Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 26. Экологические преступления



2015-11-27 463 Обсуждений (0)
Глава 26. Экологические преступления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Объектом экологических преступлений (ст. 246-262 УК) является экологическая безопасность, т.е. безопасность окружающей среды как условие и средство обитания человека, а в принципе - и его выживания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" к объектам экологических правонарушений относит стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду (см. БВС РФ. 1999. N 1. С. 5).

2. Предметом этих преступлений являются сама окружающая среда и ее наиболее значимые компоненты: земля, недра, леса и растительный мир в целом, воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты.

Спецификой формулирования экологических уголовно-правовых запретов является высокий уровень их бланкетности. В связи с этим для конкретизации содержания той или иной уголовно-правовой нормы об экологических преступлениях необходимо обращаться ко многим законодательным и иным нормативным актам, которые будут названы при характеристике отдельных составов экологических преступлений (например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и другие акты). Конкретизация некоторых уголовно-правовых запретов осуществляется с привлечением международных договоров в сфере экологии (например, при загрязнении морской среды - ст. 252 УК РФ - Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.).

 

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

 

О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 246 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 14.

1. Объект - экологическая безопасность окружающей среды при производстве работ.

2. Понятия окружающей среды и ее охраны определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей природной среды" 2001 г. В соответствии с ним окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природной средой является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

3. Под природным объектом понимаются естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

4. Естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

5. Природный ландшафт - это территория, которая не подвергалась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

6. Природно-антропогенным объектом является природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, а антропогенным объектом - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

7. Под охраной окружающей среды понимается деятельность (природоохранная деятельность) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

8. Объективная сторона преступления характеризуется а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов), б) последствиями (существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия) и в) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.

9. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" формулирует общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов и специальные требования в различных сферах производственно-хозяйственной, а также оборонной деятельности. К последним относятся требования в области охраны окружающей среды: 1) при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов; 2) при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов; 3) при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов; 4) при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов; 5) при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов; 6) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики; 7) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники; 8) при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения; 9) при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; 10) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений; 11) при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств; 12) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки; 13) при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; 14) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов, применении технологий, связанных с негативным биологическим воздействием на окружающую среду; 15) при обращении с отходами производства и потребления; 16) при установлении защитных и охранных зон; 17) при приватизации и национализации имущества.

Диспозиция ст. 246 УК является бланкетной, в связи с чем для определения оснований уголовной ответственности за нарушение данного уголовно-правового запрета необходимо обращаться как к названным требованиям Федерального закона, так и к подзаконным актам, конкретизирующим эти требования (Характеристику указанных основных нормативных актов см.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 107-120).

10. Под проектированием, указанных в ст. 246 объектов понимается их проектирование (например, разработка проектно-технологической документации) без надлежащего экологического обоснования.

11. Размещение - деятельность по определению места расположения (территории) возводимого объекта (сооружения).

12. Строительство - непосредственное сооружение объектов либо их реконструкция (модернизация).

13. Ввод в эксплуатацию - сдача и введение в действие построенного (реконструированного) объекта, официально оформленные актом приемки.

14. Эксплуатация объекта - его использование в соответствии с целевым назначением (включая его текущий или капитальный ремонт). Все эти действия совершаются с нарушением соответствующих правил окружающей среды.

15. Под существенным изменением радиоактивного фона (как последствия данного преступления) понимается его ухудшение по сравнению с естественным содержанием радионуклеидов в воде, атмосферном воздухе, почве, превышающее установленные нормативы (нормы радиационной безопасности). Причинение вреда здоровью - это причинение вреда здоровью средней тяжести без отягчающих обстоятельств и легкого вреда, предусмотренные ч. 1 ст. 112 и 115 УК РФ. Причинение при этом средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах или тяжкого вреда требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 112 или 111.

16. Массовая гибель животных - это гибель большого числа животных.

17. Под иными тяжкими последствиями в судебной практике понимается значительное ухудшение качества окружающей среды, неустранимое в обозримый период или неполностью и с большими материальными затратами устранимое, проявляющееся, например, в уничтожении отдельных природных объектов, невозможности осуществления законного пользования землей, водами, лесами (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения")

18. Субъект преступления - лицо, ответственное за соблюдение правил окружающей среды при производстве работ (ответственность возникает в силу закона, должностного положения или служебного поручения). Им может быть должностное лицо (примечание 1 к ст. 285) или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201).

19. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, в виде прямого или косвенного умысла, так и неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности) виной.

 

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

 

О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 14.

1. Объект преступления - экологическая безопасность в сфере обращения экологически опасных веществ и отходов.

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" предъявляет четыре разновидности требований к обращению экологически опасных веществ и отходов. Во-первых, применительно к обращению потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Во-вторых, применительно к использованию радиоактивных веществ и ядерных материалов. В-третьих, при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. И в-четвертых, при обращении с отходами производства и потребления.

3. Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории Российской Федерации только после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством.

4. При использовании радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов как юридические, так и физические лица обязаны соблюдать правила их производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения, не допускать превышения установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопления, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Так, ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

5. Применительно к использованию химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве Федеральный закон "Об охране окружающей среды" налагает на юридических и физических лиц обязанность выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

6. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

7. Предмет преступления - радиоактивные, бактериологические, химические и другие опасные вещества и отходы. Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, и не являются конечной целью производства. Отходы признаются опасными в экологическом смысле, если содержат вредные компоненты (вещества), обладающие опасными для окружающей среды и человека свойствами. В силу прямого указания уголовного закона опасность отходов определяется их запрещенностью (это запрещенные виды опасных отходов).

8. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 274, характеризуется а) действием (производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, биологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил), б) последствиями (создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среды) и в) причинной связью между указанными действиями и возможными последствиями.

9. Данное преступление относится к составам поставления в опасность, в связи с чем причинная связь устанавливается не между действиями и фактически наступившими последствиями, а между действиями виновных лиц и возникновением угрозы для здоровья человека и окружающей среды. Как уже отмечалось, предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов. Последние появляются при нарушении технологических и иных правил производства. В связи с этим установление объективной стороны рассматриваемого преступления предполагает обязательное выяснение того, какие правила были нарушены, что привело к созданию экологически опасных отходов.

10. Создание угрозы причинения указанного вида является не просто возможным последствием, а последствием с высокой степенью вероятности его наступления, т.е. характеризуется наличием конкретной опасности для здоровья человека и окружающей среды. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об экологических преступлениях" по этому поводу указал, что "создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде". Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации раскрывается и понятие существенного экологического вреда: "существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью животных и растений, иных животных и растений на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п." (БВС РФ. 1999. N 1. С. 3).

11. Понятия производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения опасных веществ и отходов определяются в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" 1998 г.

12. Производство запрещенных видов опасных отходов - это их получение в качестве побочного продукта от какой-либо производственной деятельности (производства иных изделий), выполнения работ, оказания услуг.

13. Транспортировка указанных предметов - их перемещение в пространстве на любом виде транспорта с нарушением правил, обеспечивающих защиту населения и окружающей среды от вредного воздействия перевозимых веществ и отходов.

14. Хранение экологически опасных веществ и отходов заключается в их содержании в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания и использования (также с нарушением правил безопасности).

15. Захоронение экологически опасных веществ и отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах с нарушением установленных для этого правил (например, в захоронении отходов на территории городских и иных поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового снабжения).

16. Под использованием указанных предметов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии с нарушением правил экологической безопасности.

17. К иному обращению с экологически опасными веществами и отходами следует относить, например, деятельность по сбору, обезвреживанию, трансграничному перемещению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов.

18. Под сбором экологически опасных веществ и отходов следует понимать их накопление (аккумуляцию) с нарушением установленных правил (например, несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований).

19. Обезвреживание отходов - это их обработка, в том числе сжигание и обеззараживание на специальных установках, с нарушением установленных для этого правил (например, сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха).

20. Трансграничное перемещение указанных предметов состоит в их перемещении с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее чем двух государств.

21. Субъект преступления - лицо, исполняющее возложенные на него обязанности (в силу нормативно-правовых предписаний, по поручению, договоренности или иному уполномочию) по организации и осуществлению производства или контролю за ходом работ, которые привели к образованию запрещенных видов опасных отходов, либо совершающее указанные действия по собственной инициативе.

22. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

23. Часть 2 ст. 247 устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

24. По своей объективной стороне квалифицированный состав данного преступления, выражающийся в деянии, повлекшем загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, является материальным составом. В связи с этим он может считаться оконченным только при фактическом наступлении указанных последствий (и, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями).

25. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

26. Отравление или заражение окружающей среды также означает существенное изменение ее состояния в худшую сторону путем внесения в нее радиоактивных или химических веществ в количествах, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации (ПДК), или бактериологических (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и пр.), устранение которых (или нейтрализация воздействия) требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период.

27. Причинение вреда здоровью человека означает причинение ему в результате совершения указанных действий легкого (ст. 115 УК РФ), а также средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112). Причинение при этом средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах или тяжкого вреда здоровью влечет дополнительную квалификацию по ч. 2 ст. 115 УК или соответствующей части ст. 111.

28. Массовая гибель животных как последствие данного преступления понимается так же, как в составе преступления, предусмотренном ст. 246.

29. Часть 3 ст. 247 конструирует состав преступления при особо квалифицирующих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой же статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

30. Квалифицированный состав преступления, совершенного в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, так же как и простой состав (предусмотренный ч. 1 ст. 247), является составом поставления в опасность. Его объективная сторона характеризуется таким обязательным признаком, как место совершения преступления.

31. Зона экологического бедствия - это такие участки территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.

32. Зона чрезвычайной экологической ситуации - это объявленные в качестве таковых (в соответствии с федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации) участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

33. Массовое заболевание людей предполагает распространение эпидемий либо массовых отравлений, не носящих характера инфекционных заболеваний.

34. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247, характеризуется либо неосторожной либо двойной виной, в зависимости от фактического содержания.

Субъективная сторона квалифицированного состава в виде нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 247) или повлекло загрязнение, отравление или заражение окружающей среды или произошло в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 247 УК), может характеризоваться "раздвоением" вины, когда, например, психическое отношение к указанным деяниям, совершенным в местах, предусмотренных ч. 2 ст. 247, характеризуется умышленной виной. Ввиду того, что в силу прямого указания закона на неосторожную вину по отношению к смерти человека либо массовому заболеванию людей при наступлении этих последствий, например, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, образуется конструкция двойной формы вины: умысел по отношению к нарушению названных правил в указанных местах и неосторожность по отношению к перечисленным последствиям. Эта оговорка не распространяется на случаи, когда по неосторожности причиняется смерть человека либо массовое заболевание людей вследствие нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если такое нарушение создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 247) либо повлекло причинение вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 247), так как эти последствия поглощаются смертью человека либо массовым заболеванием людей.

Тогда же, когда фактическое содержание субъективной стороны оговоренных случаев нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов характеризуется неосторожностью, вопрос о двойной форме вины отпадает, так как вина и к указанным разновидностям простого и квалифицированного состава, и к смерти человека или массовому заболеванию людей характеризуется неосторожной виной.

 

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

 

О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 248 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 14.

1. Объект преступления - экологическая безопасность при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Эти правила зафиксированы в Федеральном законе "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" 1996 г. и ряде подзаконных актов (см. распоряжение Президента РФ от 14 июня 1994 г. "О контроле за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, из генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсического оружия", Санитарные правила по безопасности работ с микроорганизмами, утвержденные постановлениями госсанэпиднадзора РФ, и другие ведомственные акты).

2. Предмет преступления - микробиологические либо другие биологические агенты или токсины. Под ними понимаются микроорганизмы и сложные соединения белковой природы бактериального, растительного или животного происхождения, способные при попадании в органы человека или животного или при ином контакте с организмом человека или животного вызвать их заболевания или гибель (вирусы, бактерии и другие патогены, опасные для человека или животных). Вместе с тем следует согласиться с мнением, высказанным в юридической литературе (см.: Дубовик О.Л. Экологические преступления... С. 171), что в силу своей общности данное определение не может быть достаточным для квалификации рассматриваемого преступления и что признаки предмета преступления должны устанавливаться путем назначения биологической экспертизы.

3. Объективная сторона преступления характеризуется а) действиями или бездействием (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами), б) последствиями (причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия) и в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

4. Под обращением с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами следует понимать процессы производства, изготовления (создания, выращивания), хранения, транспортировки, целевого профессионального (научного, производственного и пр.) использования данной группы веществ, уничтожения, обезвреживания, а также осуществление иных действий, связанных с их передачей, либо иным образом профессионально направленных на обращение с ними, урегулированные специальными нормативно-правовыми актами, предусматривающими особые правила безопасности указанных процессов и действий.

5. Причинение вреда здоровью человека предполагает причинение в результате рассматриваемого преступления легкого (ст. 115 УК РФ) и средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112). Более опасные разновидности причинения вреда требуют их дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 112 и ч. 2 ст. 111.

6. Распространение эпидемии - это быстрое и непрерывное распространение инфекционного заболевания в пределах определенной группы населения или определенного региона. Разновидностью эпидемии (наиболее опасной ее формой) является пандемия, т.е. эпидемия, охватывающая большую часть планеты (например, пандемия гриппа).

7. Эпизоотия - это одновременное распространение заболеваний среди большого числа животных (домашних или диких) одного или нескольких видов на значительной территории.

8. Под иными тяжкими последствиями (как и в ст. 246) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. К такого же рода последствиям в специальной литературе относят и эпифитотию, т.е. широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающее районы, области, страну. В виде эпифитотии проявляются, например, ржавчина и головня хлебных злаков, фитофтороз картофеля.

9. Субъект преступления - лицо, обязанное соблюдать правила безопасности при обращении с микробиологическими и другими биологическими агентами или токсинами (соответствующая обязанность лица вытекает из специальных нормативно-правовых актов и его служебного положения).

10. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст. 248 предусматривает повышенную ответственность за нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Применительно к квалифицированному составу субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности (как легкомыслия, так и небрежности) либо двойной формой вины (как и в составе, предусмотренном ч. 3 ст. 247, это зависит от фактического содержания субъективной стороны основного состава - будет ли она проявляться в умышленной или неосторожной вине). Оговорка в отношении двойной формы вины относится лишь к случаям, когда нарушение указанных правил безопасности не только повлекло распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 248), но и причинило по неосторожности смерть человека.

 

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

 

1. Объект преступления - ветеринарная безопасность как составляющая экологической безопасности.

2. Предмет преступления - ветеринарные правила, соблюдение которых предполагает предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Диспозиция ч. 1 (как и ч. 2) рассматриваемой статьи УК является бланкетной. Основным законодательным актом, регулирующим ветеринарное дело, является Закон Российской Федерации "О ветеринарии" 1993 г. Кроме того, требования ветеринарной безопасности устанавливаются в других законодательных и иных нормативных актах (например, в Положении о Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г.). В них сформулированы ветеринарные правила, соблюдение которых предполагает предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном понятии продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

3. Объективная сторона преступления характеризуется а) действием или бездействием (нарушение ветеринарных правил), б) последствиями (распространение эпизоотий или наступление иных тяжких последствий) и в) причинной связью между нарушением ветеринарных правил и указанными последствиями. Нарушение ветеринарных правил может выражаться, например, в несоблюдении зоогигиенических и ветеринарно-сан<



2015-11-27 463 Обсуждений (0)
Глава 26. Экологические преступления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 26. Экологические преступления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)