Структура системы налогов Канады
┌─────────────────────────────┐ │ Система налогов Канады │ └──────────────┬──────────────┘ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ \│/ \│/ \│/ ┌──────────┴────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌──┤Федеральный уровень│ ┌──┤ Провинциальный │ ┌──┤ Местный уровень │ │ └───────────────────┘ │ │ уровень │ │ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ ├─>│ НДС │ │ ┌────────────────────┐ ├─>│ Налоги │ │ └───────────────────┘ ├─>│ Налог с продаж │ │ │ на недвижимость │ │ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘ ├─>│ Индивидуальный │ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │ │ подоходный налог │ ├─>│ Индивидуальный │ │ │ Налоги на │ │ └───────────────────┘ │ │ подоходный налог │ ├─>│предпринимательскую│ │ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ │ деятельность │ ├─>│ Подоходный налог │ │ ┌────────────────────┐ │ └───────────────────┘ │ │ с корпораций │ ├─>│ Подоходный налог │ │ ┌───────────────────┐ │ └───────────────────┘ │ │ с корпораций │ └─>│ Другие налоги │ │ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ └───────────────────┘ │ │ Отчисления в фонды│ │ ┌────────────────────┐ ├─>│ социального │ ├─>│ Налоги в социальные│ │ │ страхования │ │ │ и пенсионные фонды │ │ └───────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ │ ┌────────────────────┐ ├─>│ Налоги на алкоголь│ │ │ Налоги │ │ │ и табак │ ├─>│ на финансирование │ │ └───────────────────┘ │ │ социального │ │ ┌───────────────────┐ │ │ обеспечения │ ├─>│ Таможенные сборы │ │ └────────────────────┘ │ │ и пошлины │ │ ┌────────────────────┐ │ └───────────────────┘ ├─>│ Налоги на алкоголь │ │ ┌───────────────────┐ │ │ и табак │ ├─>│ Акцизные налоги │ │ └────────────────────┘ │ │ и сборы │ │ ┌────────────────────┐ │ └───────────────────┘ │ │ Роялти и налоги на │ │ ┌───────────────────┐ │ │ прибыль, получаемую│ └─>│ Другие налоги │ │ │ от разработки │ └───────────────────┘ ├─>│ природных ресурсов,│ │ │ находящихся │ │ │ в частной │ │ │ собственности │ │ └────────────────────┘ │ ┌────────────────────┐ └─>│ Другие налоги │ └────────────────────┘
Рис. 12
Дифференциация душевых бюджетных доходов между различными субъектами федерации в Канаде весьма значительна, хотя и уступает России. Канада занимает значительную территорию, в том числе и северных районов, что существенно влияет на механизм экономических и финансовых отношений в бюджетной сфере. Необходимо отметить, что основными налогами по масштабам облагаемой базы и роли в формировании доходов являются налог с продаж (НДС), индивидуальный подоходный налог и подоходный налог с корпораций. Об эффективности налоговой системы Канады свидетельствует положительная динамика налоговых доходов бюджета (рис. 13).
Динамика налоговых доходов Канады, млн канадских долл.
250 000 ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │ │ │ 205 007 │ * * 200 000 ├───────────────────────────────────────────────────────────*─209 704────────193 848 │ * 199 430 * * │ * 188 645 189 625 │ * 159 352 * 177 881 │ 164 077 * * 165 645 150 000 ├────────────────────────*──────162 040───────────────────────────────────────────── │ * 147 994 │ * 137 733 │ * 131 858 │ * 119 164 100 000 ├─110 365─────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │ │ │ │ 50 000 ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── │ │ │ │ - └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 13
Основными провинциальными налогами канадской налоговой системы являются подоходный налог с населения и косвенные налоги (рис. 14).
Налоговые источники доходов провинций Канады
┌──────────────────────────────────────────────┐ │ Налоговые источники доходов │ └───┬──────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Подоходный налог с населения │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Налог на прибыль корпораций │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Различные регистрационные и лицензионные сборы │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Налоги в фонды социального страхования │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Налог с продаж │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Акцизы │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────────┤ Рентные платежи │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐ └────────┤ Налоги на дарение │ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 14
Следует отметить, что на федеральном уровне налоговой системы преобладает прямое налогообложение, основную долю которого составляет подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль корпораций. Основную долю поступлений в федеральный бюджет дает налог на товары и услуги. Необходимо отметить, что в Канаде преобладает прямое налогообложение: прямых налогов больше по количеству, а по объему основную долю занимает налог на товары и услуги. Ожидание сходства налоговых систем Российской Федерации, Канады и Японии связывается с высокой активностью, помощью и многочисленными рекомендациями иностранных коллег по внедрению в экономику России действующих у них процедур, законодательных норм и правил в сфере налогообложения. При этом можно заметить, что существующих различий между налоговыми системами Японии, Канады и России не столь много. Тем не менее существуют принципиальные (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика налоговых систем Японии, Канады и России
Во-первых, необходимо отметить наличие в канадской структуре и отсутствие в российской и японской конституционного разграничения налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти. Если в Канаде субъекты в пределах, заданных Конституцией и юридическими соглашениями между федеральным, провинциальным и местным уровнями, наравне с федеральным уровнем являются самостоятельными в определении права, величин и объектов налогообложения, то российская и японская Конституции не оговаривают различие налоговых полномочий. Закреплено лишь положение о совместной компетенции федерации и ее субъектов в налоговой сфере. Во-вторых, существенное отличие российской и японской систем налогообложения от канадской модели состоит в иерархическом характере. Налоговая система РФ базируется на доминировании федеральных налогов при предоставлении региональным властям некоторых прав в части уточнения налоговой базы и ставок, сроков уплаты. Японская налоговая система также основана на доминировании государственных налогов в части установления всех элементов, предоставляя местным властям только возможность определять виды налогов и предельные ставки. При этом единая налоговая служба федерального подчинения администрирует федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации и государственные и местные налоги в Японии. Канадская же налоговая система использует на сегодняшний день все три известные в мировой практике ключевые формы взаимодействия федерации и ее субъектов в области реализации налоговых полномочий: - разграничение налоговых баз, т.е. закрепление налоговой базы за определенным правительством; - параллельное использование налоговых баз, при котором оба правительства независимо вводят свои налоги на одну и ту же базу; - разделение доходов, когда единая сумма налога расщепляется между двумя или более бюджетами. Основным при этом по объему и роли в формировании доходов бюджетной системы государства является метод параллельного использования налоговых баз. Комплексный, единый характер налоговой системы Канады и высокая степень самостоятельности государственных органов федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что делает такую систему налогообложения эффективной. Этому способствует и порядок расходования средств бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых федерально-провинциальных и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации от вышестоящих. Значительные суммы при этом идут в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уровнять бюджетные расходы на душу населения. Конкуренция провинций за привлечение капитальных инвестиций препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налоговой нагрузки. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся другие, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Но незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации отечественного налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям - как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы сегодня - главная проблема реформы налогообложения. Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет сделано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики. Нельзя не сказать еще об одном важном принципе формирования налоговой системы - ориентировании, позволяющем устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. Сейчас налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. Изучение опыта установления и взимания налогов в странах, схожих по государственному устройству, безусловно, заслуживает большого внимания в Российской Федерации, стоящей на пути реформирования налоговой системы, для превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. Однако, применяя опыт зарубежных стран в формировании налоговой системы, следует ориентироваться прежде всего на национальные особенности социально-экономической и политической систем Российской Федерации, поскольку только соответствие им способно обеспечить эффективную и стабильную налоговую систему.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |