Определите характерные черты каждой из стадий исторического развития науки и заполните таблицу
3. Распределите факторы развития науки согласно их характеру: · обусловленность развития науки потребностями культуры и общественно-исторической практики; · зависимость направленности и характера научных исследований · влияние гуманитарной и этической составляющих на развитие научных исследований и оценку их результатов. · огромный запас накопленного научного знания, способствующий · определенная степень преемственности в эволюции идей, принципов, теорий и методов науки; · нелинейность развития научных знаний и возможность спонтанных · взаимодействие и взаимопроникновение содержания и методов · плюрализм научных взглядов, соперничество концепций, идей, теорий.
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест 1. Революция в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века привела к утверждению образа науки … A) как системы устоявшихся знаний; B) содержащей в окончательной форме ответы на основные вопросы о природе окружающего мира; C) охватывающей все проблемы окружающей реальности; D) находящейся в постоянном движении; E) к синтезу с религией.
2. Всякий принципиально новый подход к научным проблемам с необходимостью требует: A) разработки новых методов и способов исследования; B) использования как можно большего количества методов; C) всестороннего их рассмотрения; D) приложения известных методов; E) соответствия господствующей парадигме.
3. Первый этап становления научной рациональности начинается с … A) Патристики; B) Эпохи возрождения; C) Схоластики; D) Античности; E) Средневековой философии.
4. Согласно Т. Куну научная рациональность определяется … A) соответствию идей научной матрице, парадигме; B) ростом научного знания; C) доказательностью и системностью; D) практической подтвержаемостью положений; E) логике научных положений.
5. Дедуктивный тип научной рациональности есть … A) знание полученное опытным путем; B) логический вывод положений из общих предпосылок; C) выход познания за научные рамки; D) приведение знаний в соответствие с научной теорией; E) взаимосвязь положений научного знания.
6. Рациональность в познании исключает … A) опытное знание; B) чувственное познание; C) гипотетическое знание; D) эмоции и мнения; E) философское знание.
7. Апелляция к доводам разума и рассудка формирует … A) эмпиризм; B) научное познание; C) обыденное познание; D) рациональность; E) научную теорию.
8. Наука своим возникновением и развитием обязана … A) Арабо-мусульманской цивилизации; B) Европейской цивилизации; C) Славянской культуре; D) Древнеиндийской культуре; E) Древнекитайской культуре;
9. Первый этап развития научной рациональности характеризуется … A) индуктивностью; B) фальсификацией; C) парадигмальностью; D) доказуемостью и системностью; E) дедуктивностью;
10. Критерием научной рациональности по Попперу является … A) доказуемость знания; B) проверяемость знания; C) опровергаемость знания; D) системность знания; E) очевидность знания. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Феномен научных революций. 2. Внутридисциплинарные революции. 3. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия. 4. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности. 5. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности. 6. Научная рациональность, ее основные характеристики. 7. Основания научной теории. 8. Понятие научной революции. Виды научных революций. 9. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения. 10. Идеология науки и ее исторические типы. 11. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Первоисточники 1. Кун, Томас. Структура научных революций [текст] / Томас Кун. -М.: Прогресс, 1977. -300 с. 2. Лакатос, И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы [текст] / И. Лакатос. -М.: Наука, 1967. -152 с. 3. Тулмин, Ст. Человеческое понимание [текст] / Ст. Тулмин. -М.: Прогресс. 1984. -328 с. 4. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [текст] / П. Фейерабенд. -М.: ACT, 2010. -378 с. 5. Холтон, Дж. Тематический анализ науки [текст] / Дж. Холтон. -М.: Прогресс, 1981. -384с. Основная литература 1. Гришунин, С. И. Философия науки: Основные концепции и проблемы [текст] / Гришунин, С. И. -М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. -224 с. 2. Лебедев, С.А. Философия науки [текст]: учеб. пособие / С.А. Лебедев -М.: Альма Матер, 2007. -731 с. 3. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. — 304 с. 4. Степин, B.C. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук [текст] / B.C. Степин. -М.: Трикста, 2011. —423 с.
Дополнительная литература 1. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки [текст]: Словарь для аспирантов и соискателей / Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.-318 с. 2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Прогресс-Традиция. 2003. -528 с. 3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Наука, 1987. -447 с. 4. Коэн, М., Нагель, Э. Введение в логику и научный метод [текст] / М. Коэн, Э. Нагель. Челябинск: Социум, 2010. -655 с. 5. Мамчур, Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки [текст] / Е.А. Мамчур. -М.: РОССПЭН, 1997. 360 с. 6. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, 2008. -600 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |