Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина



2015-11-27 428 Обсуждений (0)
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

 

1. Комментируемая статья выступает в качестве уголовно-правовой гарантии конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

2. Объективная сторона данного преступления состоит в совершении действия (бездействия), выразившегося в нарушении прав и свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (например, воспрепятствование в приеме на работу или на учебу в зависимости от указанных в ч. 1 ст. 136 этнических, религиозных, общественных и иных характеристик личности).

3. Преступление является оконченным с момента наступления указанных в диспозиции последствий.

4. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 136, является частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект преступления осознает, что своими действиями (бездействием) нарушает равноправие граждан, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам граждан, и желает этого.

6. Часть 2 ст. 136 предусматривает ответственность за нарушение прав граждан, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Субъектом квалифицированного состава являются как должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК РФ), так и государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, а также лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (см. примечание 1 к ст. 201 УК).

 

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

 

1. Данная статья защищает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, провозглашенную в ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эти конституционные нормы основаны на положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 12) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 17) о том, что никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную или семейную жизнь.

2. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК, образуют два вида действий: а) незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо б) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, а также наступившие в результате указанных действий определенные последствия - причинение вреда правам и законным интересам граждан.

3. Тайна - это, прежде всего, сведения или информация определенного содержания. Так, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 5485-I) к государственной тайне относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Под коммерческой тайной имеется в виду используемая в предпринимательской деятельности информация. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Как видно, законодатель употребляет понятия "сведения" и "информация" как вполне синонимичные по содержанию.

Тайна - это не любые сведения (информация), а лишь те, которые известны определенному кругу лиц или даже конкретному лицу. Известными для этих лиц такие сведения становятся вследствие профессиональной или служебной деятельности, семейно-брачных отношений и по другим основаниям. Общим для всех видов сведений (информации), составляющих тайну, является ограничение к ним доступа в силу предписаний закона (в том числе уголовного). Именно поэтому указанные сведения не подлежат свободному обращению и разглашению (огласке). В ст. 137 РФ говорится о незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Содержание личной или семейной тайны достаточно широко и разнообразно. В него входят и внутренняя духовная жизнь человека, и его интересы, и семейная сфера, и сфера его имущественных отношений, и многое другое. Однако уголовный закон охраняет не любые сведения (информацию) о частной жизни, а только составляющие его личную или семейную тайну.

Личную и семейную тайну образуют самые разные сведения о личной или семейной жизни, в том числе интимного характера. Сюда относятся сведения о здоровье лица, его привычках, образе жизни, увлечениях, творческих занятиях, отношении к религии, родственных, дружеских, интимных и других личных отношениях. Указанные сведения могут быть предметом профессиональной тайны - медицинской, судебной, адвокатской, предварительного следствия, нотариальных действий, денежных вкладов, а также исповеди.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в ч. 1 ст. 137 УК, т.е. если при этом был причинен вред правам и законным интересам граждан.

5. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137, - частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект осознает, что своими действиями нарушает неприкосновенность частной жизни, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда правам и законным интересам граждан, и желает этого. Необходимым признаком субъективной стороны данного преступления является также мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Понятие корыстных побуждений раскрыто при анализе п. "з" ч. 2 ст. 105. Иная личная заинтересованность предполагает наличие побуждений личного характера - мести, зависти, семейственности, карьеризма и т.п.

7. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица с использованием своего служебного положения (см. комментарий к ч. 2 ст. 136).

 

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

 

1. Это преступление посягает на закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

2. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан заключается в ознакомлении с почтово-телеграфной и радиокорреспонденцией или иными сообщениями граждан (без их согласия на это), прослушивании телефонных переговоров, а также в разглашении содержания такой корреспонденции, переговоров и сообщений. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Если судья не дал такое разрешение, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации"//БВС РФ. 1994. N 3).

При этом следует иметь в виду, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно: о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно, о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по решению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000. С. 490).

3. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции ст. 138 УК РФ.

4. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 138 УК, является частное лицо, достигшее 16 лет.

5. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект осознает, что совершает действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, и желает этого.

6. Часть 2 ст. 138 предусматривает ответственность за данное преступление, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для незаконного получения информации.

7. Под специальными техническими средствами понимаются любые технические средства и приспособления, с помощью которых добывается информация о переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях граждан. К ним, например, относятся видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка и другие технические средства, не причиняющие вред жизни и здоровью личности и окружающей среде (см.: ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"//СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1. Ст. 8; 2001. N 11. Ст. 1140; 2003. N 27. Ст. 2700).

8. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138, заключается в совершении следующих незаконных действий: а) производство, б) сбыт и в) приобретение (в целях сбыта) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

9. Производство представляет собой изготовление любым способом указанных специальных технических средств. Под сбытом имеются в виду продажа, дарение или иные способы реализации специальных технических средств. Приобретение означает возмездное или безвозмездное получение указанных специальных технических средств.

10. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138 УК, является лицо, достигшее 16 лет.

11. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, а при приобретении специальных технических средств еще и целью сбыта.

 

Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища

 

1. В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище граждан неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Нарушение этого права, выражающееся в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица, образует объективную сторону данного преступления (ч. 1 ст. 139 УК РФ).

2. В соответствии с примечанием к ст. 139 УК под жилищем в данной статье, а также в других статьях УК понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

3. Незаконным является любое вторжение с нарушением указанного в ст. 25 Конституции порядка проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц. Согласно Конституции и уголовно-процессуальному законодательству, например, обыск в жилище может быть произведен только на основании постановления следователя или судебного решения. Суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации") (БВС РФ. 1994. N 3. С. 12). Условия ограничения неприкосновенности жилища граждан устанавливаются в Законе Российской Федерации "О милиции", Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и других федеральных законах. Нарушение этих условий превращает указанные действия в незаконные. Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. С. 490). Незаконным являются и любое иное вторжение в жилище без согласия проживающего в нем лица, временное использование жилого помещения в отсутствие владельца и т.п.

4. Часть 2 ст. 139 предусматривает ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения. Под физическим насилием понимается умышленное причинение легкого вреда здоровью, побоев или иных насильственных действий (например, связывание потерпевшего). Причинение при этом смерти потерпевшему либо тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью требует квалификации по совокупности.

5. Согласно ч. 3 ст. 139 уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, если они совершены лицом с использованием своего служебного положения (см. комментарий к ч. 2 ст. 136).

6. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 139 УК, может быть любое лицо, достигшее 16 лет, а преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 139 УК, - специальный субъект: государственный служащий, должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

7. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 139 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно проникает в жилище против воли проживающего в нем лица, и желает этого.

 

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

 

1. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право получать информацию любым законным способом. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 140 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение указанных конституционных установлений, т.е. за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

2. Объективная сторона данного преступления заключается как в бездействии, так и в действиях, а также в наступлении определенных последствий и причинной связи между действиями (бездействием) и указанными последствиями. Бездействие возможно в виде неправомерного отказа должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан. Действие - в виде предоставления гражданину указанной информации, но либо неполной, либо заведомо ложной.

3. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан в связи с отказом в предоставлении гражданину указанной информации.

4. Субъектом данного преступления могут быть только государственный служащий или лицо, обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан (например, должностное лицо органов дознания).

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что своими действиями (бездействием) нарушает конституционное право гражданина на предоставление указанной информации, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда его правам и законным интересам и желает этого.

 

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

 

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 141 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение этих конституционных прав.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в следующих действиях (бездействии): а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, б) нарушение тайны голосования, в) воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума (содержание избирательных прав и порядок организации выборов и проведение референдума определяются в ряде федеральных законов Российской Федерации, г) воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

3. К избирательным правам относятся право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти (федеральные и субъектов Федерации) и органы местного самоуправления, право быть избранными в эти органы, право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме. Последний есть способ выявления воли граждан и принятия законов и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Законодательство о референдуме тщательно регламентирует принципы его проведения.

5. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти (обоих уровней) и органы местного самоуправления имеют все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

6. Воспрепятствование осуществлению избирательного права может заключаться в совершении различных действий (бездействии), мешающих гражданам реализовать свое избирательное право: это и создание трудностей при выдвижении кандидатов избирательными объединениями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, и воспрепятствование участию кандидатов в предвыборной кампании, внесению кандидатов в избирательные бюллетени, получению удостоверения на право голосования при перемене избирателем места пребывания, и т.п.

7. Нарушение тайны голосования - это различные способы нарушения установленных законодательством о выборах и референдуме условий, исключающих возможность любого контроля за волеизъявлением избирателей.

8. Воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, а также деятельности члена избирательной комиссии или комиссии референдума заключается в разнообразных действиях (бездействии), препятствующих нормальной процедуре голосования, подсчету голосов избирательными комиссиями и установлению итогов голосования, направлению их итогов в средства массовой информации, выполнению обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума и т.п.

9. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции ч. 1 ст. 141 действий (бездействия) независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены.

10. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 141, является частное лицо, достигшее 16 лет.

11. Субъективная сторона данного преступления (в том числе при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 141) характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями (бездействием) препятствует осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, и желает этого.

12. Часть 2 ст. 141 предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, совершенное при отягчающих обстоятельствах: а) соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, б) совершенное лицом с использованием своего служебного положения и в) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

13. Подкуп как способ воспрепятствования может заключаться в передаче или обещании передать деньги или иные ценности или обещании предоставить иные имущественные блага.

14. Обман заключается во введении граждан Российской Федерации в заблуждение относительно места и времени голосования, порядка заполнения избирательного бюллетеня, данных о кандидатах и т.п.

15. Под насилием понимается любое физическое воздействие, препятствующее работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Оно может выразиться в задержании избирателей, членов указанных комиссий, незаконном лишении их свободы, насильственном изъятии документов, необходимых для получения избирательного бюллетеня, побоях, причинении легкого вреда здоровью. Если при воспрепятствовании в отношении потерпевшего было допущено умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 141 и 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112 УК РФ.

16. Под угрозой понимается психическое воздействие, способное помешать осуществлению избирательного права или участию в работе указанных комиссий. Это - угроза насилием над личностью потерпевшего или его близких.

17. Понятие использования своего служебного положения следует толковать, исходя из примечаний к ст. 201 и 285.

18. Понятие совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой дается в ч. 2 и 3 ст. 35.

19. Часть 3 ст. 141 УК предусматривает ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

 

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

 

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется действиями: оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда; оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума; внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, а также другими способами (путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату избирательной кампании, избирательному объединению, избирательному блоку, путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума).

2. В соответствии с примечанием к ст. 141.1 крупным размером признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, соответственно, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного данной статьей, но при этом составляют не менее 1 млн. руб.

3. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет (фактически возраст субъекта превышает возраст, указанный в ст. 20 УК РФ).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает, что совершает действия, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 141.1, и желает этого, преследуя цель воспрепятствовать осуществлению избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо осуществлению деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме.

5. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за использование помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

 

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

 

1. Общественная опасность данного преступления заключается в посягательстве на право граждан Российской Федерации осуществить свое избирательное право или право участия в референдуме, а также на установленный порядок голосования.

2. К избирательным документам, указанным в ст. 142, относятся списки избирателей, подписные листы, удостоверения на право голосования, избирательные бюллетени и другие избирательные документы и документы референдума.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142, характеризуется действиями: фальсификацией избирательных документов или документов референдума.

4. Фальсификация, т.е. подлог избирательных документов и документов референдума, может заключаться в составлении поддельных документов, во включении "мертвых душ" в подписные листы, внесении в подлинный документ заведомо неправильных сведений, его подделке и т.п.

5. Субъектом данного преступления может быть только член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, а также кандидат или уполномоченный им представитель.

6. Преступление, предусмотренное ст. 142, может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект осознает, что своими действиями (бездействием) фальсифицирует избирательные документы, документы референдума, и желает совершить эти действия.

7. Часть 2 ст. 142 предусматривает ответственность за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней для голосования на референдуме.

 

Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования

 

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется следующими действиями: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо предоставление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

2. Субъектом данного преступления может быть член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что фальсифицирует итоги голосования, и желает этого.

 

Статья 143. Нарушение правил охраны труда

 

1. Общественная опасность данного преступления заключается в нарушении конституционного права граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 143 УК РФ, заключается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если указанные действия (бездействие) повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

3. Диспозиция ст. 143 - бланкетная, и для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо установить, какие конкретно правила по технике безопасности или иные правила охраны труда были нарушены. При этом суд обязан сослаться на конкретные пункты соответствующих правил, нарушение которых повлекло указанные в ч. 1 ст. 143 последствия.

4. Под охраной труда имеется в виду система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702; 2002. N 21. Ст. 1916; 2003. N 2. Ст. 167). Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

5. Правила по технике безопасности, а также иные правила охраны труда устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (ранее КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде Российской Федерации), а также Правительством, министерствами и ведомствами (как самостоятельно, так и по согласованию с профсоюзами). Нарушение правил техники безопасности может, например, выразиться в непроведении инструктажа, неустановлении различного рода ограждений и т.п.; нарушение иных правил охраны труда - в нарушении правил промышленной санитарии, т.е. в превышении допустимого предела загазованности, запыленности и т.п., допущении женщин или несовершеннолетних к работам, к выполнению которых в силу специальных правил охраны труда их запрещено привлекать.

6. Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда и безопасности работ для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работали. При этом субъектами этого преступления могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

7. В ч. 2 ст. 143 установлена ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека.

8. Для квалификации деяния по ч. 1 или ч. 2 ст. 143 требуется фактическое наступление указанных в них последствий.

9. При рассмотрении дела как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 143 суд обязан тщательно и всесторонне исследовать наличие причинной связи между названными нарушениями правил охраны труда и наступившими вредными последствиями. В связи с исследованием причинной связи суду следует выяснить также роль потерпевшего в происшествии. Если при этом будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого (см. постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. "О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ" (в редакции постановлен<



2015-11-27 428 Обсуждений (0)
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)