Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские идеи Платона.(428 – 347 гг. до н.э.)



2015-11-27 803 Обсуждений (0)
Философские идеи Платона.(428 – 347 гг. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Сократа.(469-399 гг. до н.э.)

Основной задачей своей философии он считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. Человек рассматривался Сократом как существо нравственное и общественное, находящееся в различных отношениях с другими людьми. Метод исследования Сократа - субъективная диалектика, т.к. в его основе лежит активное самосозерцание и размышление человека о самом себе. Он применял и метод иронии (сомнения), с помощью которого он освобождал собеседника от излишней самоуверенности в себе, выявлял слабые места и противоречия в его рассуждениях. Сократ считал: "Знать - иметь представление о чём-либо. Если нет понятия, нет и знания. Знание является высшей добродетелью. Познание самого себя является основным законом и требованием разума, ведь без этого невозможно самоопределение в окружающем мире. С помощью знаний можно обрести следующие добродетели: 1.Умеренность - знание как обуздывать страсть. 2.Храбрость - знание как преодолевать опасности. 3.Справедливость - знание как соблюдать законы божественные и человеческие".Основной гарантией истинного знания Сократ считал наличие у человека совести как некоего внутреннего голоса, собственного контролёра поступков. Человек, по мнению Сократа, существо нравственное, а нравственность - плод знаний. Зло есть результат незнания добра. Наличие знания - важнейшая нравственная характеристика.Политические размышления Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он выделял 4 формы государства - монархию, аристократию, демократию и плутократию (власть богатых).

Философия Аристотеля. (384-322 гг. до н.э.)

В молодости входил в кружок Платона; учитель и воспитатель Александра Македонского. Аристотель перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Таким образом, Аристотель признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания. Понятие не противопоставлено действительности, а идеи вещам, так как идеи осуществляются в мире действительности. Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему. Философия, по Аристотелю, есть учение о высших (общих) началах и причинах всего сущего. Её предметом должны быть некие неподвижные, чувственно невоспринимаемые сущности как первопричины всего. "Бытие существует, небытия нет". Реальный мир представляет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий "перводвигатель". Бог - это то, что движет, сам же оставаясь неподвижным. Сообщив миру первотолчок, он придал всем телам также и цель («телос») их дальнейшего движения и развития. В основе размышлений Аристотеля лежит разработка теории о понятиях, которая переходит в логику. Именно Аристотелю принадлежит теория о научном доказательстве: в основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств - это аксиома. Таким образом, Аристотель в разуме признаёт способность усмотрения высших начал. Так, с Аристотеля начинается разработка формальной логики.

 

 

11 - Философская апологетика.

Апологетика - философское учение, направленное на защиту христианского вероучения и оправдание деятельности христиан. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы философии античности предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Квинт Септимийрассуждал так: философия за несколько веков существования не дала людям бесспорной истины, философы спорят друг с другом, «они ищут, - стало быть, ещё не нашли», они пытаются с помощью своего слабого разума постичь то, что находится за его пределами. Наш разум - человеческий, а познать с его помощью мы хотим Бога и созданный им Мир. Но это Невозможно! Он провогласил принцип первенства веры над разумом.

 

Философские идеи Платона.(428 – 347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Аристокл.Был в числе ближайших учеников Сократа. Впервые поставил вопрос о сущности вещей и их, сущностей, местопребывании. Родоначальник объективного идеализма - направления в философии, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя материальный мир. Платон взял от Сократа определение этических категорий (мужество, добро, красота) - это понятия, определения сущности предмета, которые охватывают общее в ряде предметов, определяют родовое единство. Он обращается к единой и неизменяемой сущности вещей. Учение об общем понятии вырастает в теорию идей: "Над миром чувственным существует мир сверхчувственного - мир идей, мир вечных норм, мир идеала. Идея обладает сверхчувственным бытием и поэтому постигается только разумом. Идея не может быть выражена в чувственном опыте, она существует сама по себе как общее для множественности чувственных предметов. Например: идея прекрасного, идея блага". Идеи соответствуют предметам вещественного мира, существуют разряды и классы идей соответственно классам и разрядам вещей. Миру идей противостоит мир небытия, материи.Теория познания Платона связана с учением о душе. В людях есть бессмертная душа, которая до своего воплощения находилась в мире идей. Истинное знание уже содержится в нас, так как всё знание едино. Таким образом, философия Платона также носит этический характер. Она рассматривает природу высшего блага, а затем наблюдает осуществление этого блага в жизни отдельного человека.

13 - Схоластика и её идеи.

Схоластика - отрасль средневековой философии, направленная на популяризацию христианского вероучения. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех. Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры? Здесь формируется три положения: 1.Отказ от рационального познания - монашеско-мистическая традиция. 2.Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мир - мир остаётся благим - нужно обращать себя к миру. 3.Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. Здесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением. Именно обращение к Богу уводит человека за грань чувственного мира. Дуализм – борьба двух начал в человеке. Человек представляет собой единство души и тела, и в этом ограниченном сплаве, душа является доминирующим началом. Душа – это нечто первичное во всех формах и проявлениях жизни. Живые существа одушевлены, а неживые этим качеством не обладают. Душа не сосредоточена в какой-то конкретной части тела – она словно бы разлита по нему и существует как внутренняя энергия. Важнейшей функцией человеческой души является познавательно-разумная деятельность. Знание формируется на базе чувственного восприятия мира с активным участием души. Внешние чувства дают возможность возникнуть образу единичных вещей. Далее задействуются внутренние чувства – память, фантазия, которые упорядочивают хаотичный поток чувственных образов. Активность разума превращает этот материал в образы умопостигаемые, в результате обработки разумом которых рождаются понятия. Особое значение в познании играет откровение, самообнаружение Бога в лице и принятие его человеком, посредством открытого сердца, т.е. на веру. Основным содержанием человеческой жизни должна быть подготовка к вечной посмертной жизни. Подлинное счастье - познание Бога и спасение с его помощью. Бог добр, он не несет ответственности за наличие зла в мире. Зло – это результат отпадения человека от Бога, забвение его заповедей.

 

 

12 - Философская патристика.

Патристика - направление средневековой философии, занимавшееся систематизацией христианского вероучения. В 4 веке Григорий Нисский сделал попытку разработать систему православного богословия. Рассматривая разум как орудие веры, он применял его для обоснования догмата троицы. Он окончательно закрепил представление о Боге как о существе нематериальном и сверхприродном, таинственном и непознаваемом, единственном и едином. Основные идеи: Бог - начало и конец всего сущего. Его познание есть смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог - это абсолютная личность, сотворившая мир и человека. Он первичен, находится в центре мироздания. Он всемогущ, его существование ни от чего и не от кого не зависит. Бог является единственной причиной возникновения любой вещи и любого вещества. Мир делится на две части: Высшее (бестелесное, божественное); Низшее (телесное, материальное).В мире установлен порядок:Неживое - живое - божественное.

 

20 - Философия Г.Гегеля.

Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) – «Наука логики», «Философия истории», «феноменология духа» и др. Главное в его творчестве - диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории. Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно незамутненная жизнь понятия.

 



2015-11-27 803 Обсуждений (0)
Философские идеи Платона.(428 – 347 гг. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские идеи Платона.(428 – 347 гг. до н.э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)