Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объяснения научного знания



2015-11-27 327 Обсуждений (0)
Объяснения научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Применение философских понятий для

 

1. Возможность и действительность в науке

2. Причина и следствие в науке

3. Случайность и необходимость в науке

 

Вся масса понятийного знания представляет собой такую же объективную реальность, как реальность неживого и живого мира, общественной жизни и т.д.[1]

Будучи таковой, система понятийного знания подчиняется общим законам развития мира.

Философия стремится сформулировать законы развития не только неживого и живого мира, общественной жизни, но и понятийных систем, и потому она стремится выразить их через категории возможности и действительности, причины и следствия, случайности и необходимости, формы и содержания, явления и сущности и т.д.

Все это может значить только то, что вся система знания может пребывать (одновременно или в разное время) в состоянии возможности и действительности, причины и следствия, случайности и необходимости, формы и содержания, явления и сущности и т.д.

Отсюда вопросы, что есть: 1) возможность и действительность в науке, 2) причина и следствие в науке, 3) случайность и необходимость в науке.

1. Возможность и действительность в науке

Пример 1.В XVI-XVII веках, когда машинная эпоха еще только-только нарождалась, становление машинной техники включало в себя реальную возможность изготовления машин, предназначенных для облегчения труда всех людей. Однако вместе со становлением капитализма эта возможность все больше превращалась в абстрактную возможность. В итоге победила техника, которая облегчает труд не наемного работника, как мечталось в прошлом, а частного собственника, живущего трудом наемного работника. Так реальная возможность превратилась в абстрактную.

Пример 2. В эпоху восходящего развития Древнего мира господствующее положение занимала языческая культура. Когда же люди разуверились в духах и богах, они обратили внимание на иные силы, управляющие миром, и тем самым создали условия для интенсивного развития светской и религиозной культур Древнего Мира. Исторически получилось так, что на первых порах успех оказался на стороне светского восприятия мира, а затем этот успех "перекочевал" к религиозному взгляду на мир.

Таким образом, пока языческая культура занимала господствующее положение, религиозная и светская формы мышления не могли занять ведущего положения в культуре Древнего мира. (Эхнатон сумел утвердить единобожие в Древнем Египте, однако с его смертью ситуация вернулась в исходное положение, к многобожию[2].) Но как только языческая культура вступила в эпоху своего распада, религиозная и светская формы мышления получили такую возможность и в конечном итоге эта возможность созрела до такой степени, что превраще­ние религиозной культуры в господствующую обрело характер необратимой возможности, стало не­избежным, совершилось с железной необходимостью.

Пример 3. Освоение трудящимися теории марксизма в начале XIX века было неосуществимо, но уже во вт. пол. XIX века оно оказалось, вначале, осуществимо в минимальной степени, а потом – в максимальной[3].

Пример 4.Еще во вт. пол. XX века отказ трудящихся от теории марксизма был неосуществим, к рубежу XX-XXI веков этот отказ оказался не только осуществимым, но и приобрел характер необратимого на данный момент процесса.

Пример 5.Известно, что в эпохи восходящего развития общественной жизни бóльшим спросом пользуются естественные и технические науки, а гуманитарные науки занимают подчиненное положение, что можно наблюдать в первых половинах XVIII, XIX, XX веков. И хотя каждая эпоха видоизменяла общественный спрос на научную продукцию, главная задача оставалась одна – увеличение власти господствующих классов над приро­дой.

В эпохи нисходящего развития общественной жизни картина меняется. Преимущественным спросом начинают пользоваться не технические и естественные науки, как прежде, агуманитарные. Так было во второй половине XVIII, XIX, XX веков. Во всех случаях наука считала своей обязанностью решение трех задач: 1) сохранение старых общественных отношений; 2) замену старых общественных отношений новыми; 3) объединение людских масс в крупную общественную силу для решения стратегических задач, направленных на сохранение старых общественных отношений или на замену старых общественных отношений новыми. Новые научные знания формировали самосознание людей, а самосознание людей зачастую приближало наступление революционных потрясений. Их проявлением, например, были Великая Французская революция (1789-1793 годы), европейские революции 1848 года, Парижская Коммуна (1871год), буржуазные революции в социалистических странах (1990-е годы).

Таким образом, в эпохи восходящего развития общественной жизни невозможно было бы представить, чтобы преимущественным спросом пользовались гуманитарныенауки. Точно также невозможно было бы представить, чтобы в эпохи нисходящего развития преимущественным спросом пользовались естественные и техническиенауки. Но как только наступали соответствующие эпохи, то гуманитарные, то естественные и технические науки получали возможность занять ведущее положение в науке. Более того, в указанные периоды такая возможность созревала до такой степени, что превраще­ние гуманитарных или естественных и технических наук в господствующие обретало характер необратимой возможности, становилось не­избежным, совершалось с железной необходимостью.

Так, в 1960-е годы вдруг возник «спор физиков и лириков», т.е. представителей естественных и гуманитарных наук: перед этим никто не сомневался, что главное место в духовной жизни должны занимать «физики», но оказалось, что к указанному моменту в самосознании людей произошел сдвиг, он привел к тому, что вперед выдвинулись «лирики», в частности – поэты, собирающие на стадионах десятки тысяч человек, жаждущих услышать поэтические строки. Вслед за этим изменился и состав кафедр философии: прежде он замещался учеными-выходцами из физики, биологии, математики, но в 1970-1980-е годы представители естественных наук были постепенно вытеснены учеными-гуманитариями – историками и философами.

Так, если в первой половине XX века вкусы абитуриентов склонялись в пользу выбора естественных и технических специальностей, то в 1960-х годах положение изменилось. Абитуриенты стали отдавать предпочтение гуманитарным специальностям, правда, в 1970-1980-х годах они выбирали, преимущественно, филологическое, историческое и философское образование, а начиная с рубежа XX-XXI веков – преимущественно экономическое и юридическое. (Из психологии – экономическую психологию, из журналистики – экономическую журналистику, и т.д.). В настоящее время государство пытается подпихивать развитие естественных и технических наук, но абитуриенты не подчиняются желанию государства и по-прежнему выбирают экономические и юридические специальности. В итоге возникает вопрос: или государство недостаточно точно оценивает сложившуюся ситуацию или недостаточно точно оценивает эту ситуацию абитуриенты вместе со своими родителями.

2. Причина и следствие в науке

 

Пример 1.Метафизики говорят, что мысль изобретателя о станке или механизме является причиной, а сам станок или механизм, построенный изобретателем, – следствием, с неизбежностью вытекающем из мысли изобретателя. Но этот вывод недостаточный, хотя и правильный.

Мысль изобретателя о станке является причиной того, что станок в конце концов оказывается построенным, а сам станок – следствием, с неизбежностью вытекающем из мысли изобретателя. Но станок, будучи следствием, тут же превращается в причину преобразований на производстве. Если он будет применен на производстве, то изменит это производство, а изменившееся производство, будучи следствием преобразований, произведенных станком, опять превращается в причину, неизбежно вызывающую к жизни новую мысль изобретателя. И все повторится опять. Таким образом, если говорить более точно, то причиной появления нового станка (более широко – всей техники) выступает не индивидуальная, а общественная потребность; мысль изобретателя оказывается лишь следствием, необходимо вытекающем из общественной потребности, хотя в первом приближении кажется, что причиной появления станка является как раз мысль изобретателя.

Взятые вместе, общественная потребность и станок образуют такое взаимодействие, в котором причина и следствие непрестанно меняются местами, выступают поочередно то как причина, то как следствие, или причиной и следствием одновременно.

Пример 2. О причинах и следствиях в лечении суставов.

Врач спрашивает: "Является ли боль в коленном суставе, порой сопровождающаяся отеком сустава, проявлением болезни самого коленного сустава, а не симптомом какого-либо другого заболевания?"

И сам себе отвечает, что его практика подтверждает необходимость исследования всего опорно-двигательного аппарата при болях в колене.

Часто встречаются пациенты, которым в течение многих лет лечили именно колени. Как потом выяснилось, боли в коленях были лишь побочным проявлением другой болезни, например, артроза тазобедренного сустава или остеохондроза поясничного отдела позвоночника. Это означает, что и тактика лечения выбиралась неправильно, так как лечить надо не следствие, а причину. И при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника, и при артрозе тазобедренного сустава боли в колене вторичны. Мало того, они исчезнут сами, если врач сумеет справиться с основным заболеванием.

При болях в суставе действительно ощущается горение, жжение, происходит отек, и слово «артрит» ассоциируется именно с такой реакцией организма. Но это лишь реакция в ответ на нарушение, проявление болезни, а не на причины нарушения, то есть следствие.

Конечно, человека, не знающего физиологию болезни, легко обмануть. Чем и пользуются рекламодатели от медицины, утверждая, что их лекарство (мазь, таблетка) избавляет от причины болезни - воспаления. Подменяя при этом причину болезни на следствие. Ибо воспаление, то есть отек, жжение, - это следствие болезни. Но обыватель не понимает этого и покупает то, что ему навязывает реклама. Например, часто рекламируют мази с разогревающим компонентом.., действующие на воспаленный сустав, как бензин на костер при попытке его потушить. Хотя поначалу разогревание уже разогретого болезнью сустава отвлекает. Но если рассматривать «воспаление» как физиологическую реакцию, то есть нарушение кровообращения и микроциркуляции в суставе, при котором и возникает отек сустава, приводящий к ограничению его подвижности, то многое станет понятным. Избавиться от отека и сопровождающего его ограничения подвижности в суставе можно лишь одним способом - восстановить микроциркуляцию в суставе, то есть убрать застой в мягких тканях сустава: мышцах, связках (Бубновский С.М. Если болят колени. Что делать? М.: Эксмо, 2013. 192 с. С. 17, 29-30.).

Взятые вместе, боль в коленном суставе и артроз тазобедренного сустава (или остеохондроз поясничного отдела позвоночника) образуют такое взаимодействие, в котором причина и следствие непрестанно меняются местами, выступают поочередно то как причина, то как следствие, или причиной и следствием одновременно.

 

Пример 3.Допустим, что материалы лекции изменили представления студентов о причинно-следственной связи мира. Следовательно, материалы преподавателя являются причиной, а изменившееся представление студентов – следствием, неизбежно вытекающем из материалов лекции. Однако новые представление студентов тут же становятся причинойсовершенствования лекции преподавателя: если материалы хорошо усваиваются студентами, то преподаватель усложняет свою лекцию, а если плохо – упрощает ее. Будучи следствием, необходимо вытекающем из уровня освоенности материала студентами, лекция опять становится причинойформирования представлений студентов, вытекающих уже из усложненных или упрощенных материалов преподавателя.

Взятые вместе, лекция преподавателя и представление студентов образуют взаимодействие, в котором причина и следствие непрестанно меняются местами, выступают поочередно то как причина, то как следствие, или причиной и следствием одновременно.



2015-11-27 327 Обсуждений (0)
Объяснения научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объяснения научного знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)