Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам



2015-11-27 884 Обсуждений (0)
Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №1.Тема: Основные положения судебной экспертизы.

 

Цель: По данной теме студенты обязаны получить и понять систему практической деятельности – как судебная экспертиза, ее назначение в уголовном процессе и смежных отраслях права. Усвоить, что классификция судебных экспертиз имеет основания деления по родам, видам и т.д.

Задачи: А также для более конструктивного понимания данной темы установлены 4 вопроса, которые необходимо расскрыть во время лекции: Понятие, сущность и значение экспертизы; Задачи, решаемые при производстве экспертизы; Предмет и объект экспертизы. Возникновение судебной экспертизы.

Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам.

Слово "экспертиза" связано с латинским "ехрегtiz", что означает "опытный, сведущий". Судебная экспертиза - это особое самостоятельное процессуальное действие, сущностью которого является исследование материалов дела, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения.

Судебная экспертиза является наиболее квалифицированной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Она значительно расширяет познавательные возможности суда и органов предварительного расследования, позволяя использовать в ходе досудебного производства по делу и его судебного рассмотрения весь арсенал научных средств познания.

Целью является получение нового доказательства заключения эксперта, установление нового обстоятельства уголовного дела.

К условиям относятся следующие:

1) проведение исследования на основе специальных научных знаний.

производство экспертизы специальной процессуальной фигурой — экспертом, обладающим индивидуальной совокупностью прав и обязанностей, отличающих его от иных лиц, участвующих в уголовном процессе;

регламентированная законом процессуальная форма судебной экспертизы, что относится к ее назначению, проведению, оформлению результатов исследования и их оценке, а так

же правам и обязанностям участников экспертизы. Процессуальной формой фиксации результатов экспертного исследования является заключение эксперта, являющееся доказательством по делу;

4) формирование в результате исследования вывода на основании оценки, истолкования фактов, опирающихся на определенные теоретические принципы и на опыт исследователя.

Результатом экспертного исследования является не выявление, обнаружение факта, а вывод, умозаключение о его существовании. Последний устанавливается путем совокупной оценки

выявленных признаков и связей исследованных объектов, произведенной экспертом на основе его специальных научных знаний. Вывод эксперта формируется как мнение, тем самым до-пуская принципиальную возможность иного истолкования фактов, оспаривания. Именно указанные цель и условия отличают экспертизу от иных форм использования специальных знаний в уголовном процессе.

2. Предмет и объекты судебных экспертиз.

Судебная экспертиза – представляет собой систему знаний, раскрывающих законы, свойства и отношения изучаемого ею объекта (судебно-экспертной деятельности) и на этой основе способствует постоянному пополнению нового знания о судебной экспертизе.

Объектом с.э. является сама экспертная деятельность, рассматриваемая в качестве некоторой единой системы, включающей большое число компонентов:

- субъекты деятельности;

- объекты исследования;

- задачи;

- методы;

Предметом познания общей теории являются закономерности функционирования данной системы, производные от этих закономерностей принципы, правила и понятия, которые призваны обеспечить единство систематизации знаний о судебной экспертизе.

О.т.с.э. определяют как междисциплинарную, предметно связанную с науками: уголовный процесс, криминалистика, тех. науки, эконом. науки, естест.науки – как отражающую закономерности: возникновения и существования материальных носителей информации об уголовно- и гражданско – релевантных обстоятельствах, их исследования в качестве объектов экспертизы, использования научных данных и методов из различных областей знаний, обеспечивающих обоснованность и достоверность заключения эксперта; процесса формирования научных основ с.э., выделения присущих им общих принципов, структурных связей и соотношений, синтезирования и систематизации знаний о судебной экспертизе как единой системе, ее инфраструктуре и протекающих в ней процессах; правил и понятий, разрабатываемых на основе общей и частных теорий, реализуемых в практической экспертной деятельности.

Создание и развитие с.э. осуществ-я на основе крим., уг.процесса, уг.права, граж.и (арбитражного по Россий-у.З.) админист-го. Положения наук о процессуальном праве и само это право необходимы для создания общей теории из-за особого назначения экс.деят-и. Закономерности, изучаемые общей теорией, касаются:

- возникновения и сущест-я объектов э.отража-их обстоя-ва уголов-х или гражд-их дел;

- фиксация и исследование этих объектов;

По своей структуре общая теория с.э. представляет органически связанное построение из 4 блоков:

1. методологические основы общ. теор.- излагаются понятие и система, методология и функции общей теории, изучаемые ею закономерности, проблема дифференциации, интеграции, систематизации и классификации знаний, исполь-ых при производстве судебных экспертиз.

2. предмет, задачи, объекты э.д. как ее главные компоненты – содержатся учение о предмете судебной экспертизе, ее задачах, учение об объектах, их свойствах и признаках, учение о субъектах экспертной деятельности, профессиограмма судебного эксперта.

3. методы и методики в структуре экспертной деятельности – их разработке, апробации, внедрению, возможностям паспортизации методик, математическим моделям и алгоритмам решения экс.задач.

4. инфраструктура э.д.,технология э. исс.- особенности деятельности с.э., информационная природа объ. и материалов, технология э.иссл. его структура, формирование его внутренней убежденности, заключение и его атрибуты.

Предмет экспертизы - фактические данные (обстоятельств дела), имеющие значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования. В литературе различаются понятия предмета конкретной экспертизы и родового (видового) предмета.

Родовой (видовой) предмет определяет компетенцию эксперта той или иной специальности, возможности данного рода (вида) экспертизы.

Предмет экспертизы по конкретному делу определяет круг вопросов, поставленных перед экспертом. Он обусловливает выбор эксперта и его полномочия при проведении экспертизы. Понятие предмета судебной экспертизы как характеристики области экспертного знания является основой для определения и классификации соответствующих экспертных задач.

Экспертная задача — принятое экспертом задание, содержащееся в вопросе, поставленном перед экспертом.

Наибольшее распространение получил "уровневый" подход к классификации экспертных задач, сводящийся к выделению задач диагностического, классификационного, идентификационого, ситуационного уровней. Целью диагностических экспертных исследований является распознавание объектов; классификационных - установление принадлежности объектов к определенным классам, в том числе стандартизированным; идентификационных — установление тождества индивидуально-определенных объектов или источни-ков их происхождения; ситуалогических — установление частных событий, на основе которых производится реконструкция механизма общего события в рамках уголовного дела.

Объектами экспертизы являются материализованные, определенные уголовно-процессуальным законом источники информации - материалы уголовного дела.

Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, явления, действия), на основании которых эксперт познает другие факты, являющиеся предметом экспертизы.

Помимо общего понятия объекта экспертизы как носителя информации различаются понятия родового (видового), конкретного и непосредственного объектов.

Родовой (видовой) объект — совокупность объектов, обладающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (ви-дов) экспертиз.

Конкретным объектом именуется индивидуальный и неповторимый объект, определяющий специфику конкретного экспертного исследования.

Непосредственный объект исследования выделяется в связи с тем, что один и тот же материальный носитель информации может быть объектом различных видов экспертиз. В связи с этим представляется целесообразным определять те стороны, свойства объекта, которые подвергаются исследованию.

Объекты подразделяются на: вещественные доказательства; документы, живые лица (в данном случае могут исследоваться как тело, так и психические, психологические, физиологические и др. процессы человека); образцы для экспертного исследования; относящиеся к предмету экспертизы сведения, отраженные в материалах уголовного дела; объекты, не имеющие определенного процессуального статуса (т.е. объекты, не фигурирующие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств либо по морально-этическим соображениям (трупы), либо ввиду фактической невозможности распространить на них режим вещественных доказательств (здания, сооружения).



2015-11-27 884 Обсуждений (0)
Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие судебной экспертизы, ее особенности и роль в процессе доказывания по уголовным делам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)