое распространённое- кражи, грабежи, причинение вреда жизни и здоровью, преступления против половой неприкосновенности и свободы (ст. 132, 133 УК).

Эффективность пока не столь высока этого наказания.

Есть отрицательные стороны:

1) Для осужденного резко изменяются условия жизни. Пока осужденный в СИЗО, отношение у него психологически устойчивое. Но когда он попадает в исправительное учреждение, и он понимает, что вернется на волю только через несколько лет. Начинается внутренняя его изменчивость, которая неизвестна никому. После выхода это состояние у него сохраняется.

2) Осужденный начинает осознавать, что изоляция определяется тем, что он лишен возможности общаться с тем кругом людей, с которым он общался до осуждения. Это воздействие бывает менее или более сильным. Ему говорят, что можно делать, что нельзя делать, что нужно делать. Те, кто повторно попадают, они помягче это переносят, т.к. знают «правила игры».

3) Осужденный оказывается в кругу «одаренных людей», у которых свои правила поведения, свой язык, свое отношение ко всему абсолютно, свои жесты, своя форма отношений. Те, кто попадает туда впервые, понять это очень сложно. В каждом жесте или наколке есть глубочайший смысл. Когда появились бриты в 90-х, то у всех появились наколки. Те, кто вышел из мест лишения свободы, начали наколки вырезать. И ставили метку и говорили, что «не знаешь, не вырезай». Потом перестали делать такие наколки и начали стирать с тела наколки. Оказаться в этой среде очень трудно.

Принижение имеет место везде, где только это возможно.

Всё отрицательное связано с психикой осужденного. Сегодня стало меньше убийств в исправительных учреждениях. Т.е. психологическую обстановку нужно менять. Сейчас говорят, что нужно в местах лишения свободы оставить тех, кто совершил тяжкие или особо тяжкие преступления. Это, как правило, лица, которые не первый и не второй раз, отбывают наказание в местах лишения свободы.

Те, кто отбывал наказание, конечно, занимаются самообразованием. Это так называемые «воры в законе». Они противодействуют правоохранительным органам. Те, кто не воры в законе, а кто в 7 раз отбывает наказание в 40 лет, говорят, что «главное- это не работать». Психологию эту поменять очень сложно. Как можно жить, если не работать?

Тюрьмы применялись для реализации нескольких задач. От некоторых задач сегодня отказались. Задачи:

1) Лишение свободы применялось и сейчас чаще всего применяется в интересах следствию, чтобы подозреваемое лицо не могло помешать следствию и не могло от него скрыться.

2) Содержание осужденного до исполнения наказания в виде смертной казни. Задача в том, чтобы осужденный не совершил побега.

3) Применялось лишение свободы в тех случаях, когда были телесные наказания. Как только телесные наказания были исполнены, то лишение свободы заканчивалось.

4) Ранее лишение свободы применялось в Англии с 1563 года для бродяг, проституток, нищих. Были места лишения свободы для бродяг и нищих.

5) Во Франции с 1867 года для проституток.

6) В России с 1839 были созданы арестантские роты гражданского ведомства, которые отделяли бедных и бродяг. Были специализированные учреждения для искоренения ереси и инакомыслия.

Исполнение лишения свободы осуществляется на определенных принципах.

Учреждения, где осуществляется исполнение наказания в виде лишения свободы:

1. Колонии-поселения;

2. Воспитательные колонии;

3. Лечебно-исправительные учреждения;

4. Исправительные колонии общего режима;

5. Исправительные колонии строго режима;

6. Исправительные колонии особого режима;

7. Тюрьмы;

8. Следственные изоляторы.

Отбывают наказание в виде срочного и бессрочного лишения свободы. Бессрочное- это пожизненное лишение свободы.

Принципы исполнения наказания в виде лишения свободы:

1) Территориальный

Местом отбывания наказания является территория, где лицо проживало до осуждения или где было осуждено.

Принципиальное положение, что именно в этом кодексе впервые называется место отбывания наказания. Где лицо проживало или где лицо было осуждено. Например, лицо уехало на заработки в командировку и совершило там преступление. Оно там и отбывает наказание и его никто возвращать домой не будет.

Этот принцип исключает перемещение заключенных по территории страны. Раньше осужденных перемещали. Когда лицо отправляли отбывать наказание, и он утрачивал все связи, которые у него были. За год отбывания наказания ни у одного из родственников не было средств и возможности добраться до осужденного. Например, в Амурской области можно передвигаться либо когда жарко и всё сухо либо сильный мороз. Там вездеходы, машины на подушках, БМП. Т.е. доехать до родных, близких, чтобы увидеть близких (например, короткое свидание- 3 часа) и потом вернуться обратно. И раньше получалось так, что десятилетиями лицо никого не видело. Законодатель посмотрел, что все связи, которые имели место быть, утрачивались, и поэтому сейчас есть возможность видеть родных и близких. Можно на этой основе даже создавать новую семью.

Если лицо раньше училось или работало, то создаются родительские комитеты, школьные, муниципальные, чтобы вернуть к прежнему месту бытия, работы, искусству. Что касается несовершеннолетних, то речь идет либо о спортивной работе. Сегодня есть чемпионаты между колониями по игровым видам спорта.

Есть также экономический вопрос. Примерно 1 млн. отбывает наказание. Билет в Коми, билет стоит 24 тысячи рублей. И на осужденных такие деньги не тратят. Но нужен же специальный транспорт, специальный самолет, прицепной вагон.

Также нужна охрана при перемещении, управляющие лица, лица принимающие. Также на этапах осужденного кормить. И на одного осужденного приходится кругленькая сумма.

Сегодня эти расходы исключены. Сегодня каждый отбывает наказания там, где жил и работал.

Процесс отбывания наказания начинается с момента вступления приговора в силу. До этого есть ещё период обжалования и т.д.

С этого момента срок уже начинает течь, но этапы разные.

Первый этап- подготовка осужденного к отправке к месту отбывания наказания. На это есть 10 суток. В течение этого времени администрация СИЗО готовит необходимые документы, которые отправляются вместе с осужденным. В это время администрация отправляет извещение о вступление приговора в силу, администрация оповещает родных о том, что приговор вступил в силу и осужденный будет отправлен в определённое исправительное учреждение. Осужденный сам называет лицо, которому нужно отправить извещение. В течение этого времени родственники имеют право на одно свидание, а осужденные имеют право на 1 телефонный звонок. Далее осужденный доставляется в исправительное учреждение.

Второй этап- само перемещение осужденного к месту отбывания наказания. Здесь четко должен быть соблюден принцип раздельного перемещения мужчин и женщин. В один день их не отправляют, а тем более одновременно.

Ранее отдельно отправлялись лица, приговоренные к смертной казни, к пожизненному лишению свободы, отдельно больные в форме туберкулёза, отдельное не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания и отдельно страдающие психическими расстройствами.

Третий этап- приём исправительные учреждением осужденного. Приём осуществляет всегда специальная комиссия, утвержденная начальник исправительного учреждения, куда входит оперативный дежурный в лице зам начальника исправительного учреждения, сотрудник спец отдела и медицинский сотрудник. Оперативный дежурный принимает документы и проверяет их правильность, сотрудник спец отдела составляет план (это нужно чтобы пресечь связи с преступным миром; разработать план воспитательной работы; оценить наиболее важные факты в жизни) и мед сотрудник обследует осужденного, чтобы составить полное представление о внешнем состоянии осужденного, а также определить заболевания, которые у него есть.

После этого администрация обязана известить одного из родственников по согласию осуждённого о том, что осужденный прибыл к месту отбывания наказания. Указывается адрес, прикладывается уведомление о том, что и когда можно привозить, присылать, когда могут быть встречи и свидания. Т.е. родственники всегда знаю, куда можно ехать и куда можно послать передачу.

Следующий этап- работа с осужденным в первые 15 дней после прибытия. Он отправляется в карантийное отделение на 15 дней. С осужденным ведется плотная, интенсивная работа. По полной программе идет медицинское освидетельствование. Это нужно, чтобы посмотреть, какую работу ему можно доверить. Смотрят, какое у него образование. Если ему больше 30 лет, то у него спрашивают, хочет ли он получить образование (т.к. до 29 лет- образование обязательно). Потом смотрят , в какую казарму его поселить, в какую бригаду.

Пятый этап- фактическое отбывание наказания. Если нет каких-либо обстоятельств, то лицо отбывает наказание по месту и по исправительному учреждению.

Исключения из принципа территориальности:

a) В регионе, где лицо проживает, отсутствует место, в котором он отбывает наказание. Лицо должно быть отправлено в соседний субъект федерации, который находится максимально близко от места его жительства по юридическому адресу. Например, не во всех субъектах федерации есть колонии для несовершеннолетних, колонии для женщин. Есть субъекты, где нет преступности несовершеннолетних.

b) Оперативной службе стало известно, что в исправительном учреждении, есть угроза его жизни. Администрация должна сказать об этом осужденному и нужно его согласие, чтобы его перевели в другое исправительное учреждение.

c) Если осужденный болен, то его могут перевести в учреждение, где содержат лиц с таким заболеванием.

Не распространяется принцип территориальности:

a) Совершившие особо опасные преступления, при рецидиве;

b) Осужденные к пожизненному лишению свободы:

c) Осужденные к отбыванию наказания в тюрьме

d) Лица, совершившие преступления, предусмотренные по закону от 5 мая 2005 года (например, торговля людьми, шпионаж)

 

2) Отбывание наказания в одном исправительном учреждении;

3) Изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного;

4) Раздельное содержание различных категорий осужденного.

24.11.2011.

Режим

Это установленный законом правила и порядок отбывания и несения наказания.

У этого термина два корня: один французский, а другой латинский. Французский термин означает в русском языке уклад или образ жизни. Перевод с латинского- исполнение наказания.

Что важнее: объяснить, каков уклад жизни осужденных или то, как исполняется наказание?

Наряду с исполнением наказания есть ещё и отбывание наказания. Ест позиция, что эти два термина не существуют друг без друга. На основе этого формируется законодательство стран, теория.

Исполнение наказания- это прерогатива администрации учреждения. Это внимание превалирует в законодательстве всех стран и в теории уголовно-исполнительного права. До 1997 года речь шла только об исполнении наказания- Приказы, инструктивные письма, положения об МВД заменяли исправительно-трудовой кодекс.

Администрация должна быть настолько же гуманной, насколько гуманной является вся исполнительная система.

Если оглянуться вокруг, то либерализация любого законодательства, особенно тюремного, привело к тому, что во многих странах поджоги, демонстрации, саботажи. Нужно ли настолько либерализовывать? Принято считать, чем острее исторический период, тем режим должен быть жестче.

Все страны перешли от латинского термина «исполнение наказания» к термину «уклад жизни». Сегодня все склоняются к тому, что нужно идти по французскому термину, т.е. создавать условия, чтобы осужденный чувствовал себя похожим на человека. Сейчас, например, почти исчезли вторые ярусы у кроватей. Т.к. на каждого осужденного должно быть определенное количество кубометров воздуха. Есть также нормативы по площади на каждого осужденного. У нас норматив по площади: от 2,5 до 5 кв.м на человека ( 5 кв.м- это в лечебно-профилактических учреждениях). Через два года норматив согласно европейским нормам будет составлять 10 кв.м. Согласно СК на каждого гражданина РФ положено 6 кв.м.

Образ жизни осужденного- все условия, в которых лицо отбывает наказание. Прежде всего, это одежда, помещение, питание, и только после них все остальные условия: библиотека, спортзал, кинозалы, встреча с работниками культуры, кинофильмы.

Что касается исполнения наказания, то здесь всё по-другому- определяется норматив для администрации и в рамках их прав и обязанностей предусматриваются более либеральные возможности по отношению к осужденным. Самое главное- это условия, но только через взгляд администрации.

Таким образом, лучше говорить об укладе жизни осужденного или его образа.

Что касается вопросов теории уголовно-исполнительного права, то формируется два направления:

1) В широком смысле;

Основоположник- Клозышев.

Пенитенциарный режим включает в себя всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения воздействуют на осужденного в рамках исполнения наказания. Это следующие способы:

a) способы размещения заключённых;

b) распорядок дня, в котором осужденный находился каждый день и весь период отбывания наказания;

c) все иные меры.

2) В узком смысле

Основоположник- Утевский

Под режимом понималась совокупность внешних признаков для этой меры репрессии. Меры:

a) Распорядок дня;

b) Правила передвижения осужденных;

c) Общение осужденных с внешним миром;

d) Поощрения и взыскания;

e) Иное.

Есть два варианта поведения: надо смотреть, какие проблемы существуют и не надо смотреть на то, какие проблемы существуют.

Режим представляет собой форму поведения осужденных, которая позволяет решать несколько функций:

1) Карательную

В УК 60 года было сказано, что наказание было не только кара, но и имеет целью исправление осужденного.

Сегодня может показаться, что всё уголовно-исполнительное законодательство- это кара.

Кара- это воздействие на осужденного, которое применяется к нему против его воли и по форме, и по содержанию.

Например, всех осужденных стригут, чтобы была чистая голова и волосы. Т.е. никто никого не спрашивает, какую прическу они хотят. И это называется карой.

В процессе отбывания наказания одно существенно отличается от другого в зависимости от вида режима. Лицо может находиться в исправительном учреждении, но есть всё по-разному.

2) Предупредительную

Осужденный в процессе отбывания наказания в рамках режима находятся под постоянным контролем в течение 24-х часов. Ни на секунду он не исчезает с глаз администрации. Там, где видеонаблюдением не охватывается, обязательно должен быть сопровождающий: конвоир, бригадир, надзирающий и т.д.

3) Воспитательную

Это встреча с работниками культуру. Например, приезжают представители культуру, литературы, искусства, ученые.

4) Обеспечение мер исправительного воздействия

Для этого должны быть специальные подразделения (например, оперативные управления), специальные помещения (например, карцер), иные меры воздействия (например, лишение свиданий).

В теории есть точка зрения, которое отрицает в режиме любую карательную принадлежность. Не может быть элемент исполнения наказания без карательных условий: например, исправительное учреждение не может сказать осужденным- «на этой территории делайте, что хотите».

Европейские стандарты, которые сложились в процессе формирования тюремных систем:

1. Заключение и другие изолирующие меры причиняют страдания в силу того, что отнимают у него право на самоопределение. Т.е., например, ограничили право передвижение только путем передвижения в колонии. И он уже не может ходить на свидания, на работу и т.д. Ограничение права на самоопределение является очень жестким.

Всё остальное должно быть в пределах- например, обращение к осужденному на «вы».

2. Положение о европейских тюрьмах:

Содержание в заключении является наказанием само по себе. Поэтому условия заключения не должны усугублять свойственных страданий заключенным.

Есть системы, которые о режимах не говорят: обращают внимание на условия содержания осужденных и на защиту того, чтобы они не убежали.

Что важно- укреплять режим внутри или поставить на вышку тюрем несколько пулеметов и ничего не делать? Оба этих подхода эффективны. Например, вышки поставлены так, чтобы посмотреть всю территорию, и если осужденный пытается сбежать, то в него стреляют. Но осужденного никто не заставляет вставать в 7 утра, идти работать и т.д.

Такова система в США. Все тюремные учреждения классифицируются по степени охраны и по интенсивности применения мер безопасности. Виды тюрем в США:

1) Тюрьмы минимальной безопасности;

2) Тюрьмы средней безопасности;

3) Тюрьмы максимальной безопасности;

4) Тюрьмы максимальной безопасности.

Отличаются системой охраны и интенсивностью применения мер охраны.

У нас в статье 82 УИК под режимом понимается установленный законом и соответствующими нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

В самом понятии режима законодатель говорит, что речь идет о порядке исполнения и отбывания наказания.

Исполнение наказания- деятельность администрации по организации распорядка дня, обеспечения осужденных, осуществлению охраны и надзора за содержанием осужденных, а также порядок проведения обысков, досмотров при отправлении на работу, в школу и обратно при возвращении. Вопрос стоит только в организации этих вопросов.

Отбывание наказания- установленный порядок жизни, труда, отдыха осужденных в процессе отбывания наказания, а также порядок реализации этих условий.

Режим позволяет ограничить предел действий администраций, чтобы она не выходила за рамки закона или, наоборот, не рассматривала свои обязанности слишком узко. Режим определяет объем отбывания наказания, а также обеспечивает осуществление функций, которые были перечислены выше.

Например, карательная функция режима реализуется:

a) Установлением правовых ограничений;

b) Изоляцией осужденных;

c) Защитой общества от осужденных.

Воспитательная функция устанавливает:

a) правила поведения;

b) закрепляет предпосылки для применения средств исправительного воздействия.

Функция социального контроля реализуется путем:

a) установления государственного контроля за осужденными;

b) установлением специальных правил поведения;

c) оценкой поведения осужденного путем применения мер взыскания или поощрения.

Закон предусматривает основные требования к режиму:

1) Обеспечить невозможность побегов- например, нужна колючая проволока с напряжением ночью, камеры поставить. Всё равно это не лишает возможности побега. Сегодня занимаются подкопами территории. Например, в одной колонии прокопали 30 м за полтора года.

2) Далее см. ст. 82 УИК.

Первая группа требований- обеспечивает физическую изоляцию.

Содержание осужденных на огороженной и охраняемое территории; лишение возможности свободно передвигаться за пределами исправительного учреждения (когда осужденного вывозят на работу).

В процессе работы разрешено общаться между собой, но запрещено общаться с посторонними лицами, которые могут на объекте появляться.

Также есть специальная пропускная система, регулирующая посещение исправительного учреждения. Попасть в исправительное учреждение невозможно, в том числе в СИЗО. В СИЗО можно между дверьми проходить только по одному, а в исправительных учреждениях по 3 человека.

Вторая группа требований- обеспечивает духовную изоляцию

Лицо изолируют от духовной жизни.

i. Обеспечивают постоянный надзор за осужденным в целях исключения самой возможности совершить новые преступления днем или ночью, на работе или в местах отдыха. Что это значит? В местах лишения свободы совершить преступление в одиночку невозможно. Сам осужденный в одиночестве никогда не остается. Если он что-то задумал, то это видит несколько человек. Если им что-то не рассказать, то можно за это получить.

ii. Исполнение осужденным возложенных на него обязанности. Они рассчитаны поминутно, по времени светового дня, по личному времени. Если осужденный плохо что-то выполнил, то осужденный потратил свое время на что-то другое.

iii. Реализация прав и законных интересов осужденными. Осужденный должен добиваться возможности общения с духовным миром. Осужденные часто отказываются от свиданий, от телефонным переговоров. На это нужно оперативно реагировать и анализировать причины.

Духовная изоляция направлена на то, чтобы у заключенного не было возможности совершить преступления.

Для тех, кто совершил тяжкие или особо тяжкие преступления, предусмотрено то, что передвижение по камере ограничено.

Средства обеспечения режима

Порядок нарушается не так часто, но согласованно. Между многими исправительными осужденными есть неофициальная связь. Осуждённые знают, что происходит в других учреждениях и готовят акции неповиновения.

Законодатель выделяет три группы средств:

1. Должны обеспечивать обнаружение нарушителей и запрещённых предметов

Передвижные и стационарные системы, приборы и датчики, которые используются для блокирования отдельных участков, корпусов, зданий, проёмов и т.д. (чтобы не распространялись саботаж, демонстрации осужденных).Нужно, чтобы возможно было перекрыть любой участок на территории учреждения.

2. Обеспечивает служебную связь и сигнализацию

Средства связи сигнализации, которые применяются для управления и координации сил, а также система связи ( телефоны, телеграфы, телевизионные связи), которые работают только на частотах исправительного учреждения. Каждый работник имеет средство связи, которую он может использовать только на территории учреждения. Поэтому работникам нельзя носить мобильные телефоны.

3. Аудио-видео средства

Оптические приборы, приборы ночного видения и аппаратура видео записи. Все эти средства необходимы для обеспечения режима.

 

В рамках отбывания наказания может быть введен режим особых условий. Может быть введен при стихийных действиях, при ЧС, которые официально вводятся в регионах, при введении военного положения, в случае массовых беспорядков, или группового неповиновения. Сначала оповещается выше стоящее руководство учреждения, потом прокурор уведомляется. В отлагательных случаях вводится такое положение начальником исправительного учреждения самостоятельно с 24-часовым уведомлением вышестоящих органов.

Есть отдельная группа средств, которая применяется к осужденным при нарушении режима.

Есть технические средства, которые обеспечивают режим, а есть условия, которые применяются к осужденным. Они подразделяются на:

1) Физическую силу;

2) Специальные средства- дубинка, наручники, слезоточивый газ, собака, водометы и т.д.;

3) Оружие- только табельное.

15.12.2011.



2015-11-27 668 Обсуждений (0)
Исполнение наказания в виде лишения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исполнение наказания в виде лишения свободы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)