Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интересен ли России опыт налоговых реформ Китая?



2015-11-27 617 Обсуждений (0)
Интересен ли России опыт налоговых реформ Китая? 0.00 из 5.00 0 оценок




Опыт КНР и РФ свидетельствует о том, что в процессе экономических реформ власти немало "нарубили с плеча" и "наломали дров". Но в Китае к концу 1970-х гг. сумели на основе своего исторического опыта выработать стратегические подходы к экономическим и налоговым реформам: равномерность, последовательность и постепенность, взвешенный подход к оценке получаемых результатов. Приход к власти пятого поколения руководителей не имел резких политических и экономических последствий, никто и не подумал о смене экономического и политического курса.

Вряд ли то, что происходит в современной налоговой системе КНР, возможно в России. Около половины китайцев освобождены от уплаты налогов не потому, что власть имеет финансовые заделы, а вследствие нищеты.

Маловероятно, что происходящее в современной налоговой системе России приемлемо в Китае. Например, в России с декабря 2012 г. значительно стало увеличиваться число индивидуальных предпринимателей, ликвидировавших свое дело (за месяц было ликвидировано около 120 тыс. ИП). Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей за 5 мес. 2013 г. достигло 531,9 тыс. чел. На 01.06.2013 количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,636 млн (на 1 января их число превышало 4 млн). А этот бизнес крайне важен для рыночной экономики, поскольку она собственно с него и начинается. Сами предприниматели связывают это с решением правительства увеличить страховые взносы для самозанятых с 2013 г. более чем в два раза [8].

Вместе с тем ряд выводов показателен. Выделим, наиболее существенные из них.

Налоговая система - это составная часть экономической системы страны. Если, как утверждает Д. Медведев, состояние российской экономики "кислое" [10], то аналогичным является состояние налоговой системы. Успех или неуспех налоговой реформы - величина производная от вектора идеологии экономических реформ.

Когда в основе экономической идеологии лежит представление о том, что рынок сам по себе - идеальный механизм, способный привести к полной занятости и полному удовлетворению потребностей всех членов общества, не терпящий государственного вмешательства, напрашивается естественный вывод: всякая реформа несет в себе вред, поэтому лучшее правительство - то, которое бездействует.

В неудачах налоговых реформ нет и быть не может внешнего следа. Отметим, что налогообложение всегда национально.

Международной системы налогообложения просто не существует, поскольку налог, взятый сам по себе - продукт национального права. Ни один налог до настоящего времени не поступает в некий международный бюджет, минуя конкретные национальные налоговые органы.

Следовательно, не только практика, но и теория налогообложения должны оставаться национальными. До тех пор, пока международное право, способное создать налоговую систему со всеми ее атрибутами, отсутствует, международной системы налогообложения нет и быть не может.

Разумеется, заключаются межгосударственные соглашения (например, связанные с устранением двойного налогообложения, координацией налоговой политики с учетом межгосударственных соглашений). Однако это не изменяет природы налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, налоговой системы и налогообложения.

Видимым результатом международного взаимодействия национальных налоговых систем является налоговая конкуренция. В условиях глобализации при рациональном взаимодействии может произойти их налоговая конвергенция, постепенное сближение налоговых систем России и Китая.

Существенным практическим аргументом против международной системы налогообложения является борьба с размыванием налоговой базы, разного рода офшорными схемами, ставшая мировой тенденцией. В частности, в 2012 г. через офшоры или полуофшоры прошло российских товаров на общую стоимость в 111 млрд долл. - это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд долл. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами - выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны [9].

Неудачи в налоговом реформировании напрямую отражаются на инвестиционном климате страны. Если идет массовый отток создаваемых в стране капиталов, по какой причине в ее экономику должны вкладываться иностранцы? Разумеется, налоговое стимулирование иностранных инвестиций полезно для страны, однако более перспективным является создание комплекса условий для предотвращения бегства национальных капиталов.

Что можно предложить, какие меры следует предпринять для того, чтобы в будущем, с одной стороны, избежать массовой ликвидации бизнеса, утечки капиталов, а с другой - не допускать размывания налоговой базы? Следует разработать концепцию налогового таргетирования, которая должна отражать идеологию формирования налоговой базы и представлять собой комплекс мер, направленных на ее формирование и управление.

Успешность или неудачи в налоговой реформе производны не только от экономического прогресса, но и от социально-психологического настроя общества. Общий результат зависит от того, проводится она в интересах населения страны или тех, кто ее проводит. Очевидно, что масштабный приток инвестиций, массовая социальная поддержка реформы - залог расширения налоговой базы, решение проблем наполнения бюджетов.

Отметим, что в РФ сформировался малый слой очень богатых и влиятельных людей, контролирующих средства массовой информации, которые не заинтересованы в том, чтобы платить налоги.

Они не нуждаются в нищенской государственной пенсии, поскольку нажили богатства на всю оставшуюся жизнь. Они пользуются платными услугами здравоохранения высокого качества, отправляют жен и дочерей рожать детей и внуков за границу, чтобы при достижении ими совершеннолетия гарантировать получение иностранного гражданства.

Они не видят смысла в поддержании отечественного образования, так как их дети и внуки учатся за границей, и так далее. Но эта часть общества имеет гораздо больше возможностей публично пропагандировать свою точку зрения. В результате формируется иллюзия, будто низкие налоги повысят уровень их собираемости: стоит только уменьшить налоги, и все предприниматели тут же кинутся их добровольно, вовремя и полностью вносить. Сколь же наивными нужно быть, чтобы в это верить!

Когда, например в 1980-х гг., при высоком уровне зарплаты и иных доходов билет на проезд в трамвае стоил три копейки, даже тогда за проезд наши сограждане часто не платили. Без повышения качества налогового администрирования, без всеобщего декларирования доходов и источников собственности уровень собираемости налогов сам собой не повысится.

При этом само собой разумеется, что Налоговый кодекс РФ должен быть прост и понятен, как устав караульной службы.

 

  Налоговая система США Налоговая система США считается одной из наиболее развитых систем налогообложения. США - страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используется трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги. Основные виды налоговприведены в таблице 1. Таблица 1. Структура налоговых поступлений в США, % к итогу
Уровень налогообло- жения Подоход- ный налог с физиче- ских лиц Налог с корпораций Социальное страхование Акцизы Налог на имущество Прочие Итого
Федеральный -
Штаты
Местный
Все уровни

 

Для целей налогообложения Соединенные Штаты Америки включают в себя 50 штатов и столицу, город Вашингтон, Округ Колумбия. Также США осуществляют суверенную юрисдикцию над рядом владений и территорий, включая Пуэрто-Рико, Виргинские острова, Гуам, Американское Самоа и Содружество Северных Марианских островов[1]. Однако на эти владения и территории действие налогового законодательства США не распространяется, также они не являются участниками международных договоров США в отношении налогов на доходы и не регулируются ими.

Из характерных особенностей системы налогов в США следует отметить, во-первых, то, что налоговое законодательство США, в отличие от российского, не содержит перечня федеральных, региональных и местных налогов, более того, штаты США обладают правом на установление на своей территории любых налогов и это право ограничено лишь обязанностью соблюдать конституционные принципы налогообложения. Во-вторых, в Соединенных Штатах не существует налога на добавленную стоимость, но практически все штаты взимают налог с продаж. В-третьих, компании являются плательщиками федерального корпорационного налога, но в большинстве случаев они также платят и корпорационный налог штатов. В-четвертых, налог на социальное обеспечение уплачивают как работники, так и работодатели. В-пятых, система налогов США в большей степени ориентирована на прямые налоги, а поступления от налога на доходы физических лиц существенно превышают объем средств, получаемых от сбора корпорационного налога.

Через налоговую систему США в государственный бюджет в среднем поступает свыше 90 процентов всех доходов. Налоговое бремя (доля суммарных налоговых поступлений в ВВП) в США – около 30 процентов.

Органом, занимающимся администрированием налогов в Соединенных Штатах, является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), являющаяся самым крупным структурным подразделением Министерства финансов США.

Система налогов США

В США взимаются следующие основные виды налогов:

1) налоги на доходы (налог на доходы физических лиц и корпорационный налог (т.е. налог на прибыль корпораций));

2) налог на социальное обеспечение (взнос);

3) налог на ликвидацию безработицы;

4) налог на имущество юридических лиц[2];

5) налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

6) акцизы;

7) налог с продаж;

8) налог на охрану окружающей среды;

9) налоги на добычу и переработку нефти и иных полезных ископаемых;

10) таможенные пошлины.

 

Для современной налоговой системы США характерна такая черта, как параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов, а также местными органами власти. В результате чего население государства уплачивает два вида поимущественного налога, три вида подоходного налога и два вида универсального акциза. Наиболее весомыми в современной налоговой системе на федеральном уровне являются личные подоходные налоги, на уровне штатов - универсальный и специальный акцизы, а на местных уровнях - поимущественный налог.

Личный подоходный налог - самый крупный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога прогрессивные, после реформы Клинтона они составляют для семейных пар: при доходе до 36,9 тыс. долл. - 15 %; 36,9 - 89,2 тыс. долл. - 28 %; 89,2 - 140 тыс. долл. - 31 %; 140 - 250 тыс. долл. - 36 %; свыше 250 тыс. долл. - 39,6 %.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы, - это взносы в фонд социального страхования. Данные налоги являются своего рода отчислениями, которые дают право на получение государственных пенсии и выплат по нетрудоспособности. Благодаря тому, что платежи в систему социального страхования в США не являются добровольными, то их принято относить больше к налогам, чем к страховым взносам. Они взимаются как с работодателей, так и с работников.

Налог на прибыль корпораций - это налог на доходы акционерных обществ. Широкое распространение налог получил после Второй мировой войны. Обложению подлежит чистая прибыль, то есть валовая прибыль, уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог является прогрессивным. Этот налог взимается ступенчато, что имеет большое значение для малых и средних предприятий с невысокими валовыми доходами. Фирма платит 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за последующие 25 тыс. долл., 34 % за следующие 25 тыс. долл., 39 % за следующие 235 тыс. долл., и при превышении дохода 335 тыс. долл. фирма будет платить 34%.

Налоговые системы развитых стран используют налоги в качестве средства поддержания и стимулирования бизнеса. С этой целью существуют определенные льготы для предпринимателей. Важнейшими льготами являются: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и скидка на "истощение недр". Система налоговых кредитов является одной из наиболее распространенных льгот бизнесу. Этим термином принято обозначать вычеты, которые производятся непосредственно из начисленной суммы налога, в отличие от вычетов и исключений, разрешенных при определении налоговой базы. Различают три части инвестиционного кредита: регулярный налоговый кредит (стимулирует частные вложения), инвестиционный налоговый кредит на восстановление старых зданий и энергетический налоговый кредит. Опыт показал, что его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, что замедляет экономический рост.

Поимущественные налоги взимаются со стоимости движимого и недвижимого имущества (предприятий, домов, земли, ценных бумаг). Плательщиками выступают физические и юридические лица. Ставки налога обычно пропорциональны и невелики (от 1,6 до 3 %).

Косвенные налоги в США занимают значительно меньшую долю по сравнению с прямыми. Среди косвенных налогов предпочтение отдается налогу с продаж и акцизам. Акцизы вводятся на определенные товары. На федеральном уровне - на алкогольные напитки, на табачные изделия, телефонные переговоры, авиабилеты и др. НДС в США не практикуется, хотя в европейских государствах он является основным источником доходов государства.

 

Один из авторов Декларации независимости США Б. Франклин (1706—1790) сказал: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10- 15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы муниципалитетов, таунши-пов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются не облагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.

Разряды корректируются ежегодно в соответствии с изменениями индекса потребительских цен в США (то есть по инфляции цен). Начиная с 2005 года, границы разряда дохода физических лиц, состоящих в браке и подающих совместную декларацию, облагаемого по ставке 15%, будут постепенно за четыре года увеличены для того, чтобы в два раза превышать границы разряда дохода одиноких налогоплательщиков, облагаемого по 15%-ой ставке.

В отношении налогового периода налогоплательщики рассчитывают свой доход и налоговые обязательства, используя календарный или финансовый год (не совпадает с календарным). Также может использоваться год, состоящий из 52-53 недель, если налогоплательщик регулярно ведет свои бухгалтерские книги именно на этой основе. Год, состоящий из 52-53 недель, является ежегодным отчетным периодом, который всегда заканчивается в один и тот же день недели, являющийся ближайшим к концу календарного месяца. Налогоплательщики, не ведущие бухгалтерские книги или не использующие разрешенный ежегодный отчетный период, обязаны в качестве налогового периода использовать календарный год.

Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода.

Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого мигимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штагов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 2 тыс. дол.

Понижение ставки налога после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для США. Это обосновывается крупной абсолютной суммой выплаты. До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум — увеличен. Но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.

Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджет а. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь — к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета'. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. дол. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Кроме того, в соседней Канаде налог на корпорации ниже 28%. И это тоже приходится учитывать.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 115, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных-от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.

Что касается уровня штатов, то корпорационный налог взимается почти всеми штатами США (кроме Невады, Южной Дакоты, Техаса, штата Вашингтон и Вайоминга), а в некоторых случаях – муниципалитетами. Хотя правила расчета налоговой базы варьируются от штата к штату, обычно корпорационным налогом облагается сумма совокупной прибыли корпорации, полученной на территории соответствующего штата. По состоянию на 2004 год максимальная ставка корпорационного налога штата составляла 12% (штат Айова).

В качестве наглядного примера можно привести штат Аляска, где корпорационный налог взимается со всего налогооблагаемого дохода, полученного от источников на территории штата, и рассчитывается следующим образом:

На практике уплачиваемая штату сумма налога уменьшается за счет предоставляемых льгот, в частности на суммы, израсходованные на инвестиции в жилищные проекты, на программы поощрения создания дополнительных рабочих мест; на развитие альтернативных источников энергии и т.п.

Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-х годах была введена налоговая скидка на истощение недр, позволяющая снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налога более чем на 50%.

В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутрен ними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической продажной ценой нефти и ее базовой ценой.

Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров — на алкогольные и табачные изделия, из услуг — на дороги и воздушные перевозки.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные товары, за исключением ресторанов. В 1992/93 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге — 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове — 4, наиболее высокая — в Калифорнии — 7,25, Иллинойсе — 8, Нью-Йорке — 8,25%. Кстати, в этом же интервале ставка налога в соседней Канаде —7,5%.

Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд — 1 % и оставшийся 1 % направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налогна фонд заработной платы — 1,6%.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

В г. Уинтон штата Иллинойс налог на имущество в 1991/92 финансовом году был установлен 6,75%. В облагаемую собственность входили земля и строения. База налогообложения равна одной трети рыночной стоимости. Владелец получает один раз в четыре года письмо с уточненной оценкой его собственности. Налог поступает в бюджеты графства, города и парковых округов.

Из других местных налогов в городе установлены: налог на гостиничное обслуживание — 5% от платы за гостиницу; налог на коммунальные услуги — 3% от платы за телефон, газ, электричество; налог на сделки — при продаже и покупке недвижимости —- 2 дол. 50 центов за каждую 1 тыс. дол.

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов. Приведем в качестве примера структуру бюджета Сан-Франциско. Финансовая система города состоит из бюджета текущих затрат и бюджета капитального строительства. В 1989 г. объемы были соответственно 1,8 млрд. дол. и 0,5 млрд. дол. В доходной части учтена прибыль аэропорта, морского порта, водоочистного и энергетического хозяйства. В общей сумме их чистые доходы в указанном году составили 0,8 млрд. дол. Как отмечалось выше, эти средства полностью расходуются на развитие самих предприятий. Структура доходов Сан-Франциско в сумме 1 млрд. дол. показана в табл. 10.5.

На финансирование капитальных вложений у города своих средств не хватает. Финансовые ресурсы на эти цели образуются так: 300 млн. дол. составляют субвенции от федерального правительства, остальные 200 млн. дол. обеспечиваются заемными средствами. Структура расходов Сан-Франциско приведена в табл. 10.6.

Как отмечалось выше, 0,8 млрд. дол. направляется на развитие муниципальных предприятий. Из бюджета капитальных вложений, составляющего 0,5 млрд. дол., финансируются: реконструкция аэропорта, канализационной системы, строительство общественных зданий. Ссуда (200 млн. дол.) была взята на реконструкцию аэропорта. Покрывается она за счет платы авиационных компаний за его услуги.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы в сумме 3 млрд. дол. лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.

Через субсидии, субвенции и дотации федеральное правительство может активно влиять на социально-экономическое развитие городов. Напомним, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства.

Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других западных странах позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенноеналогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т. е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местныхналогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Третья группа — это налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% от стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог- на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% от цены парковки), акциз на топливо, налог за

пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля,

Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. К ним относятся экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальнымналогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы. В 10.1 мы писали о подходе к налогообложению автомобилей с точки зрения экологии.

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.

Нередко возникает вопрос: с чем связана множественность налогообложения, применяемая во всех развитых странах? Дело в том, что она «позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью»

 



2015-11-27 617 Обсуждений (0)
Интересен ли России опыт налоговых реформ Китая? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интересен ли России опыт налоговых реформ Китая?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (617)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)