Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Саморегуляция и профессиональное самосознание педагогов ДОУ в педагогической деятельности



2015-11-27 1335 Обсуждений (0)
Тема 6. Саморегуляция и профессиональное самосознание педагогов ДОУ в педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ключевые понятия:

Педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, тенденция, технология, план, профессиональное самосознание, мировоззрение, нормативный, общечеловеческие ценности, саморегуляция, педагогическая ситуация, образовательное пространство, нравственные ценности.

План изучения темы на лекционных занятиях

1. Способы саморегуляции педагога дошкольного образования в профессиональной деятельности.

2. Основные компоненты в структуре самосознания.

3. Оценка степени значимости профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности в ДОУ.

 

Краткое содержание теоретических вопросов

Понятие саморегуляция. Основные компоненты в структуре самосознания.

Существенные признаки процесса саморегуляции. Значимость профессиональной саморегуляции для педагогической деятельности воспитателя детского сада. Критерии оценки 15

 

степени значимости профессиональной саморегуляции. Роль личности в воспитании детей. Профессиональные качества личности воспитателя детского сада.

Практические занятия

1 Варианты педагогических ситуаций, требующих проявления профессиональной саморегуляции педагога

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме

1. Личность в организации (роль характера, темперамента в профессиональной деятельности).

2. Саморегуляция как профессионально важное качество педагога дошкольного образования.

3. Источники развития самосознания

 

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1 Проанализируйте преамбулу Конвенции о правах ребёнка.

2 Раскройте содержание статьей Конвенции о правах ребёнка.

3 Назовите принципы, на которых основывается дошкольное образование?

4 Каковы цели и задачи дошкольного образования?

5 Охарактеризуйте личность воспитателя дошкольного учреждения

6 Что такое саморегуляция?

7 Что характеризует саморегуляция в качествах личности педагога?

8 Охарактеризуйте основные компоненты в структуре самосознания?

9 Что такое педагогическая деятельность?

10 Каковы существенные признаки профессиональной саморегуляции?

11 Проследите проявление проявления профессиональной саморегуляции педагога в педагогических ситуаций

12 Является ли проблема профессиональной саморегуляции актуальной для дошкольного образования?

13 Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

14 Перечислите функциональные обязанности педагога детского сада.

15 Какие личностные качества педагога обеспечивают успех его деятельности, а какие вызывают трудности? Приведите примеры.

16 Каковы ваши предложения по совершенствованию деятельности педагога детского сада.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВТОНОМИЯ (гр. autonomia < autos - сам + nomos - закон) - самоуправление, независимость в управлении; собственная закономерность, оп- ределяемость какого-либо явления его внутренними законами.

АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas - власть, влияние) - требование беспрекословного подчинения власти, диктаторство.

АВТОРИТЕТ - уважение и общее признание влияния лица, основанное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении.

АГРЕССИВНОСТЬ - враждебность, стремление к нападению.

АДАПТАЦИЯ - комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.

АДАПТИВНОСТЬ - способность к адаптации.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями, изучаемое в антропологии и других науках о человеке.

АЛЬТЕРНАТИВА (фр. alternative, лат. alter - один из двух) - необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, нужных вариантов; каждая из исключающих друг друга возможностей. 16

 

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - увеличение, расширение, распространение, усиление) - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в отличие от форсированного, сверхраннего обучения. В основе теории амплификации лежат выводы А. В. Запорожца о том, что отдельные психические функции развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности ребенка. Они являются результатом усвоения общественно-исторического опыта в процессе собственной деятельности ребенка и его общения с окружающими. Психические новообразования, прежде всего, в познавательной и мотивационно-эмо- циональной сферах, возникающие на каждом возрастном этапе детства, имеют непреходящее значение для всестороннего развития ребенка, вносят особый, незаменимый вклад в формирование личности. Оптимальные педагогические условия предполагают необходимость широкого развертывания и обогащения содержания специфических детских форм деятельности: игровой, практической, изобразительной, а также общения детей друг с другом и со взрослыми (по А. В. Запорожцу).

АНАЛИЗ (гр. analysis - разложение) - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ - основанный на применении анализа.

АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряда функциональных показателей.

АНТРОПОСОФИЯ (гр. anthropos - человек + sophia - мудрость) - учение о человеке, его самоусовершенствовании и развитии предполагаемых сверхчувственных способностей к духовному единению с природой. Зародилась внутри теософии. Цель - выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Р. Штсйнеру, основателю антропософии, его можно достигнуть при помощи воспитания, в частности обучения музыке, медитации, эвритмии.

АССИСТЕНТ (ВОСПИТАТЕЛЯ) - помощник при проведении педагогических мероприятий.

БАЗИС (гр. basis - основание) - 1) совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки; 2) совокупность общественных производственных отношений, являющихся основой образования.

БИЗНЕС - деятельность, занятие, торговля, коммерция, приносящая прибыль, выгоду; предпринимательская деятельность.

БИЗНЕСМЕН - делец, предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью; человек, делающий выгодное дело.

БИЛИНГВИЗМ (лат. bi...- дву(х)... - дважды + lingua - язык) - двуязычие.

БИОСФЕРА - область распространения жизни на земном шаре, т.е. населенная организмами поверхность суши, воды рек, морей и океанов (гидросфера) и атмосфера.

БЮДЖЕТ - смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; учет, расчет чего-либо.

ВАРИАТИВНОСТЬ - разновидность, видоизменение чего-либо или отдельных частей; возможность изменить, разнообразить, уклониться от основного типа.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный, устный.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - взаимосвязь действий, взаимосвязь деятель- ностей и взаимосвязь функционально-ролевых и личностных позиций (по Л.Н.Перелыгиной).

ГАРАНТИИ (фр. garantie - ручательство) - условия, обеспечивающие успех чего-либо.

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека.

ГЛАСНОСТЬ - специфическое общественное явление, свойственное демократическим формам взаимоотношений органов управления, государственных и общественных организаций с гражданами на основе доступной, публичной, свободно распространяемой в государстве социально-значимой информации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ-обеспечивает основу развития полноценной личности, преемственность при переходе к следующему возрастному этапу, гарантирует права ребенка на равные возможности, обеспечивающие успешность его обучения в школе (из документа). 17

 

ГРАЖДАНИН - человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение такого лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего государства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного государства и лица.

ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, идей, в основе которых лежит убежденность о высоком призвании человека, ценности личности, ее праве на свободу; человеколюбие.

ГУМАНИЗАЦИЯ - 1) процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; 2) процессуальная производная от понятия «гуманизм», представляющего собой комплекс социально ценностных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей ценности, признают его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление его сущностных физических и духовных сил. Гуманизация образования трактуется по целевым, процессуальным и содержательным характеристикам (по Л. Н. Перелыгиной).

ДЕКЛАРАЦИЯ - объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. «Всеобщая декларация прав человека» содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализация во всех странах; она утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г. «Декларация прав ребенка» принята международным сообществом в 1959 г.

ДЕМОКРАТИЯ - политический строй, при котором власть официально принадлежит народу.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ - процесс формирования правового государства, построенного на принципах равенства и свободы.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ (в перенос, знач.) - смещение акцента с центра, с главного; преодоление сосредоточения на собственных взглядах, точках зрения.

ДИЗАЙН - художественное проектирование эстетического облика промышленного изделия, оформление интерьера.

ДИСЦИПЛИНА - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

ДОСТОИНСТВО - уважение к себе, сознание своих прав, своей ценности.

ЗАКОН - обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

ЗАКОННОСТЬ - строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

ИДЕАЛ - возвышенная цель (стремление, образец для подражания).

ИНДИВИД - отдельный человек, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью духовных процессов и свойств, активностью и специфичностью в реализации таких свойств в условиях конкретной ситуации.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - 1) особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других; 2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - преобразование, введение нового, обладающего иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентировок.

ИННОВАЦИЯ – новое в определённом виде деятельности

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ

ИНТЕГРАЦИЯ - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей; объединение в целое ранее разрозненных частей, элементов.

ИНТЕРЕСЫ - отношение личности к явлению (событию, предмету) как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

ИНФОРМАЦИЯ - 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ - насыщенность содержанием, информацией; количество сведений, знаний. 18

 

ИСТОК (в перенос, знач.) - начало, первоисточник чего-нибудь.

КОДЕКС - 1) свод законов; 2) совокупность правил, убеждений.

КОДЕКС СЕМЕЙНЫЙ - свод законов о семье.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

КОМПЕТЕНЦИЯ - 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

КОМПЛЕКСНЫЙ - соединенный с чем-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов.

КОМФОРТНОСТЬ (СРЕДЫ) - совокупность бытовых удобств.

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, как правило по какому- то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания. «Конвенция о правах ребенка» принята международным сообществом в 1989 г.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - принята в декабре 1993 г. Ее вторая глава «Права и свободы человека и гражданина» отражает требования «Всемирной декларации прав человека».

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ - имеющий общий центр, но разные радиусы.

КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений; понимание чего-либо.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ - положения, объединенные общей концепцией.

КУЛЬТУРА - 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни; 2) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - сохранение прошлых ценностей в настоящем.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (поведения) - знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами - регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший показатель воспитанности, такой уровень сформированных коммуникативных черт характера и действий, который позволяет эффективно решать задачи взаимодействия с людьми.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общения.

ЛАТЕНТНОЕ - скрытое, внешне не проявляющееся.

ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как носитель каких-либо свойств; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидов, продукт общественного развития и включения человека в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

МАГИСТРАТУРА - ступень высшего образования, по окончании которой и после защиты магистерской диссертации присваивается ученая степень - магистр образования.

МЕНЕДЖЕР (англ. manager - управлять) - 1) наемный профессиональный управляющий в производстве; 2) предприниматель в профессиональном спорте, искусстве.

МЕЦЕНАТ - богатый покровитель наук и искусств (по имени римского богача, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам).

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на природу и общество.

МОДЕЛЬ - 1) образец какого-либо изделия; 2) уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – изменение явления в соответствии с современными требованиями путём введения различных усовершенствий структуры и технологии обновлённого процесса

МОДЕЛИРОВАНИЕ (НАГЛЯДНОЕ) - 1) деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; 2) создание в уме плана будущей игры, сказки, постройки, рисунка, т.е. планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей (по О.М.Дьяченко). 19

 

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс отражения объективной педагогической действительности в представлениях, суждениях, понятиях; способность рассуждать, оперируя педагогическими понятиями.

НАЦИЯ - исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, состоящую из связанных производственными отношениями больших социальных групп людей.

НОРМАТИВНЫЙ - устанавливающий норму, правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность.

НОВАЦИЯ – впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытого, недостаточно знакомого и мало известного в настоящее время

НОВОВВЕДЕНИЕ – целенаправленное продуктивное введение изменений в систему или структуру

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - уровень познания людьми общечеловеческих, гуманных, демократических норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ориентиры в поведении социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - форма существования и распространение образовательных идей и технологий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - материальные и духовные образования, отражающие исторический опыт человечества и обеспечивающие жизнедеятельность его общества.

ОДАРЕННОСТЬ - высокий уровень развития способностей ребенка (см. Способность).

ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, претерпеваемые организмом от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни.

ОПОСРЕДОВАННОЕ (ОБУЧЕНИЕ) - обучение, осуществляемое не непосредственно, а через посредство кого-либо или чего-либо.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - создана в 1945 г., представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

ОФИС (англ. office) - контора, канцелярия, служба, служебное помещение, место для работы.

ПАРАДИГМА (гр. paradigma - пример, образец) - 1) лингв, система форм одного и того же слова; 2) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения.

ПАРЦИАЛЬНЫЙ (лат. partialis - часть) - частичный, неполный, отдельный.

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ - движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм насилия, за воспитание в духе миролюбия, уважения, достоинства и прав других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без принуждения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - 1) процесс воспитания и обучения подрастающего поколения с целью подготовки всесторонне развитых, культурных, образованных людей; 2) воспитание и обучение как процесс взаимодействия педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности последнего при ведущей и направляющей роли воспитания (по Б.Т.Лихачеву); 3) осуществляется на основе следующих параметров:

- взаимодействие функционально-ролевых и личностных позиций педагога и ребенка, рассматриваемое через призму их субъектной представленности;

ориентация на социум или на личность;

отношение к исходной точке развития ребенка по степени влияния на этот процесс прижизненно усвоенного опыта и возможности реализации свойств личности, заданных природой (по JT. Н.Перелыгиной).

ПЕЙС (англ. расе) - дословно одно из значений - шаг, темп. 20

 

ПЛАН - 1) чертеж изображений на плоскости; 2) взаимное расположение частей; 3) заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая определенный порядок, последовательность, сроки выполнения; 4) предположение, предусматривающее ход развития чего-нибудь.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - 1) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу форм познания; 2) одна из главных идей современности, что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание, конкуренцию множества социальных групп и партий.

ПОЗИЦИЯ - 1) расположение чего-нибудь, положение; 2) точка зрения, мнение в каком-либо вопросе.

ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-то объективно необходимом, внутренний побудитель активности личности.

ПРАВИЛО - 1) постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь; 2) привычки, нормы поведения.

ПРАВО - установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами.

ПРЕАМБУЛА - вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.

ПРИНЦИП - 1) основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; 2) убеждение, взгляд па вещи.

ПРИОРИТЕТ - первенство, преимущественное право на что-либо.

ПРОГРАММА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) - 1) изложение содержания и цели образовательной, педагогической деятельности; 2) краткое изложение содержания учебного предмета.

ПРОЕКТ - 1) замысел, план; 2) предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ - упорядоченный, подчиненный определенным правилам, регулирующий порядок.

РЕКРЕАЦИЯ (лат. recreatio - восстановление) - 1) в учебных заведениях помещение, зал для отдыха; 2) перерыв между уроками, перемена.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - обращенный к прошлому.

РЕФЕРАТ - 1) доклад, изложение сущности какого-либо вопроса; 2) краткое изложение содержания книги, статьи и др.

РЕФЕРАТИВНЫЙ - изложенный в краткой форме, отражающий основное содержание чего-либо.

РЕФЛЕКСИЯ - размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

РИТМ - 1) всякое равномерное чередование чего-нибудь; 2) равномерное чередование каких-нибудь элементов; 3) налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.

САМОБЫТНОСТЬ - 1) своеобразие, непохожесть на других; 2) самостоятельность в своем развитии; 3) выбор собственного пути.

САМОСОЗНАНИЕ - 1) понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе; 2) осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов.

САМОЦЕННОСТЬ (ДЕТСТВА)-1) понимание значимости, имеющей ни с чем не сравнимую большую ценность, важность, достоинство (периода детства); 2) в развитии ребенка имеет непреходящее значение (по А. В. Запорожцу).

СВЕТСКИЙ - не церковный, мирской, гражданский.

СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА (в том понятии, в котором упоминается в документах о правах человека) - это узаконенная государством возможность что-нибудь делать, осуществлять; отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо (деятельности, поведении).

СВОБОДА УБЕЖДЕНИЙ - право человека самостоятельно, без всякого принуждения определять взгляды на общественное и государственное устройство. 21

 

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) (лат. sensus - чувство) - 1) чувствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности.

СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного.

СПОСОБНОСТЬ - 1) природная одаренность, талантливость; 2) умение и возможность производить какие-нибудь действия; 3) универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни (по J1. А. Венгеру); 4) психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют и развиваются в деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении (по J1.А.Венгеру, О.М.Дьяченко).

СРЕДА (ОБОГАЩЕННАЯ) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (по С.Л.Новоселовой).

СРЕДА (ПРЕДМЕТНАЯ) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (по С.Л.Новоселовой).

СРЕДА (РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (по С.Л.Новоселовой).

СТРУКТУРА - строение, устройство.

СУПЕРВАЙЗЕР (supervisor) - человек, осуществляющий надзор и наблюдение, контролер.

СЦЕНАРИЙ - 1) литературное произведение с подробным описанием действия; 2) подробное описание содержания и методики (сценарий рабочего плана воспитателя; план-сценарий) педагогической работы воспитателя (по Н.М.Крыловой).

ТЕНДЕНЦИЯ - 1) стремление, склонность к чему-либо, сознательное намерение, заранее предусмотренный вывод; 2) направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

ТЕХНОЛОГИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - 1) совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм педагогической деятельности; 2) систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса; 3) проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (2 и 3 по В. Г1. Беспалько).

ТРАДИЦИЯ - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

ФИЛОГЕНЕЗ (гр. phyle - племя, род + genesis - происхождение) - 1) историческое развитие органического мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов; 2) процесс развития всех органических форм в течение всего времени существования жизни на Земле.

ФОРМАЛИЗМ - соблюдение внешней формы в чем-нибудь в ущерб существу дела.

ФУНКЦИЯ - 1) явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; 2) обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

ХАРАКТЕР — совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

ХАРАКТЕРИСТИКА - описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-то или чего-нибудь.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ - соответствие тем способам и формам общественного бытия, которые в наиболее полной мере воплощают идеи гуманизма и демократизма.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира.

ЧЕРТЕЖ - изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости.

ЧУТКОСТЬ - нравственное требование, моральное качество человека, характеризующее его отношение к окружающим; проявляется в заботе о людях, их нуждах и запросах. 22

 

ЭВРИТМИЯ - искусство телесных движений, сопровождающих речь и музыку.

ЭГОИСТ - тот, кто ставит свои интересы выше интересов других.

ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других людей, общества.ЭКОЛОГИЯ - 1) наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; 2) специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

ЭКОНОМИКА (гр. oikonomia - управление хозяйством) - 1) искусство управления домашним хозяйством; 2) исторически обусловленная совокупность производственных отношений; 3) организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности; 4) научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

ЭКСПЕРТИЗА - 1) рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для дачи заключения; 2) заключение, основанное на мнении специалистов.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ (ЗНАНИЯ) - полученные путем чувственного восприятия и опыта при изучении отдельных фактов, явлений.

ЭРГОНОМИКА (гр. ergon - труд + nomos - закон) - 1) отрасль знания, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий труда; 2) наука, изучающая функциональные потребности детей и взрослых с целью проектирования предметных сред, обеспечивающих функциональный комфорт в различных видах деятельности (по С.Л.Новоселовой).

ЭТАЛОН - 1) точный образец установленной единицы измерения; 2) мерило, образец.

ЭТИКА - наука о нравственности.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры) - межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи - содействовать укреплению мира и безопасности, способствовать сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) - создан в 1946 г. как чрезвычайная организация помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название с 1953 г.). Ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи для детей. 23

 



2015-11-27 1335 Обсуждений (0)
Тема 6. Саморегуляция и профессиональное самосознание педагогов ДОУ в педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Саморегуляция и профессиональное самосознание педагогов ДОУ в педагогической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)