Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Возрождения. (14-16 вв.)



2015-11-27 1113 Обсуждений (0)
Философия Возрождения. (14-16 вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Новое явление не только в европейской, но и в мировой философии. Прежде всего, это новая система ценностей, где на первом плане стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку сами по себе, они - отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое восприятие человека внутри одной христианской традиции. Главная черта философии эпохи Возрождения - антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается - он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическаякартина бытия, в которой бог и природа отождествляются. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно).Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками.В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер).Мыслители Ренессанса не анализируют понятия, а пытаются понять сами явления, опираясь на опыт и разум.

 

15 - Философский сенсуализм Ф. Бэкона.

Сенсуализм - учение, подчеркивающее особую роль ощущений в получении знаний. Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), английский мыслитель и государственный деятель, полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда всё не станет для него возможным».Конечная цель науки - изобретения и открытия. Цель же их - человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого следует проделать два вида работ: критическую и позитивную.Критическая, разрушающая часть направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах и критику схоластического метода познания.Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засорённость сознания людей идолами - искажёнными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов:Идолы рода - ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.Идолы пещеры - искажённые представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.Идолы рынка (площади) ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов.Идолы театра - ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем.Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод («путь») - совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания.Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, предполагающий движение знания от простых определений и понятий к более сложным и развернутым («от частного к общему»). Это есть не что иное, как анализ эмпирических фактов с помощью разума.Ф.Бэкон подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека («нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах»).

 

17 - Философские идеи Р. Декарта.

Заложенную Ф.Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650гг.). Его работы «Размышления о первой философии», «Рассуждение о методе» были посвящены раскрытию предмета философии и выявлению её отношений с естествознанием. На первом месте в его трудах содержалась проблема метода научного познания. Декарт исходил из принципа тесной взаимосвязи всех наук. «Вся философия, - писал он, - подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводятся к трем главным: медицине, механике и этике». Главными двигателями научного поиска являются опыт и математика. Учения о методе Р. Декарт резюмирует в четырёх правилах: 1.Не принимай ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен; 2.Разделяй каждую проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; 3.Располагай свои мысли в определенном порядке, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому; 4.Делай всюду перечни настолько полные, обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Эти правила можно обозначить как правила очевидности (достижение должного качества знаний), анализа (идущего до последних оснований) и контроля (позволяет избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Процесс мышления, по Р. Декарту, должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый скепсис есть начало и завершение научного поиска. Р.Декарт так же занимался исследованием материи и её важнейших свойств. К числу таковых он относил протяженность тел (пространственные характеристики) и их корпускулярность (внутренняя расчлененность). Он подчеркивал значение для науки принципа детерминологизма (всеобщей причинной обусловленности сил в природном мире). Он же выделил гипотезу о развитии мира во времени, т.е. эволюции.

 

 

16 - Философские идеи Т. Гоббса и Д. Локка.

Т. Гоббс истоком и основой всей духовно-практической деятельности человека объявлял ощущения. Познание - это сравнение, сочетание и разделение идей, которые возникают на почве чувственных впечатлений. Полагая такое, Т. Гоббс вместе с тем придерживался и принципов рационализма. Образцом достоверного знания он считал математику; обращал внимание на роль языка в научном понимании. Слова языка - это как бы знаки, которыми обозначаются те или иные предметы. Язык имеет социальное происхождение, т.к. создан людьми в ходе их совместной чувственно-практической деятельности.Окружающая природа, по Т. Гоббсу, это не одушевленный организм, а колоссальная совокупность материальных тел, которые расположены в геометрическом порядке, появляются и исчезают. Важнейшими свойствами тел являются протяженность и внешняя форма, а также движение и покой. Пространство и время зависят от движения тел: нет никакого времени вообще, а есть лишь время в конкретных материальных системах. В природе действуют материальные причины, в качестве которых выступают активные тела.«Бог есть неподвижный перводвигатель, тончайшее естественное тело; он привел мир в движение, а далее не вмешивался в его судьбу. Жизнь - это «движение членов», где сердце - пружина, нервы - нити, а суставы - колеса живой машины». Всем людям присуще стремление к самосохранению, им свойственны жадность, страх, гнев и т.д.

Джон Локк в качестве источника познания выделяет опыт. Он различает два вида опыта:а) Внешний опыт (рефлексия) - состоит из совокупности определений;б) Внутренний опыт образуется из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.Все идеи, по Локку, также делятся на простые (содержат в себе однообразные представления и восприятия) и сложные (образуются из простых идей). К простым идеям он относит идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. Сложные идеи образуются в рамках 3-х способов: 1.Соединение нескольких идей в одну сложную; 2.Сведение двух идей друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности.Сложные идеи делятся на 3 вида: 1.Идеи модусов (идеи, зависящие от субстанций, либо являющиеся их свойствами); 2.Идеи отношения; 3.Идеи субстанции.Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение.Наиболее достоверным, по мнения Локка, является математическое знание. По степени точности - интуитивное знание. Дедуктивный характер носит демонстративное знание, весьма точное – умозрительное (умственное) знание. В ходе непосредственного восприятия предметов возникает сенситивное знание.

21 - Философия Л. Фейербаха.

Людвиг фон Фейербах (1804-1872 гг.) Первый немецкий философ, подвергший развёрнутой критике философскую систему Г. Гегеля. Основные работы - «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства». По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, то есть абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, - это объективная абстракция, существующая лишь в головах людей. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах пытался разработать новую религию - религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Религия любви базируется на идее любви человека к человеку. Чем больше ты отдаёшь себя другим людям, тем истиннее и полнее любовь. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать термин «материя». Этот термин, как и понятие «материализм», кажется ему неприемлемым в силу сложившегося в общественном сознании отрицательном к ним отношении. Поэтому он предпочитает заменять его термином «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она независима ни от Бога, ни от какой-либо философии. Природа - это единственная реальность, а человек - её продукт, завершение эволюции. Она вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве; у неё нет ни начала, ни конца, но всё в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Всё живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека. Природа познаётся человеком, и особую роль здесь играют органы чувств и ощущения. Важнейшая характеристика субъекта - чувственность – синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».

 

25 - Теория архетипов К.Г. Юнга.

Одним из учеников 3. Фрейда был Карл Густав Юнг. Оставив общее определение бессознательного как тех психических содержаний, которые не осознаются и закрыты для волевого контроля, К.Г. Юнг принципиально разошелся с 3. Фрейдом в вопросе о природе и функциях бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, определяющих основу всех переживаний, представлений и поведения людей. Кроме того, бессознательное выполняет не охранительную функцию, являясь своего рода ямой, куда сбрасывается все негативное, а компенсаторную. Бессознательное дополняет сознание до целостности. По мысли К.Г. Юнга, бессознательное, так же как и сознание, существует не как проявление или свойство чего-либо другого, а совершенно самостоятельно. Обе реальности в одинаковой мере влияют на поведение и переживания человека. Если личное бессознательное структурировано в виде комплексов, то структура коллективного бессознательного задается архетипами. Архетипы - это универсальные структуры человеческой психики. Юнг по-разному определяет архетипы, в его работах можно обнаружить следующие определения: 1.Изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам; 2.Общие мифологические мотивы всех рас и времен; 3.Основная форма всегда возвращающегося душевного переживания; 4.Психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа; 5.Формальные образцы поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживаний людей разных эпох и культур. Особое внимание Юнг обращает на следующие архетипы: «ego», «персона», «внутренняя личность, или душа», «тень» и «самость». «Ego», или «Я», - комплекс идей и представлений, составляющих центр сознания, обладающий непрерывностью и идентичностью с самим собой, представляющий осознанные психические элементы.

 

18 - Философский рационализм Б. Спинозы и В. Лейбница.

Учение Р. Декарта продолжал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677гг). В основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и познавательной деятельности. Он был убежден, что мир познаваем, а достоверное знание о нём несут идеи человеческого ума, представленные в математике. Основные идеи: 1.Субстанцией всего является Бог, присутствующий в природе в качестве её универсальной программы. 2.Бог и природа слиты и нераздельны. Познание Мира происходит в 3 стадии: I - чувственное восприятие внешнего мира, представления о нем; II - рассуждения разума и получение мнений; III - истинное (интуитивное) и аналитическое знание, получаемое непосредственно разумом и независимое от чувственного опыта. Человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих возможностях.Свободная воля человека невозможна, т.к. люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие аффекты (страсти) - желание, радость, печаль. Страсти господствуют над людьми, а не наоборот.Спиноза брал за образец строгости рассуждения геометрию Евклида. Своё главное сочинение, «Этику», он даже по форме уподобил геометрическому трактату: он перечислил аксиомы, а затем вывел из них «теоремы» о человеческом поведении.

В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1717гг), ученый и философ. Г. Лейбниц разработал учение о множестве субстанций - монад. Монада - это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых состоит мир. Каждая монада индивидуальна и неповторима. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Верховная монада - Бог. Активность монад обусловливает развитие мира: монады всюду, это первичная активная сила, которая лежит в основе любого изменения. Монады существуют в телах, но, в отличие от тел, они вечны. Прогресс монад не имеет пределов, а потому прогресс человеческих знаний тоже безграничен. Органы чувств позволяют постичь только лежащее на поверхности, внешние законы мира и его причины, могут быть по-настоящему познаны лишь усилиями разума. Логика и математика обеспечивают высшую степень аналитичности и достоверности знания. Непременное условие постижения истины - соблюдение закона достаточного основания, т.е. подтверждения выводов фактами, опытами.

19 - Философские идеи И. Канта.

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант(1724 – 1804)-автор работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Всеобщая естественная история и теория неба».С его точки зрения сфера подлинной свободы - это сфера духа, т.е. сфера внутреннего мира человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы. Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека. Согласно И. Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга, но и заключают ограничения внутри себя. Последнее означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. Он показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука на манер математического естествознания. Мыслитель предложил переместить центр рассмотрения с того, “что познается”, на то, “с помощью чего и как познается”. Лейтмотивом всей его философии являются три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться». Он считал, что существует независимый от человека и его сознания окружающий мир вещей. Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание ещё не несёт в себе достоверных сведений о предметах.Знание выражается в форме суждений, которые бывают аналитическими (не прибавляют новых знаний о предметах) и синтетическими (способствуют получению такого знания). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные формы созерцания вещей. Виды суждений соответствуют 3 основным познавательным способностям человека: чувственности, рассудку и разуму. Чувственность есть способность ощущать вещи, рассудок - способность к простым понятиям и суждениям о вещах; Разум способность к умозаключениям и идеям.И. Кант исследовал и проблему свободы человека. Человек - существо, способное к самостоятельному поведению и нравственному совершенствованию, к выбору альтернатив. Но свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе других. Человек - существо нравственное, и его нравственность не может быть выведена извне. Каждый человек несет в себе нравственный закон, обладающий принудительной силой и носящий характер заповеди категорический императив.«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех».

 

34 - Объективный мир и его картина.

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира. В её структуре можно выделить 2 компонента: понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время), принципами (всеобщая взаимосвязь и т.д.), общенаучными понятиями и законами.Чувственнообразный компонент - это совокупность представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы). Научная картина мира строится на фундаментальной научной теории и опирается на три научных открытия: 1. закон сохранения энергии; 2. установление клеточного строения тел; 3. теорию эволюции Ч. Дарвина. Научная картина мира не является неизменной. Кризис и революция в физике на рубеже XIX-XX вв. повлекли за собой трансформацию основных «параметров» механистической научной картины мира. Суть этих изменений можно описать так: механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим. В рамках органической парадигмы вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей. Образом этого мира может быть паутина, сеть. Согласно современному научному взгляду на мир, материя не сводится к веществу, существуя как в вещественной, так и в полевой форме, а также в виде плазмы и вакуума. Вселенная предстает как постоянно развивающийся организм, а человек - как одна из ступеней бытия, законы которой не вступают в противоречие с законами других уровней существования мира.

 

22 - Философские идеи К. Маркса.

Философия диалектического и исторического материализма связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В качестве целостной философской концепции марксизм сформировался в середине XIX в. Опираясь на идеалистическую диалектику Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха, политическую экономию А. Смита и Д. Рикардо, К. Маркс и Ф. Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по-новому переосмыслены проблемы содержания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания. Характерные черты марксизма:1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания.В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений. Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации. Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе.Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. К. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: 1.Первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил; 2.Рабовладельческая - экономика основана на рабстве; 3.Феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян; 4.Капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих; 5.Коммунистическая- общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства.К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. Марксизм предложил всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Философия предстает в марксизме как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. В этом вопросе марксизм напрямую пересекается с идеями философии Просвещения. Главное достижение марксизма - материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории.



2015-11-27 1113 Обсуждений (0)
Философия Возрождения. (14-16 вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Возрождения. (14-16 вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)