Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические ситуации



2015-11-27 4392 Обсуждений (0)
Педагогические ситуации 5.00 из 5.00 3 оценки




Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Тема 6. Саморегуляция и профессиональное самосознание педагогов ДОУ в педагогической деятельности

1 В средней группе появился новый мальчик. Он отличался пассивностью в играх и на занятиях, с трудом шёл на контакт с детьми. Когда вечером за ним приходит мама, Никита оживляется и рассказывает ей о прошедшем дне. Причём в рассказах преобладают отрицательные отзывы о поведении детей. Он активно критикует поступки и действия воспитателя. Критического отношения к себе и к своим действиям у него нет. Мама убеждает ребёнка, что в тех конфликтах, о которых он рассказывал, всегда виноваты другие дети.

К чему может привести такое поведение взрослого?

Составить аргументированное обращение к маме. На чем следует заострить её внимание?

2 Пятилетний Миша проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку. На замечания воспитателя: «Нельзя на все вопросы отвечать только тебе », - говорит: «Мне можно, потому что я самый умный »,- и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию Миша выглядит притихшим – работа руками ему явно не даётся. Поняв, что он так и не сможет склеить коробочку, отодвигает всё от себя со словами: «Не хочу! Не люблю я это дело!»

Укажите на возможные причины такого поведения Миши.

Предложите систему работы по преодолению этих проявлений 42

 

3 Иногда можно наблюдать, как активные дети проявляют «негативистическую демостративность»: кривляются, передразнивают, намеренно и подчеркнуто нарушают правила поведения, делают все наоборот.

- Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его специально ругали. Как будто нарочно злит нас, - жалуются родители, - Повторяет поступки, за которые уже был наказан. Политика «кнута и пряника» не приносит успеха

Почему активные дети становятся неуправляемыми?

Как вести себя с ними?

4 Родители услышали, что их пятилетняя дочка говорит бранные слова, которые никогда не произносятся в семье.

Как поступить:

- не придавать этому значения, надеясь, что пройдёт с возрастом,

- пристыдить ребёнка и запретить говорить такие слова,

- всем видом показать, что это плохо, возможно, перестать разговаривать с ребёнком?

5 Воспитателей беспокоило поведение Светы: девочка не играла с детьми, на занятиях отказывалась отвечать на вопросы, была пассивна. Своими тревогами они поделились с мамой. Покивав головой и не возразив ни слова, мама пошла к заведующему и пожаловалась на педагогов, которые не могут найти общего языка с её дочерью.

На следующий день заведующий, вызвав в кабинет воспитателей, сказал: «Родителям нельзя жаловаться на ребёнка, нужно всегда им говорить, что их ребёнок лучше всех».

Согласны ли вы с мнением руководителя?

Чем, по-вашему, был вызван инцидент?

Можно ли было избежать конфликта?

6 Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться «еще минуточку» у телевизора... Мама уговаривает его:

— Не надо плакать. Завтра, перед выходным, посмотришь подольше. А теперь не плачь... Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это вредно...

Но Костин голос звучит настойчивее, капризнее. Тогда мать обращается к отцу:

— Ну скажи же ты сыну, чтобы он послушал меня!

Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно, не повышая голоса, говорит:

— Ты слышал, о чем сказала мама: пора спать. И побыстрее. Я не повторяю требования.

Костя больше не пытается ныть и отправляется умываться.

Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама обращается к помощи отца: «Скажи, чтобы послушал меня», «Скажи, что так нельзя», «Скажи, а то он не слушает», «Скажи... скажи...». Мать удивленно говорит воспитателю:

— Почему сын слушается отца беспрекословно, а мои требования ни во что не ставит?

Как вы считаете, почему сын не выполняет требований матери?

Сравните распоряжения матери и отца: чьи распоряжения мобилизуют ребенка на их выполнение?

Правильно ли поступает мать, постоянно обращаясь к отцу за поддержкой своих распоряжений в присутствии сына?

7 Валина мама спрашивает у матери Марины:

— Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, кричу, бывает и шлепну, а толку — чуть!

—Так уж с самого раннего детства приучили ее к спокойному тону, да и в семье у нас никто не покрикивает друг на друга.

— Ну, а ведь бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

— Бывает, конечно, не послушает сразу... Прежде всего стараюсь не сердиться на нее. Детские дела и настроение ведь тоже уважать надо. Повторяю свое распоряжение еще требовательнее, разъясняю ей, почему надо сделать то, о чем ее просят.

— И это помогает?

— Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово? Разве прибавляет вес родительскому распоряжению?

— А у меня без крика не обходится: пока не накричишь на нее, она будто и не слышит... Ну как тут не рассердишься! Как не накричишь! 43

 

Почему одна мать спокойно говорит дочери и та слушается, а другая и криком не достигает цели?

Какими должны быть распоряжения взрослых, обращенные к ребенку?

Как реагирует ваш ребенок на распоряжение взрослого, отданное спокойным тоном?

Какой тон преобладает в вашей семье в отношениях взрослых с ребенком — спокойный или раздраженный?

Допускаются ли покрикивания на сына (дочь)? Как он реагирует на них?

Какой вывод из этого можно сделать?

8 Светлана (6 лет) разделила свой праздничный подарок на четыре равные части: старшей сестре — школьнице, маме, папе и себе. Каждому досталось очень мало. И вот девочка уже, кажется, сожалеет о своем поступке. На лице растерянность. Она уже готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро только что разделила между близкими.

Но мама рядом. От нее не ускользает выражение растерянности на лице дочери; чтобы предотвратить назревающую отрицательную развязку, мама говорит:

— Светлана поступила, как добрый человек.

У девочки меняется выражение лица: разочарование сменяется доброй улыбкой. Она радуется тому, что поступила правильно.

Охарактеризуйте прием взрослого. В чем его эффективность, чего этим приемом добивается мать Светланы?

Как бы поступили вы в данном случае?

9 Родители Дашеньки (2 года) и Катеньки (3 года) часто отлучаются из дома в командировку. Девочки остаются с бабушкой. Пожилой женщине трудно справляться с подвижными, шумными детьми. Добиваясь от них «смирного» поведения, бабушка с таинственным видом говорит им:

— Тише! Будете кричать, шуметь — услышит дед, посадит вас в мешок.

У малышек от страха широко раскрываются глаза. Старшая шепотом

заверяет бабушку:

— Мы больше не будем...

Если девочки плохо едят, они вновь слышат:

— Не будете есть, придется пить горькое лекарство.

А начнут перед сном возиться, бабушка грозит оставить одних в темной комнате.

Сестры верят в бабушкины угрозы, притихают, прячутся с головой под одеяло.

Девочки стали бояться темноты, перестали одни оставаться в комнате, любой посторонний шум приводит их в трепет.

В чем прочность методов, применяемых бабушкой, с помощью которых она добивается от детей послушания?

Как это отражается на нервнопсихическом состоянии детей?

10 — Это не я! — упрямо твердит шестилетняя Рая, исподлобья глядя на отца.

— Тогда кто же? Ведь в комнате никого, кроме тебя, не было. Значит, книга сама порвалась?!

— Это не я!

— Почему говоришь неправду?!

Девочка по опыту знает, что за малейшую провинность от отца следует тумак, шлепок и даже ...ремень, в зависимости от настроения отца. Спасительное «это не я» иногда помогает, в особенности если благоприятно складываются обстоятельства.

— Это не я Борьку толкнула, сам упал!

— Это не я, это Борька сломал! Он вот так держал, а потом вот так бросил, вот и поломалось...

Девочка растет. Растет и Раина изворотливость. Ложь становится ее «второй натурой». Ей ничего не стоит солгать при любом удобном случае.

Отец Раи искренне недоумевает:

— Сами говорили всегда только правду. Дурных примеров не допускали.

Чем объяснить, что ложь стала «второй натурой» девочки?

Правильно ли понимает отец Раи истину, что значит быть строгим с ребенком? 44

 

Строги ли вы к ребенку и в чем это проявляется? Приведите примеры.

11 Слава 6 лет вместе с мамой вошли в кабинет заведующей детским садом. Он впервые поступает в детский сад. Еще в дверях он здоровается и с интересом оглядывается по сторонам. Слава «не слышит» вопросов заведующей, обращенных к нему, он без спроса хватает альбом с картинками, берет со стола линейку, пытается открыть шкаф с игрушками, поминутно спрашивает: «Это для чего?», «Зачем это?», «Это чье?»

Мать, краснея за поведение сына, рассказывает, что он непослушный, непоседливый:

— Построже с ним, пожалуйста, мы часто его наказываем, но никаких результатов. Трудный он у нас!

Первое время в детском саду Слава отнимал у детей игрушки, обижал ребят даже старше его по возрасту. Воспитателю подчинялся с трудом, оставаясь «глухим» к ее указаниям. Недисциплинированность мальчика плохо влияла на других детей. Пытались делать ему замечания в мягкой форме:

— Слава, так делать нельзя. Посмотри, все дети кладут игрушки на место, и ты должен так же, как они, поставить машину в гараж.

Но Слава делал по-своему. Воспитатель, наблюдая за мальчиком, видел, что, когда он занят каким- либо увлекательным делом, меньше шалит, поведение его более уравновешенное. Но без занятий его кипучая энергия проявляется в шалостях. Воспитатель пришел к заключению: для того чтобы нормализовать поведение мальчика, надо, чтобы он был занят целесообразной деятельностью. И в детском саду, и дома Слава теперь постоянно чем-то занят: то дежурит по столовой, то помогает воспитателю подготовить материалы к занятию, то вместе с ней наводит порядок в шкафу, где хранятся детские рисунки, лепка, работы по конструированию, то кормит животных... Да мало ли интересных дел! Главное, что мальчик всегда занят чем-то. Воспитатель называет Славу своим помощником, и он гордится этим званием...

Конечно, нормализовалось поведение Славы не сразу, он иногда срывался, обижал других детей. Однако найти меры воздействия на него теперь было уже значительно легче. Если воспитатель говорил ему: «Слава, ведь я считала тебя своим помощником, а какой же ты помощник, если так ведешь себя?», то мальчик обычно притихал, подтягивался...

В чем, по вашему мнению, заключалась ошибка родителей в подходе к ребенку?

Почему мать считала его трудным?

Сравните приемы воздействия на Славу со стороны родителей и воспитателей. На чем основывался подход педагога к ребенку?

12 В беседе с воспитателем мать Миши поделилась своими мыслями о том, как она добивается послушания сына.

— Мише седьмой год, скоро пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. Мы всегда это имели в виду и потому с самого раннего детства старались воспитывать в нем умение управлять своими желаниями, отказываться от того, что не совпадает с возможностями семьи, понимать, что можно и что нельзя.

Уже сейчас мы хотим быть уверены, что и в школе, и дома он будет вести себя сознательно, отдавая отчет в том, что дозволительно, а что нет. Поэтому, выдвигая перед ним требования, мы не всегда стремимся их сформулировать в категорической форме, не допускающей возражений: «Раз приказано — слушайся!» Иногда создаем видимость, что это он сам так решил. Важно, чтобы он не слепо нас слушался, а осознанно.

Как-то пообещали с отцом в ближайший выходной свести его в музей. Как он ждал этого дня! Но обстоятельства сложились так, что пришлось отменить обещание: неожиданно из другого города приехали знакомые. Сын сначала не понял, что это меняет наши планы.

— Поездку придется сегодня отменить. Ты, конечно, догадываешься почему? — говорю ему доверительно.

— Как же так? Вы же обещали, — пытается он возразить. (Знает, что обещания наши всегда выполняются.)

— Подумай хорошенько, как быть?

Молчит, размышляет. Сник, очень уж был настроен на поездку в музей. По лицу вижу — происходит в нем борьба между «хочу» и «необходимо».

После недолгой внутренней борьбы Миша объявляет решительно:

— Конечно, не поедем, нельзя же гостей оставить одних. 45

 

— Я не сомневалась, что ты так поступишь,— говорю ему, стараясь этим самым подкрепить в сыне уверенность в самостоятельности принятого решения.

Чем можно объяснить успех в развязке данной ситуации?

Как бы вы поступили в аналогичном случае?

Если вы хотите проверить, сформировано ли в вашем ребенке активное, сознательное послушание, попытайтесь использовать прием, применяемый Мишиной мамой, и понаблюдать за реакцией ребенка.

13 Обсуждая предстоящую поездку на экскурсию, воспитатель попутно напоминает старшим детям, как вести себя в общественных местах: идти организованно (пара за парой), не мешая прохожим, громко не разговаривать и не жестикулировать, привлекая внимание посторонних. Призывает своих маленьких «мужчин» быть примером для всех.

— Если в вагоне вам будут уступать место, как вы поступите? — уточняет воспитатель.

— Поблагодарить и отказаться: мы уже большие, — послышались голоса со всех сторон.

— Правильно. А если будут свободные места, то кто сядет, а кто постоит?

— Сядут воспитатели, няни и наши мамы, что с нами поедут, —отвечают дети.

— Еще девочки сядут, если мест хватит, а мальчики постоят, — дополняют мальчики.

— А как Игорь считает? — обращается педагог к «главному обидчику» девочек.

Понимая, что этот вопрос задан ему неспроста, мальчик насупился, молчит.

Кто-то сказал:

— Игорь ни за что не уступит место ни девочкам, ни взрослым.

— Почему ты так думаешь? Разве Игорь не мужчина? — спрашивает педагог, подчеркивая, что не допускает мысли, чтобы Игорь мог вести себя подобным образом. Используя мнение ребят, воспитатель старается предвосхитить возможные срывы в поведении Игоря.

—А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла, — поясняет сосед мальчика.

— Игорь и в парах ходить не умеет, то толкается, то отстает, то за шарф дергает.

— Неужели это так, Игорь? — изображает удивление воспитатель. —

Неужели нам придется за тебя краснеть?

— Мы не возьмем его с собой! — предлагает кто-то.

— А что же сам Игорь скажет?

Куда девалось беззаботное, безразличное выражение на лице нашего «героя». Видно, что переживает.

— Я буду хорошо себя вести... Честное слово! — заверяет мальчик.

— Ребята, поверим ему?

Проанализируйте прочитанное и укажите, в чем проявился педагогический такт воспитателя. Удалось ли ему довести до сознания Игоря, что его поведение не заслуживает одобрения?

Какие чувства он испытывал?

Какую цель преследовал воспитатель, выразив уверенность, что мальчик выполнит обещание хорошо вести себя?

14 Когда шестилетняя Маргарита увидела, как ее сверстница грубо обращалась с малышами, она возмутилась:

— И не стыдно ей! Ведь с маленькими так нельзя поступать!

Мама заметила:

— Ты права. Так с малышами не обращаются. Это очень плохо! А как ты вчера поступила с Людой? Мне было очень за тебя неловко.

Чем ценен использованный прием?

К каким чувствам девочки апеллировала мама?

Помог ли этот прием увидеть ребенку неприглядность своего поступка как бы со стороны?

На какой психологической особенности развивающегося дошкольника основан описанный прием?

15 Обсуждая на групповом родительском собрании вопрос о формировании детского послушания старших дошкольников, одна из родительниц рассказала:

— Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это, конечно, в исключительных случаях, чтобы ребенок почувствовал: если речь идет на семейном совете — значит, это очень серьезно.

Допустим и эффективен ли описанный прием? 46

 

В каких случаях его можно применять? Что при этом следует иметь в виду?

Приходилось ли вам прибегать к данному приему? Как прореагировал на него ребенок? Считаете ли вы оправданным применение данного приема? (Докажите свое мнение конкретным примером из собственной практики.)

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, показавшему систематический характер знаний по дисциплине; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного по разделу материала, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.



2015-11-27 4392 Обсуждений (0)
Педагогические ситуации 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Педагогические ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)