Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2.Метод Рене Декарта



2015-11-27 719 Обсуждений (0)
Глава 2.Метод Рене Декарта 0.00 из 5.00 0 оценок




«Основоположником рационализма является французский философ и математик Рене Декарт (1596 – 1650), он заложил основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, он изучал движение небесных тел и рефлексы человека. Декарт – родоначальник картезианства (от Cartesio – латинской версии его имени – Картезий), в которое включается как учение самого Декарта, так и концепции продолжателей Декарта, объединенных прежде всего идеей самодостоверности сознания (cogito ergo sum), развитием принципа дуализма души и тела и распространением математического метода познания. Это движение определило философский ландшафт раннего периода Нового времени, но его влияние не исчерпано и сегодня». [3,c.157]

С точки зрения рационализма, основание достоверности знания – сам разум. «Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, который вечен, вездесущ, всемогущ, Он творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной – делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута духовная субстанция имеет мышление, а материальная – протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения – фигура, положение, движение и т.д. В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна – протяженная (телесная) субстанция, а другая – мыслящая (духовная). В этом они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно с помощью хорошего метода.

Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно назвать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения – аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», и т.п.).

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем, только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения. Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

1) Начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках;

2) Путем дедукции получать все более сложные суждения;

3) Действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений;

4) Критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них;

5) Расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они не потеряли своего значения и в наши дни. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в современную эпоху. Р.Декарт в «Рассуждении о методе» разработал дедуктивный метод, который, по его мнению, сулит человечеству неведомые прежде возможности и сделает людей хозяевами, господами природы». [2, c.166]

Также немаловажным является и идея «субъекта» в творчестве Декарта. Противоставление двух субстанций является выражением одного из главных принципов философии Нового времени-противопоставления человека и природы, мышления и бытия, субъекта и объекта. «Человек как мыслящий и познающий субъект приобретает в философии Декарта особое привилегированное положение. Философия Декарта ставит познание в зависимость от достоверности своего собственного существования, а критериями истины считает ясность и отчетливость (понимаемые в субъективистском смысле)».[6]

 

Заключение

Таким образом, проанализировав характеристики науки Нового времени и творчество Декарта как представителя науки Нового времени, можно сделать вывод, что особенности науки этот периода частично вошли в современную действительность. Например, свойство внутренней неоднородности, антропоцентричности (ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт), либо «коллективного» (Маркс). Также можно отметить современность гносеологической установки Нового времени(т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание), логоцентричности (идеалом познания признается четкое, строгое рациональное мышление, находящее свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания). Таким образом, можно сказать, что установки науки и философии Нового времени крайне важны для понимания ее на современном этапе развития.

«Крайне важно отметить важность философии Декарта на современном этапе развития науки и философии. Он по-новому взглянул на место и роль дедукции в познавательном процессе, обнаружив в ней ранее неиспользованные логические и гносеологические возможности. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом обнаруживается разумом интуитивно, без всякого доказательства, на основе ясности и очевидности». [2, c.168] Таким образом, Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма, основные положения которой во многом определяют философские поиски и в наше время. Они суть следующие. 1. Истинное знание может быть получено только из ума. 2. Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта). 3. Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание). В этом смысле роль Декарта в истории европейской философии переоценить невозможно. [1, c.172]

Список источников

1. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии: учебник для высших учебных заведений. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 731с.

2. Мапельман В.М, Пенькова Е.М. История философии: учеб. пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464с.

3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия: учебник. – 6-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 688с.

4. Философия Нового времени: общая характеристика. http://mgup-vm.ru/filosof/44.html

5. Наука Нового времени (XVII – XVIII вв.): «классическая рациональность». http://rudocs.exdat.com/docs/index-414669.html?page=8

6. Дайте краткую характеристику философии Нового времени. http://www.philodream.ru/philos-462-1.html

7. Начало философии Нового времени. http://ref.rushkolnik.ru/v35604/

8. Гутнер Г.Б. Проблема риска и ответственности субъекта научной коммуникации: автореферат диссертации. – М.:2008. – 49с.

 



2015-11-27 719 Обсуждений (0)
Глава 2.Метод Рене Декарта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2.Метод Рене Декарта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)