Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заключительная стадия процесса медиации



2015-11-27 2622 Обсуждений (0)
Заключительная стадия процесса медиации 5.00 из 5.00 3 оценки




Наступление этой стадии означает, что стороны смогли услышать и понять друг друга, найти соприкосновения в своих противоположных позициях и нацелены на дальнейшее сотрудничество. Произошло это во многом благодаря медиатору, который подводил стороны к нестандартному решению их проблемной ситуации, что в конечном итоге привело к возможности заключения между ними соглашения.

Соглашение, составляемое по итогам процедуры медиации, должно отвечать ряду требований – быть корректным, однозначным, реалистичным, справедливым, эффективным и стабильным.

Соглашение можно считать стабильным (прочным), когда в нем присутствуют следующие составляющие:

1) процедурное удовлетворение – стороны, вне зависимости от хода выполнения соглашения, готовы в дальнейшем использовать ту же модель переговорного процесса в сходных обстоятельствах;

2) психологическое удовлетворение – участники переговоров не уничтожены, не угнетены, не понесли морального ущерба, чувствуют себя лучше и осознают, что в противном случае было бы еще хуже.

3) удовлетворение по существу – его степень зависит от того, насколько адекватно разрешены все проблемы и насколько формальные пункты соглашения обеспечивают реальное удовлетворение интересов.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные обязательства, сроки и условия их выполнения. Оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

После подписания сторонами медиативного соглашения следует заключительное слово медиатора и окончание процедуры медиации.

Однако, согласно законодательству, она может прекратиться и в иных случаях, например, когда стороны заключили соглашение о невозможности разрешения спора ввиду недостижения согласия по имеющимся позициям. Если медиатор, проведя первые консультации с конфликтующими сторонами, придет к выводу, применение процедуры медиации в данном случае нецелесообразно, то его письменное заявление об этом будет являться правовым основанием для прекращения процедуры посредничества. Третьим основанием является отказ одной из сторон от посреднических услуг, который подается в письменной форме и доводится до сведения заинтересованных лиц (второй стороны, медиатора).

Итак, медиация прошла успешно, стороны составили и подписали соглашение. И здесь возникает вопрос: как обеспечить его выполнение? Статья 12 Закона о медиации предусматривает два варианта в зависимости от вида процедуры посредничеств:

1. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате проведения процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение в суд или третейский суд, может быть утверждено ими как мировое соглашение, предварительно пройдя проверку на предмет того, не противоречит ли оно закону, а также не нарушает ли оно права и интересы третьих лиц. Мировое соглашение после его принятия и утверждения принимает силу судебного решения, поэтому в случае его неисполнения в добровольном порядке суд может выдать исполнительный лист, и мировое соглашение будет исполняться принудительно.

После вступления в силу Закона о медиации первое такое соглашение было принято уже 14 января 2011 г. в Омской области, где Арбитражный суд утвердил в качестве мирового соглашения медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате проведения соответствующей процедуры примирения сторон. Дело касалось корпоративного спора, возникшего из-за заявления акционера закрытого акционерного общества о признании недействительным решения общего собрания акционеров. В ходе предварительного судебного заседания с учетом выясненных позиций участвующих в деле лиц суд, содействуя сторонам в урегулировании их конфликта, предложил им применить процедуру медиации.

2. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения сторона несет ответственность в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

 


Глава 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕДИАТОРА

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ

МЕДИАЦИИ

Перед началом медиации медиатор должен, прежде всего, психологически настроиться на проведение данной процедуры. Ему необходимо заранее прибыть к месту проведения переговорного процесса и до приезда участников успеть решить ряд организационно-подготови-тельных моментов:

1) подготовить комнату, где будут проводиться переговоры (позаботиться о креслах, столах, освещении, комфортной температуре, уединенной обстановке, дополнительной комнате для отдельных встреч или ожидания);

2) просмотреть все заметки по данному делу.

Если по данному делу медиаторов несколько, то они должны обсудить друг с другом следующие вопросы:

· распределение обязанностей (кто произнесет вводное слово, кто проведет запись соглашения и т.д.);

· личный стиль работы в проведении процедуры медиации;

· организация отдельных встреч;

· кто, где будет сидеть;

· возможные сложности, которые могут возникнуть в ходе предстоящей медиации.

По ходу прибытия участников медиатор должен встретить каждого и постараться привести его в спокойное состояние, но при этом не следует увлекаться чрезмерными разговорами, так как если противоположная сторона приедет и увидит медиатора за дружеской беседой с его конкурентом, то она может заподозрить посредника в пристрастности. Если одна из сторон задерживается и нет никакой информации о времени возможного ее прибытия, то необходимо подождать немного дольше обычного.

То, как рассядутся участники переговоров, без слов подскажет им чего ждать и как вести себя в новой обстановке. Место встречи может быть организовано по-разному в зависимости от технических удобств, количества участвующих сторон, степени напряженности атмосферы, вида разногласий и характера участников. Однако медиатору следует помнить о следующих правилах:

1. Каждый должен видеть и слышать всех остальных и свободно участвовать в обсуждении.

2. Каждый должен чувствовать себя психологически комфортно и видеть, что его не игнорируют.

3. У медиатора должна быть возможность контролировать весь процесс и его расположение должно указывать на его беспристрастность.

Как уже было отмечено выше, процедура медиации начинается с вводного слова медиатора. Прежде всего, необходимо поприветствовать каждого участника, еще раз акцентировав внимание на их именах. Не стоит забывать, что участники спора могут быть напряжены, скептически настроены. Медиатору следует похвалить их за то, что они решились на процедуру медиации, возможно до этого момента им незнакомую. Стоит убедить их, что хотя медиация – это не просто, но она зачастую улучшает тяжелые ситуации. Медиатор должен объяснить, что цель его присутствия – помочь построить конструктивный разговор между конфликтующими сторонами и найти решение самим.

Стоит оговорить временные рамки процедуры медиации. Если одна из сторон скажет, что не сможет задержаться на такой долгий срок, то медиатору следует сказать: «Давайте посмотрим, чего мы успеем достичь до 15.00, а потом проанализируем ситуацию и посмотрим, сколько еще времени вы можете остаться с нами».

Медиатору необходимо еще раз акцентировать внимание на конфиденциальности процедуры и объяснить, что он будет хранить в тайне все, что происходит во время переговорного процесса.

Также посреднику следует кратко описать процедуру медиации, подчеркивая, что у каждого участника будет возможность высказаться, и его никто не будет перебивать. В конце вводного слова он спрашивает у сторон, есть ли у них вопросы и хотят ли они продолжать процедуру медиации.

По сигналу медиатора начинается выступление сторон. Как отмечают профессионалы, в качестве такого сигнала может выступать фраза приблизительно такого содержания: «Должно быть трудно начинать первым, но все же попробуйте, пожалуйста, рассказать нам о своем видении проблемы». Начать может тот, кто наиболее обеспокоен или у кого больше жалоб. Медиатор может спросить, кто хочет высказаться первым. Если ни одна из сторон не откликнется на данный вопрос, то медиатору следует самому определить, кто начнет выступать, например, сказав: «Иван Иванович, а почему бы вам не начать?!».

Если участники переговоров раздражены, и обстановка становится взрывоопасной, медиатору имеет смысл их перебивать в определенный момент. Например, «Василий Петрович, вы уже высказались (у вас будет возможность высказаться)», «Пожалуйста, давайте послушаем, что скажет Иван Иванович», «Пожалуйста, запишите, что вы хотите сказать, а когда придет ваша очередь, скажете это». Идеальный вариант для выступлений обеих сторон – заранее договориться о фиксированном времени.

Если стороны постоянно прерывают друг друга или завязывается активное обсуждение, то медиатор может попросить основного выступающего адресовать свою речь к посреднику.

Иван Иванович: «А после вы пригрозили уволить меня с этой должности. Разве не так? А потом у вас хватило наглости это отрицать…».

Василий Петрович (перебивая): «Да как вы смеете меня обвинять? Разве не вы сами…».

Медиатор: «Василий Петрович, пока еще говорить черед Иван Ивановича. Иван Иванович, могли бы вы объяснить ситуацию мне, так как Василию Петровичу трудно удержаться от того, чтобы не сказать вам что-то в ответ».

Каждый раз, когда кто-то из участников заканчивает говорить, следует спросить, хочет ли выступающий что-то дополнить еще, и затем поблагодарить его. От каких-либо комментариев, вопросов или выводов необходимо воздержаться. Если другой стороне было сложно дождаться своей очереди, то медиатор должен поблагодарить ее за терпение.

После того как участники примирительной процедуры высказались, наступает время открытого обсуждения (дискуссии). В этот период медиатор пытается удержать в рамках эмоциональные реакции людей и управлять процессом переговоров, не допуская взаимных оскорблений сторонами. В то же время он налаживает доброжелательные отношения между сторонами и помогает оппонентам выслушать друг друга, задает вопросы для выяснения фактов и внимательно слушает все подробности спора, выделяет основные спорные моменты, волнующие участников.

В случаях, когда сторона «уходит в себя» или стороны становятся слишком эмоциональными, постоянно нарушают правила, оказывают давление, либо есть чувство, что кто-то чего-то не договаривает, либо медиация пошла по кругу, или одна сторона выражает желание провести индивидуальную беседу, медиатор вынужден прибегнуть к индивидуальной беседе с каждой из сторон – кокусу.

Кокус проводится с каждой стороной по очереди и время, потраченное на его проведение, должно быть одинаковым. Считается, что первыми приглашать на индивидуальную беседу лучше наиболее агрессивную сторону, первую обратившуюся сторону, слабую сторону, сторону, позиция которой неоднозначна.

Начать кокус следует с заявления медиатора о том, что предмет разговора останется строго конфиденциальным, однако, если сторона даст свое согласие на оглашение каких-то данных, ставших известными медиатору во время индивидуальной беседы, то последний может довести до оппонента эту информацию уже во время переговоров.

В течение кокуса медиатор слушает, но не делает никаких выводов, не дает оценок. Он для себя еще раз очерчивает границы конфликта, все его «подводные камни».

Случается, что во время активного обмена мнениями наступает переломный момент, когда один просит извинения, другой готов идти на уступки или говорит о дальнейшем сотрудничестве. Чтобы закончить эту стадию, медиатору следует подвести итоги дискуссии, в частности, четко обозначить позиции, в которых заинтересованы участники, сказав приблизительно следующее: «Я думаю, что теперь мы яснее понимаем, что значило это разногласие для другой стороны. Иван Иванович, для вас, похоже, важно, чтобы вам не мешали самому принимать решения и уважали за ваши профессиональные навыки. А вас, Василий Петрович, беспокоит ваше ответственное положение, которое вы занимаете, и желаете, чтобы Иван Иванович понял, что любую работу необходимо выполнять на высоком качественном уровне в определенные сроки. Не так ли?». При этом следует посмотреть в глаза каждого из них, чтобы они смогли подтвердить ваши слова или исправить их.

Это разъяснение в конечном итоге приводит к стадии формулирования повестки дня. Медиатор может начать ее словами: «В течение двух часов вы плодотворно работали, выслушивая причины беспокойства противоположной стороны и проясняя разногласия. Вы оба согласны, что хотели бы покончить с этим делом и что до того, как мы двинемся дальше, вам нужно поразмыслить, чтобы выявить, кто какие аспекты пропустил? Готовы ли вы заняться этим сейчас?».

Медиатору следует обратиться к своим записям, сделанным в ходе дискуссии, и четко сформулировать те вопросы, которые являются ключевыми и требуют совместного решения. В конце перечня необходимо задать еще один принципиальный вопрос: «Каким образом стороны хотели бы разрешать проблемы и разногласия в будущем?». В результате поиска ответов на все заданные вопросы стороны вырабатывают предложения, которые в последующем могут быть включены в медиативное соглашение.

Как советуют лица, занимающиеся медиативной практикой, на этой стадии необходимо пользоваться доской, а при ее отсутствии – демонстрационными карточками. Если вопросов много, то трудно уследить за ходом их обсуждения, поэтому желательно, чтобы этот перечень вопросов и предложений был визуально доступен для всех участников примирительной процедуры.

Важно, что с помощью медиатора участники спора должны четко осознавать достоинства и недостатки того или иного предложения, возможные последствия, если это предложение будет взято за основу при разрешении конфликта. Следует проверить, оба ли оппонента согласны с этим решением и получить ответ на вопрос, смогут ли они в будущем его придерживаться.

Медиатору нужно быть готовым к тому, что участники вновь будут обсуждать спорные вопросы и предаваться эмоциям, поэтому ему нужно умело руководить ходом разговора, чтобы предотвратить возможный переход на другие темы.

В ходе составления медиативного соглашения необходимо анализировать каждый его пункт: будет ли он работать? Верно ли он сформулирован? Приемлемы ли его условия? Возможно, что в последний момент участников охватит сомнение. В этом случае медиатору не стоит впадать в панику. Стоит напомнить сторонам, какие их ждут последствия, если упустить этот пункт из соглашения. Если он не первостепенной важности, то можно отложить его на потом, когда все остальные положения соглашения будут рассмотрены.

Письменное соглашение – единственная запись результатов медиации. Оно должно содержать точную информацию о том, кто, что, как и когда будет его исполнять. Например, Михаил Сергеевич Иванов и Олег Петрович Сидоров согласны построить деревянный забор высотой 2 м на расстоянии 80 см от общей границы их владений в сторону дачи Михаила Сергеевича Иванова. М.С. Иванов согласен закупить дерево для постройки в срок до 1 июня 2011 г. Строительные работы, осуществляемые О.П. Сидоровым, должны быть закончены к 1 июля 2011 г. Забор будет принадлежать О.П. Сидорову.

Таким образом, чем меньше возможностей для непонимания, тем лучше для дальнейшего взаимодействия сторон.

Медиативное соглашение подписывается всеми участниками примирительной процедуры и это является выражением их согласия на все условия соглашения.

Процедура медиации заканчивается заключительным словом медиатора. Он должен похвалить участников за тяжелую работу, их готовность встретиться и поговорить открыто. Они научились многому сегодня – умению слушать и слышать друг друга, высказывать то, что лежит на сердце, достигать договоренности.





2015-11-27 2622 Обсуждений (0)
Заключительная стадия процесса медиации 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Заключительная стадия процесса медиации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)