Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 10 страница



2015-11-27 452 Обсуждений (0)
II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Б.Х.: Да, что-то тут не так.

Фридрих: В этом направлении течет слишком много энергии, и это слишком занимает мои мысли.

Б.Х.: Да, это называют маниакальным. Если ты это так описываешь, значит это относится только к тебр. «J7 чувствую себя хорошо, у меня много энергии, я...» А что же та женщина? Она тобою просто пользуется. Она попадает в позицию матери, а ты уходишь в позицию ребенка. И у вас ничего не складывается, потому что ваши отно153

шения не имеют для тебя никаких последствий. Здесь можно увидетьотличие влюбленности от любви.

Женщина, которая моложе, всегда представляет собой мать. Если I пожилой человек ищет себе молодую девушку, то ищет он свою мать. Это уклонение от равенства. В этом случае внешне все выглядит так,' будто превосходство за ним, но в действительности в этой позиции! для него главнее женщина, которая младше его, а не он для нее. Тогда! это отношения мать — сын. В свою очередь, то же самое относится нк женщинам. По этой причине такие отношения не могут ничем стать.!

Фридрих: Да, это так, с равной женщиной я менее способен завя-J зать отношения. Тут мне не так легко установить для себя границу! между профессией и отношениями.

Б.Х.: Но тогда тут была бы возможна и любовь. С не равной тебеэто невозможно. Это касается обоих направлений: для мужчины мать] может быть представлена женщиной как намного старше, так и на-* много моложе его. А для женщины отца может представлять мужчина как намного старше, так и намного моложе ее. Но есть, конечно, щ определенный возрастной диапазон, внутри которого возможны парт-J нерские отношения.

Фридрих: Если бы у меня было хорошее чувство, я бы, вероятно, ] уже сделал выводы. Но пока этого еще нет.

Б.Х.: Да, точно, но даже если бы ты их сделал, сначала это тоже j пошло бы вкривь и вкось.

Фридрих: Значит, надо с самого начала проводить четкую границу? |

Б.Х.: Или определеннее двигаться в выбранном направлении.

Фридрих: И когда я увижу результат?

Б. X.: Если ты ближе подойдешь к тому, что выбрал, это будет иметь последствия. Тогда появится другая серьезность, к примеру, это мо- j жет означать, что ты должен отказаться от своей профессии. Тогда ты j увидишь, насколько серьезен твой выбор.

Фридрих: По-другому мне из этого не выйти?

Б.Х.: Я думаю, нет.

Фридрих: Значит, сначала должно пойти несколько наперекосяк? <

Б.Х.: Нет, не должно. Я просто даю тебе кое-что обдумать. Ну вот, теперь ты намного серьезнее, у тебя другое выражение лица, ты сосредоточен. Это теперь другой след для тебя, тут я тебя для начала оставлю и вернусь к этому позже.

<i

На пятый день вечером

Фридрих: Меня по-прежнему довольно сильно занимает то, что ты мне сегодня сказал, но я думаю, что я уже даю очень много любви...Генограмма родной семьи Фридриха*

  * Сокращения: 2 - второй ребенок, сын 6 - шестой ребенок, дочь 2 СМ — вторая сестра матери
  0 —отец 3 — третий ребенок, Фридрих СвСО — сводная сестра отца 3 СМ — третья сестра матери
-L M —мать 4 — четвертый ребенок, дочь 1 БМ — первый брат матери 3 БМ — третий брат матери
  1 — первый ребенок, сын 5 - пятый ребенок, сын 2 БМ — второй брат матери 4 СМ — четвертая сестра матери

Б.Х.: Нет, нет, нет, это заблуждение. Ты можешь определить это по тому, сколько сил,ты готов вложить в эти отношения. Вопрос в том, насколько надежным ты будешь и насколько уверенным в тебе может быть другой человек. Тебе не иужно отвечать мне сейчас. Это только' внутренний тест. .

Фридрих: Но как мне тогда выйти из того, что ты назвал манией?

Б.Х.: Эйфорическое чувство влюбленности пропорционально тому естественному, что человек отрицает. Чем больше оно отрицается, тем больше человек отрывается от реальности.

Я приведу пример из другой области, который здесь уместен. Есть серьезные эзотерики, которые идут иным путем. Но что касается многих из тех, кто называют себя эзотериками, ты можешь увидеть, что человек обращается к эзотерическому в тот момент, когда увиливает от какой-нибудь совершенно естественной обязанности, обычно это забота о ребенке. Чем больше они уклоняются, тем дальше уходят от реальности.

Фридрих: Тогда это связано с моей связью с матерью?

Б.Х.: Да, она настолько сильна, что ты не можешь срчувствовать женщинам. Твоя мать всегда будет считать тебя хорошим, как бы ты ни обходился с женщинами. Рядом с твоим отцом это, вероятно, было бы по-другому. Сочувствовать женщинам мужчина учится у отца. Ты сейчас по-настоящему серьезен. Будучи так серьезен, ты воспримешь что-то, что принесет силу и что должно прийти с любовью.

На шестой день

Фридрих: Я подумал о моих братьях и сестрах. У одного моего брата дефект речи, самый старший говорит крайне медленно, а я уже много лет скриплю зубами.

Б.Х.: Среди трех симптомов эта участь лучшая, Фридрих (улыбаясь): Я тоже так подумал. У меня есть желание сделать расстановку моей родной семьи.

Б.Х.: Пожалуйста.

Фридрих дает некоторые дополнительные сведения.

У его матери было девять братьев и сестер. Самый старший брат, который должен был стать священником, погиб на войне. Следующий по старшинству брат был выгнан из дома, потому что нарушал отцовские нормы. Две сестры ушли в монастырь. Следующий после матери брат в конце концов взял семейное дело на себя, жил в очень плохом браке и позже покончил с собой. Где-то после этого у деда по материнской линии должна была быть сексуальная связь с жещци156

ной. Он был очень строгим, иногда пил и бил свою жену, а потом часто снова просил у нее прощения. Самый младший ребенок рано умер, у него была задержка умственного развития вследствие затяжных родов. Берт Хеллингер рассматривает самоубийство дяди в связи с тем, что вопреки порядку в семье он взял на себя дела. Фридрих делает расстановку своей родной семьи. Сразу после этого Берт Хеллингер ставит мать, которая стоит чуть впереди отца, рядом с отцом (движение 1).

Исходная расстановка родной семьи Фридриха:

Высказывания участников:

Отец: Благодаря тому, что моя жена теперь снова перешла на мою сторону, моя грусть из-за смерти младшего ребенка стала меньше. Когда моя жена встала рядом со мной, моя умершая дочь и Фридрих оказались в моем поле зрения. Это те двое, кто меня ободряет и успокаивает. Если я смотрю вперед, то чувствую только мою жену и совсем не знаю, что у меня такая большая семья. Я хотел бы больше обратиться к другим детям. Но между нами стоит моя жена.

Мать: Когда я стояла чуть впереди, мне было очень грустно. Здесь, рядом с мужем, мне хорошо, и я почти немного влюблена в ту, кто стоит напротив (умершая дочь). Это прекрасный опыт. Она мне очень знакома.

Б.Х.: Это странное выражение, что она влюблена В дочь. Кто бы это мог быть из ее семьи?

Фридрих: Ее самая младшая сестра, которая умерла вскоре после рождения. После этого мама мамы плакала целыми днями. В семье; нее был ореол святости, ее почитал» все родственники.

Б.Х. (обращаясь к исполняющему роль Фридриха): Ты как?

Исполняющий роль Фридриха: Еще нив одной расстановке мне не было так беспокойно, как сейчас. Я должен принимать военный парад, я воспринимаю это как ужасные, чрезмерное требование и страшно злюсь.

Б.Х.: Да, он жертва. (Фридриху) Внешне ты чаще показываешь! себя веселым, но за этим стоит злость. Поскольку сегодня у нас мало! времени, я не буду больше изучать весь процесс, но наведу некото-1 рый порядок. (Делает заключительную расстановку.)

Заключительная расстановка родной семьи Фридриха:

Высказывания участников:

Отец: У меня расправляется грудь. Я могу свободно дышать, и у меня очень гордое чувство: это наша работа — двух партнеров по производству (показывает на детей, всеобщее веселье).

Мать: Полкоманды! У меня прошла фасцинация.Самый старший сын: Раньше я чувствовал себя очень зажатым. Теперь у меня хорошая позиция, и я могу двигаться;

Второй сын: Раньше я чувствовал себя уставшим от жизни и закрытым как складной нож. Теперь у меяя появилась жизнерадостность.

Исполняющий роль Фридриха: Мне тоже теперь хорошо, и я чувствую, что горжусь моими родителями и моими братьями и сестрами".

Самая старшая дочь: Мне здесь нехорошо. Я сюда не отношусь. Я заметила, что я совсем в стороне от материнской линии.

Б.Х.: Она представляет внебрачную сводную сестру отца. (Ставит эту сводную сестру рядом с отцом, и старшая дочь указывает ей там нужное место; см. движение 1.) *

Самая старшая дочь: Теперь я чувствую свою принадлежность.

Б.Х.: Видите, у нее такие же чувства, какие должны были быть у сводной сестры отца. r r ^.

Сводная сестра отца: В придачу я получаю здесь некую тень (показывает влево от отца) и никого не вижу, кроме нее (самая старшая дочь; Берт Хеллингер ставит ее за самую старшую сестру Фридриха, и та сияет; движение 2).

Б.Х.: Кто-то из детей ушел в монастырь?

Фридрих: Да, эта сестра ушла в монастырь.

Б.Х.: Тогда она точно копировала эту женщину.

Фридрих: Но ей нехорошо.

Б.Х.: Ты должен объяснить ей расстановку.

Четвертый сын: Мне все еще немного тесно между обеими сестрами.

(Берт Хеллингер ставит брата матери, который покончил ci собой, за четвертым сыном; движение 3.)

Четвертый сын: Да, так мне легче.

Б.Х. (к исполняющей роль матери): Для тебя это имеет какое-нибудь значение?

Мать: Да, мне теперь приятнее.

Младшая сестра: Так очень хорошо. Поначалу я ощущала некую сильную тягу. У меня было чувство, будто я вытягиваю мать из семьи. Это было как транс, но у меня было плохое чувство по отношению к другим. Теперь это больше не так. Хорошо также, что брат мамы стоит позади моего брата, потому что иначе у меня было бы ощущение, что он опирается на меня, а я выпадаю. А так я могу хорошо стоять.

Брат матери: Для меня тоже важно иметь эту связь (с младшей дочерью).

Б.Х. (приглашает Фридриха встать на свое место, а затем ставит позади него мужчину; движение 4): Кто это?Фридрих: Это погибший брат моей матери.

Б.Х.: Как это тебе?

Фридрих: Да, хорошо. Мое второе имя — это его имя. Оно дает! мне большую энергию.

Б.Х.: Хорошо, тогда это решение.

Фридрих: Я единственный...

Б.Х. (перебивая его): Нет, ничего сейчас не говори! (Через какое-'! то время.) Ну, тогда всё. Вы можете сесть. (Фридриху) Я расскажу i еще одну небольшую историю.

Поворот

Некто появляется на свет в своей семье, на своей родине и в i культуре, и, еще будучи ребенком, слышит о том, кто был то ее образцом, ее учителем и наставником, и он испытывает < бокое желание стать и быть таким, как тот. Он присоединяется i единомышленникам, долгие годы упражняется в послушании и i дует великому образцу, пока не становится ему равным и не на нает думать, говорить, чувствовать и желать, как тот.

И все же одного, думает он, еще недостает. Так он отправпяеп в далекий путь, чтобы в самом дальнем уединенном месте лер шагнуть, быть" может, и последнюю грань. Он идет мимо стары* садов, которые давно уже покинуты. Но там цветут еще одичав шие розы, а высокие деревья приносят ежегодно плоды, но падаютони на землю, потому что здесь нет никого, кто бы их собирал. Апосле начинается пустыня.

Уже скоро его со всех сторон окружает неизвестная пустыня. Емукажется, здесь одинаковы все направления, и те образы, которые! он видит иногда перед собой, оказываются вскоре миражами. Он} идет, будто его что-то гонит вперед, и когда он уже давно пере-} стал доверять своим чувствам, видит перед собой источник, бьет из земли, и земля же принимает его обратно. Но там, разливается его вода, пустыня становится похожа на рай.

И тут, обернувшись, он видит, что приближаются два незнакомца. Они поступили точно так же, как он. Они следовали своему образ*цу, пока не стали ему равны. Так же, как и он, они отправились в) далекий путь, чтобы в безлюдье пустыни, быть может, перешаг* j нуть некую последнюю грань, и, как и он, нашли источник. Вместе • склонились они к нему, пили одну и ту же воду и считали себя почти < уже у цели. Тогда они назвали друг другу свои имена: «Меня зовут' Гаутама Будда». — «Меня зовут Иисус Христос». — «Меня зовут , пророк Муххамед».Но вот наступает ночь, и над ними, как и испокон веков, недостижимо далеко тихо сияют звезды. Они все умолкают, и один из них троих знает, что он близок к великому примеру, как никогда раньше. Ему кажется, будто, пусть на одно мгновение, он может догадаться, каково ему было, когда он это знал: бессилие, тщетность, смирение, и каково ему должно было быть, если бы он знал еще и о вине.

На следующее утро он покидает пустыню. Вновь ведет его дорога мимо покинутых садов, пока не заканчивается у одного сада — сада, принадлежащего ему самому. У входа стоит старый человек, как будто он его ждал. Он говорит: «Кто так издалека нашел дорогу обратно, как ты, тот любит влажную землю. Он знает, что все, когда растет, и умирает тоже, и, когда это прекращается, дает пищу». «Да, — говорит в ответ другой, — я согласен с законом земли». И он начинает ее возделывать.

11 — 2296

VI. О ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

1. Терапевтическая позиция

Святой муж, будучи бездеятельным, Распространяет свое учение.

Вся тварь подчиняется ему

И никогда не откажется от исполнения его воли.

Он производит много, но ничего не имеет;

Делает много, но не хвалится сделанным;

Совершает подвиги, но не приписывает их себе.

Он нигде не останавливается, Поэтому ему нет надобности удаляться туда, Куда он не желает.

(Из книги Лао-цзы «Дао-де-цзин», Перевод Д. Конисси)

а) Восприятие, ориентированное на ресурсы

Я очень четко разделяю восприятие и наблюдение. Наблюдение ведет к частичному знанию при утрате общего обзора. Когда я наблюдаю поведение человека, я вижу только детали, а сам человек от меня ускользает. Если же я отдаюсь во власть восприятия, от меня ускользают детали, но я сразу схватываю главное, суть, зерно другого человека.

Восприятие возможно только если я обращаюсь к другому человеку без всякой цели и умысла и с готовностью к контакту. Восприятие основывается на контакте. Тогда возникает очень глубокая, искренняя связь, но которая тем не менее требует глубочайшего уважения и некоей дистанции. Предпосылкой этого является то, чтобы каждый оставался самим собой, чтобы не устанавливалось никакой нормы, которой нужно было бы подчиняться. Здесь речь идет не о правильном или неправильном, а только о помощи и решениях. В мыслях я свободен и могу играть, но как только я включаюсь в восприятие и открываюсь для интересов другого человека, этой свободы больше нет.Восприятие, таким образом, может функционировать только в отношении решений. В отношении же диагнозов оно сразу отказывает, пусть даже диагнозы полностью стоят на службе решения. Любое вмешательство, если оно не объединено с силами развития, а, к примеру, подчиняет или обесценивает, действует контрпродуктивно.

Удивительно то, что человек, которому я сообщаю свое восприятие, меняется на моих глазах. Так что восприятие — это творческий процесс, который что-то вызывает, чему-то способствует. В этом заключены тайны, которых я не понимаю, но которые можно увидеть и использовать.

Для восприятия речь идет об исполнении, а не об истине. Речь всегда идет о том, что я сейчас делаю, что возможно? Как терапевт я делаю это для другого, и в то время, как он мне что-то рассказывает, я спрашиваю себя: «Что сейчас уместно?» Тогда я нахожусь в контакте с чем-то большим. Я не хочу тогда помочь, а просто вижу это в некоем порядке. Так действует интуиция, и тогда она тоже исполнена любви и уважения.

Итак, если кому-то приходит в голову что-то по поводу другого человека, то ему, возможно, захочется этому человеку что-то сказать. Он смотрит на этого человека и проверяет, а даст ли то, что пришло ему в голову, пищу другому и создаст ли что-либо или же это ему помешает и его ослабит. Восприятие — это не событие, которое можно искать. Когда я посвящаю себя другому человеку, то восприятие приходит как молния, и результат бывает совершенно поразительный. Выдумать я этого не могу. Иногда я начинаю этого бояться. И если я отступаю, то что-то ломается в моей собственной душе.

Я хочу еще раз сформулировать это в одной истории: в ней это зашифровано, но указан путь.

Эта история — вид психотерапевтической теории познания.

Мера

S

Спросил ученый мудреца, как в целое вплетаются детали и чем отлично знание о многом от знания предмета полноты.

Мудрец сказал: «Рассеянное нечто тогда лишь целым может стать, коль скоро соберется в середине и будет действовать совместно, поскольку только через середину то многое и действенность приобретает, и смысл, и полнота его нам кажется простой, почти что малой, как сила тихая, неявной оставаясь, движенье сообщает тому, что рядом. Чтобы полноту узнать или о ней поведать, мне нет нужды любую малость знать, говорить, иметь и делать. Ведь тот, кто хочет попасть в город, пройдет черезодни ворота. Кто в колокол один ударит раз, звучать заставит многие другие. Кто с ветки яблоко сорвет, не станет думать, как оно созрело. Держа его в руке, он просто ест его».

Ученый возразил: «Кто хочет истины добиться, тот должен знать и все детали». Мудрец не согласился. О старой правде много можно знать. А правда, что ведет нас дальше, отважна и нова и свой исход скрывает, как дерево таит в себе росток. Кто медлит действовать, поскольку знать желает больше, чем следующий шаг проникнуть позволяет, упустит то, что к цели приведет. Он деньги путает с товаром, деревья превращает он в дрова.

Ученый, полагая, что это был не весь ответ, а часть, продолжить просит. Но мудрец лишь молча головой качает — ведь полнота вначале что бочка юного вина, которое и приторно, и мутно. Оно должно перебродить, и требуется время ему, чтоб, отстоявшись, прозрачным стать. И кто тогда, вместо того чтоб пригубить, пить станет, расплывется.

Другой как равный

На многое я могу отважиться только тогда, когда другой человек деятелен, критичен и исполнен уважения. Том% кто сразу же подчиняется, ничего рискованного я сказать не могу. Если же другой не просто все проглатывает, и я могу быть уверен, что сказанное он подвергнет собственной проверке и оценит с Помощью своего знания, то в этом случае я могу пойти очень далеко. Тогда он предстает передо мной как равный, и наш диалог — диалог между людьми, находящимися в равных весовых категорях. Общность в группе может возникнуть только тогда, когда сосредоточен каждый. Если этого нет, то человек находится во власти чего-то другого и отчужден от своего бессознательного. Бессознательное же собирает и объединяет.

б) Сдержаннрсть

Важным критерием уважения является не стремиться исцелить и спасти другого. Этому есть великие примеры. Благо человечества — это осознание того, что можно действовать посредством присутствия без того, чтобы вмешиваться. Тогда это та сконцентрированная сила, которая воздействует через не-действие и не имеет ничей? общего с отстранением. Отход ничего не дает. В «Дао-дё-цзин» это замечательно описал Лао-цзы.

В терапевтической работе наблюдается одна удивительная вещь. Когда терапевту приходит в голову нечто верное и он удерживает себя от того, чтобы сказать это, то же приходит в голову и клиенту. Иногдарешение бывает возможным тогда, когда терапевт от этого отказывается. Не в его власти и то, как поступят клиенты с тем, что он говорит. Однажды я привел такой пример: «Нет вины Иисуса в том, что богатый юноша уходит». Так же и в психотерапии: другой может уйти. В этом скрыто большое уважение. Хорошая терапия характерна отсутствием конкретных планов и намерений, она свободна от заранее определенных целей, — это значит, что я до определенной степени отказываюсь от влияния.

Маленькая девочка, которая страдала

ночным недержанием мочи

Недавно у меня брали интервью на австрийском радио, и мне нужно было рассказать что-нибудь про те истории, которые исцеляют. Я сориентировал свой рассказ на чисто практические вещи — как с помощи историй можно помогать детям. На вопрос, чтсшожно сделать в случаях ночного недержания мочи, я рассказал следующее.

Один отец спросил меня, что бы он мог сделать для своей маленькой дочери, чтобы она не писалась по ночам. Я ответил, что ему следует сказать дочери, как он был рад жениться на ее маме — а ребенок появился на свет до брака. Он мог бы сообщить ей это как бы невзначай, а затем ему следовало рассказать ей сказк^с небольшими вариациями, например, о Красной Шапочке.

Подходит Красная Шапочка к бабушкиному дому и видит, что прохудилась кровля. Она идет в сарай, берет смолу и заделывает дыру, чтобы в прихожей не было сыро. А потом она входит в дом.

Или сказку про Белоснежку. Один из гномов говорит, что у него в доме постоянно сверху капает, и Белоснежка говорит ему, что сейчас все исправит, проверяет, в чем дело, и видит, что просто сдвинут один кирпич, и ставит его на место. Маленький гном даже и не замечает, что в доме что-то изменилось. Но теперь все в порядке.

Или история, где из крана капает вода, а она его закрывает. Или как маленькая девочка сидит в туалете, и вдруг дверь открывается и внутрь заглядывает незнакомый человек. Он очень быстро закрывает дверь, и девочка с облегчением вздыхает.

Знаете, что является здесь гипнотерапевтическим фоном? Когда входит незнакомый человек, девочка сжимает сфинктер мочевого пузыря. Это известная эриксоновская интервенция.

Через полгода отец снова пришел ко мне и поведал о своем опыте. Он сказал, что это сразу подействовало — это было хорошо. Примечательно было то, что обычно, если в историях, которые он рассказывал, случались расхождения с оригиналом, его маленькая дочка сразу женачинала протестовать, атут когда он отступал от текста, она вообще не реагировала.

Это многое говорит о психотерапевтических методах. Рассказывая такую историю, отец отнесся к девочке с глубочайшим уважени- j ем, и девочка почувствовала, что ее уважают, и ей не нужно было защищаться. В этом не было ни малейшей попытки ее подчинить. Ос-i новой здесь была чистая любовь, и в пространстве доверия происхо-i дило что-то, о чем потом больше не говорилось.

Это те границы, в которых происходит исцеление. Если я говорю' человеку: ты должен делать это так-то или так-то, я ставлю себя выше него и, тогда он уже с самого начала оказывается проигравшим и его достоинство заставляет его отказаться от моих рекомендаций. Но если в моем распоряжении есть методы, где это никак не проявляется, как, например, при рассказывании историй, тогда человек просто слушает историю и уже не замечает, что я ее ему рассказываю. В этом случае он может сам отыскать в ней для себя подходящие стимулы и самостоятельно найти решение. Тогда ему нет'необходимости дискутировать со мной, он может меня забыть. Это как в кино. Там мы тоже забываем тех, кто обслуживает аппаратуру для показа. Человек смотрит фильм, а потом уходит. Так делают и клиенты, и тогда это называется психотерапией.

Про хотеть помочь

Одна участница семинара, Петра, рассказывает на первом круге: «В моей практике я на собственном опыте убеждаюсь в том, что могу утерапевтироваться до смерти, а изменений у клиента не происходит».

Б.Х.: Терапевт урабатывается до смерти...

Петра: ...а ничего решающего не происходит.

Б.Х.: Потому что терапевт много о себе воображает.

Петра: Потому что хочет помочь.

Б.Х.: Я расскажу тебе одну маленькую историю, чтобы разоблачить эту позицию. Это история чревата последствиями, если ее понять.

Вера

Кто-то рассказывает, что двое разговаривали о том, чтобы сделал Иисус, если бы он крикнул больному: «Встань, возьми свою постель, иди домой!», а тот бы ответил: «А я не хочу!» В конце концов один из них предположил, что Иисус, наверное, сначала бы замолчал. Но потом он обратился бы к своим ученикам и сказал: «Он относится к Богу с большим почтением, чем я».Если мы дойдем до такой позиции, начнется новое измерение.

Пример:

На семинаре была одна женщина, у который был рассеянный склероз, причем все было довольно плохо. Я провел с ней в группе гипнотерапию. В легком трансе она вернулась в детство, и вдруг она увидела себя маленьким ребенком, стоящим на коленях у постели парализованной матери. Она была полна любви к матери, и тогда я прекратил работу.

И одна участница курса простодушно сказала: «Мне так хотелось, чтобы ты смог ей помочь».

Эти взгляды не сходятся. Если остаться на позиции женщины и с благоговением осознавать, что здесь действует судьба, тогда высвобождаются силы, которые находятся по другую сторону того, что планирует человек. В этом случае лучше не вмешиваться, и такая бездеятельность есть высочайшая любовь.

Факел добра в мировой копне сена

После расстановки случая Герхарда с приемным ребенком одна участница, Хильдегард, высказывается во время круга: «Именно во время этой расстановки я вспомнила приемных детей моего брата, они оба из разных семей. Одному из них очень плохо».

Б.Х.: Ты должна это оставить как есть. Существуют решения и без твоего вмешательства.

Хильдегард: Но разве нельзя попытаться посодействовать в какой-нибудь удачный момент, если он представится?

Б.Х.: Нет, нет. У меня была терапевт, чья дочь вопреки ее совету вышла замуж за мужчину, больного шизофренией. Сейчас у них много детей, а мать и дочь больше не находят общего языка. Естественно, для терапевта тяжело, что именно у ее дочери нет с ней хороших отношений. Тогда я сказал ей: «Никаких контактов в течение двух лет. Оставь ее на два года в покое». Через два с лишним года я получаю от нее письмо. Она снова навестила свою дочь, и все стало просто замечательно.

Хшьдегард: Но я до сих пор о брате никогда не заботилась.

Б.Х.: Некоторые не могут удержаться от того, чтобы не бросить факел добра в мировую копну сена (веселье).

Один швейцарец рассказал мне как-то такую историю.

Было два друга, и один из них вечером заболел, а другой провел всю ночь без сна у его постели и наутро умер, а больной сам выздоровел.

И я хотел бы рассказать еще и другую историю о том, как было обнаружено, в чем тайна хорошей психотерапии.К моему великому стыду, это был не специалист, а некий граф Бобби. Была у него маленькая собачка, которую он очень любил. Однажды ему надо было уезжать, и он отвез собаку к своему другу и сказал ему: «Смотри, ты должен каждый день ее чем-то радовать». Друг ответил: «Хорошо». Когда граф Бобби вернулся из отпуска, он сразу направился к своему другу, чтобы забрать собаку. Войдя, он увидел, как его друг схватил собаку за хвост и вертел ее, а собака жалобно визжала. Граф ; Бобби сказал: «Ради Бога, что ты делаешь с моей собакой?» На что друг ответил: «Я делаю ей приятное. Вот увидишь, как она обрадуется, когда я ее отпущу». (Веселье.)

в) Сила в минимуме

Во время дискуссии по поводу расстановок Олаф спрашивает: «Я бы хотел получить представление, о том, как с помощью этого метода можно эффективнее и основательнее работать в группах».

Б.Х.: Ты можешь увидеть это на практике, теоретические объяснения много тебе не дадут. Если у Тебя перед глазами определенная группа и ты хочешь поспособствовать чему-то определенному, тогда тебе в голову приходят какие-то вещи, и ты пробуешь их, и если ты поначалу сделаешь десять процентов желаемого, то это уже много. Это достаточно часто встречающееся представление, что когда делаешь что-то новое, нужно знать это досконально.

Мой дедушка рассказывал, что в его местах жил один еврей, торговец скотом, и он говорил: «Ведь вы, христиане, абсолютно глупы. У вас человек имеет право взять на себя двор, только достигнув тридцати или сорока лет. А я уже сейчас даю моему восьмилетнему сыну продавать коз. Покупатели его надувают, но это ничего, он на этом учится».

Таково, к примеру, сегодня представление о психоанализе. Только подумайте, сколько часов требовал Фрейд, чтобы кто-то стал психоаналитиком, а сколько требуется сегодня. Фрейд оставил это открытым. Раньше терапевты могли учиться на опыте. А сегодня нужно быть совершенным, прежде чем начать.

Пример:

На одном курсе присутствовала женщина из Бамберга, с ее помощью я приобрел очень глубокий опыт. Через много лет после первичной fepanHH она позвонила мне и сказала, что должна написать работу на степень магистра и половина отведенного на это срока уже позади, а на бумаге так ничего и нет. Она спросила, может ли она прийти ко мне на пару сессий. Я сказал ей, что если это стоит поезд168

ки, то пожалуйста. Она приехала издалека, уселась на софу и начала причитать. Я сказал ей: «Глядя на тебя, я вижу, что восемьдесят процентов твоей энергии ты вкладываешь в поддержание проблемы и только двадцать остается для решения. Я не могу тебе помочь».

Тогда она спросила: «Можно мне завтра прийти еще раз?» Я сказал: «Да». На следующий день было то же самое, и я снова сказал ей то же. На что она попросила: «Но дай мне хотя бы упражнение». «Хорошо, — сказал я, — ты сейчас поедешь домой и каждое утро в течение четырех недель, кроме воскресных дней, будешь по десять минут причитать перед включенным диктофоном, затем будешь это слушать, а потом начнешь работать». Она сказала: «Спасибо, это хорошее упражнение», и уехала.



2015-11-27 452 Обсуждений (0)
II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)