Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 32. Преступления против порядка управления



2015-11-27 420 Обсуждений (0)
Глава 32. Преступления против порядка управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

 

1. Непосредственный объект - нормальная деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности как составляющая порядка управления в целом (дополнительный объект - жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких).

2. Под сотрудниками правоохранительных органов понимаются сотрудники органов внутренних дел, ФСБ и других органов, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. При этом следует отметить, что под охраной общественного порядка понимается несение ими, а также военнослужащими постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, при возникновении общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение ими противоправных посягательств. В связи с этим следует иметь в виду, что посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов (например, сотрудников органов внутренних дел и ФСБ), осуществляющих дознание или предварительное следствие, образует состав не данного преступления, а преступления против правосудия, предусмотренный ст. 295 УК РФ (как и посягательство на жизнь прокурора и других лиц, участвующих в отправлении правосудия, указанных в диспозиции ст. 295 УК).

3. Объективная сторона преступления характеризуется действием - посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а равно их близких. При этом судебная практика под посягательством на их жизнь понимает убийство или покушение на убийство указанных лиц с связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим такие действия, независимо от наступления преступного результата, квалифицируются как оконченное преступление. Ответственность по ст. 317 наступает независимо от того, находился сотрудник правоохранительных органов или военнослужащий на дежурстве или патрулировании или же по своей инициативе либо по просьбе граждан во внеслужебное время принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Судебная практика также исходит из того, что ответственность по ст. 317 наступает лишь тогда, когда посягательство на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих представляет собой противодействие законной деятельности названных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо устанавливать, действовали ли сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие в соответствии со своими полномочиями и с соблюдением установленного законом порядка. Если поведение привлеченного к ответственности было реакцией на явно незаконные действия лиц, охранявших общественных порядок и обеспечивающих общественную безопасность, содеянное, при наличии к тому оснований (в случае отсутствия в их действиях признаков необходимой обороны), может быть квалифицировано как преступление против личности (см. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 2000. С. 291).

4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста (лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат ответственности за содеянное по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ).

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым (при покушении на жизнь указанных лиц), так и прямым либо косвенным (при оконченном убийстве этих лиц).

Характерным в этом отношении является дело С., осужденного областным судом по ч. 3 ст. 213 и ч. 2 ст. 318 УК. Заместитель прокурора области, не оспаривая приговор в отношении осуждения С. за хулиганство, в кассационном протесте поставил вопрос об отмене приговора в части его осуждения по ч. 2 ст. 318 УК РФ, указав, что С. ударами ножа причинил работнику милиции Б. колото-резаные ранения в левой паховой области и на левой ушной раковине и пытался нанести еще несколько ударов, т.е. совершил посягательство на жизнь работника милиции, и его действия следует квалифицировать по ст. 317 УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело, приговор областного суда оставила без изменения, а кассационный протест - без удовлетворения. По смыслу закона лицо может быть признано виновным в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа только при наличии прямого умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он предвидел наступление смерти потерпевшего и желал этого. Однако в деле отсутствуют доказательства наличия у С. прямого умысла на убийство потерпевшего. Высказывания осужденного во время совершения хулиганства, что он всех порежет, в том числе себя, не свидетельствуют о прямом умысле на убийство Б., поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожал, а, как видно из его показаний, размахивал ножом, пытался закрыть дверь и не пустить сотрудников милиции в свою квартиру, в результате чего Б. были причинены легкие телесные повреждения в паху и на левой ушной раковине. При таких обстоятельствах, оценив действия С., потерпевшего Ю. и свидетелей в совокупности со всеми материалами дела, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и правильно квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти.

Кроме того, признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления является цель (стремление воспрепятствовать деятельности сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности) или мотив (месть за указанную деятельность) преступления. Преступление, совершенное в отношении указанных лиц на почве личных взаимоотношений или конфликтов, следует квалифицировать как преступление против личности (убийство или покушение на убийство).

 

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

 

1. Непосредственный объект преступления - нормальная деятельность органов власти (дополнительный объект - здоровье и телесная неприкосновенность представителей власти и их близких).

2. В соответствии с примечанием к ст. 318 представителем власти в данной статье (и других статьях УК РФ) признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Последний признак - отсутствие служебной зависимости - является главным, отличающим представителя власти от другого должностного лица. И если представитель власти наделен властными полномочиями в отношении любого другого лица (например, рядовой милиции), то иное должностное лицо (какую бы высокую должность оно ни занимало, например заместитель министра культуры) такими полномочиями не наделено.

3. К контролирующим органам относятся, например, Федеральная налоговая служба, Мининформсвязи РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, Министерство финансов РФ. К иным должностным лицам, указанным в примечании к ст. 318, относятся должностные лица других (не правоохранительных или контролирующих) звеньев государственного аппарата и органов местного самоуправления, выполняющие функции представителей власти, т.е. также наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных собраний субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, государственные контролеры и т.п.). Представителями власти являются также представители общественных организаций, которые по специальному полномочию наделяются на время осуществления своих функций соответствующими правомочиями (например, народные дружинники). Применение насилия к лицам, участвующим в отправлении правосудия или их близким, квалифицируется по ст. 296 УК РФ.

4. Как указано в диспозиции ч. 1 ст. 318, потерпевшими от рассматриваемого преступления могут быть и близкие представителей власти (последние понимаются так же, как в ст. 317 УК), т.е. супруг или близкие родственники указанных лиц.

5. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, или б) угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Под насилием понимается нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не вызвавших кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Под угрозой применения насилия понимается угроза убийством или причинением вреда здоровью (тяжкого, но не опасного для жизни, средней тяжести или легкого) либо угроза нанесением побоев или иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.

6. Следует иметь в виду, что ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Так, областным судом З.И. был оправдан в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, за отсутствием в его деянии состава преступления. Государственный обвинитель в кассационном протесте поставил вопрос об отмене приговора ввиду того, что оправдательный приговор противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации кассационный протест оставила без удовлетворения, а оправдательный приговор без изменения, указав следующее.

В суде было установлено, что З.И., его жена, брат (З.О.) и мать в легкой степени алкогольного опьянения ожидали электропоезд на железнодорожной станции. В это время к ним подошли работники милиции и потребовали у З.И. и его жены документы. Поскольку документов у них не оказалось, работники милиции К. и К-ой предложили супругам пройти с ними в дежурную часть линейного отделения милиции. Мать З.И., жена и брат стали просить работников милиции отпустить их на электропоезд, однако К. и К-ой повели его в милицию. Когда З.О. потребовал отпустить брата, К. снял с пояса дубинку и замахнулся на него. В это время З.И. бросился на спину К., повалил его на землю и удерживал до тех пор, пока ему (З.И.) не надели на руки наручники. Из материалов дела видно, что хотя З.И. и находился в легкой степени алкогольного опьянения, однако ни он, ни кто-либо из его родственников правонарушений не совершал, что подтвердил в суде и К. Работники милиции в нарушение Закона Российской Федерации "О милиции" 1991 г., в котором дан исчерпывающий перечень оснований для проверки документов, потребовали от З.И. и его родственников удостоверения личности, а затем предложили пройти с ними в отдел внутренних дел. Потерпевший К. подтвердил, что З.И. повалил его на землю только после того, как он замахнулся на него резиновой дубинкой. Никто из допрошенных в суде не утверждал, что З.И. нецензурно оскорблял работников милиции. Ответственность же за применение насилия в отношении представителя власти наступает тогда, когда насилие является противодействием законной деятельности представителя власти, в том числе работника милиции, по охране общественного порядка. Таким образом, в действиях З.И. не усматривается противодействие законной деятельности представителя власти - работников милиции, в связи с чем, по мнению Судебной коллегии Верховного Суда РФ, оснований для отмены оправдательного приговора не имеется (БВС РФ. 1998. N 4. С. 10-11).

7. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а также целью (стремление воспрепятствовать исполнению представителем власти своих должностных обязанностей) либо мотивом (месть за выполнение им указанных обязанностей).

9. Часть 2 ст. 318 предусматривает повышенную ответственность за применение насилия в отношении представителя власти или его близких, опасного для жизни или здоровья (последнее понимается так же, как в составе преступления, предусмотренном ст. 111 УК РФ).

 

Статья 319. Оскорбление представителя власти

 

1. Непосредственный объект - нормальная деятельность органов власти (дополнительный - честь и достоинство представителя власти).

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием - публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

3. В соответствии со ст. 130 УК РФ под оскорблением следует понимать унижение чести и достоинства представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Публичность оскорбления означает, что оно было совершено в присутствии многих лиц (например, выкрикивание оскорбительных слов на улице) или такое оскорбление доводится до сведения многих лиц (например, путем вывешивания в доступных для граждан местах листовок, заявлений, содержащих оскорбления представителя власти).

4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а также специфическим мотивом (побуждением к преступлению является исполнение представителем власти своих должностных обязанностей).

 

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

 

1. Непосредственный объект - безопасность должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или его близких как условие нормальной деятельности указанных органов.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием - разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких. Понятие таких мер безопасности и их содержание вытекает из Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). В соответствии с ним для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться, с учетом конкретных обстоятельств, следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

3. Разглашение сведений о мерах безопасности - это сообщение их любым способом хотя бы одному лицу для использования этих сведений в целях воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Данный состав является формальным, и преступление признается оконченным с момента разглашения указанных сведений независимо от наступления иных общественно опасных последствий.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения о соответствующих мерах безопасности были доверены или стали известны по службе или работе (например, если это преступление совершается лицом, участвующим в реализации мер безопасности).

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо сознает, что разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, и желает этого) и целью (стремление воспрепятствовать его служебной деятельности).

Часть 2 ст. 320 предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекшее тяжкие последствия. Как и любое оценочное понятие, не конкретизированное в самом уголовном законе, понятие тяжких последствий в данном составе преступления определяется в зависимости от конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела. К таким обстоятельствам следует отнести, например, убийство должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, причинение тяжкого вреда его здоровью.

В квалифицированном составе субъективная сторона преступления отличается тем, что она характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к факту разглашения сведений о мере безопасности (как и в ч. 1 ст. 320) и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) по отношению к тяжким последствиям данного преступления. В случае же установления умысла, допустим, на причинение смерти потерпевшего, содеянное следует квалифицировать как разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее убийство (по ч. 5 ст. 33 и в зависимости от обстоятельств дела - по соответствующему пункту ч. 2 ст. 105 УК).

 

Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

 

1. Непосредственный объект - нормальная деятельность исправительных учреждений и мест содержания под стражей (дополнительный - личность осужденного).

2. Под учреждением или органом уголовно-исполнительной системы понимаются учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, а также места содержания под стражей. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации 1996 г. исполнение приговоров судов к лишению свободы возможно в исправительном учреждении (ст. 73). Такими учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения (ст. 74 УИК). Исправительные учреждения призваны обеспечивать исполнение наказания в виде лишения свободы, достижение исправления осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений.

3. Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 321 УК, являются осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях.

4. Объективная сторона характеризуется действиями: а) применением насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, или б) угрозой применения в отношении него насилия. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, в соответствии со ст. 116 УК РФ понимается нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не вызвавших кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности. Под угрозой применения насилия понимается угроза убийством, причинением вреда здоровью (любой тяжести) истязанием или нанесением побоев либо совершение иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью (стремление воспрепятствовать исправлению другого осужденного).

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ее ч. 1, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких.

8. Сотрудниками мест лишения свободы являются сотрудники исправительных учреждений (исправительные колонии, воспитательные колони, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения).

9. Местами содержания под стражей согласно названному выше Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 1995 г. являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Российской Федерации. Следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

10. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 321, характеризуется теми же действиями, которые указаны в ч. 1 этой статьи, но направленными против сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей или его близких (последнее понятие понимается так же, как в других составах, например в ст. 320 УК РФ).

11. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, либо лицо, находящееся в местах содержания под стражей, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо сознает, что применяет насилие, не опасное для жизни или здоровья сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, либо угрожает применением такого насилия и желает этого) и специальной целью (воспрепятствование его служебной деятельности) либо мотивом (месть за указанную деятельность).

Часть 3 ст. 321 предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

Понятие организованной группы следует раскрывать в соответствии с ч. 3 ст. 35, а насилие, опасное для жизни и здоровья, понимается так же, как в составе умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренном ч. 1 ст. 111 УК РФ.

 

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

 

1. Непосредственный объект - неприкосновенность государственной границы Российской Федерации как составляющая порядка управления, в соответствии с Законом РФ "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г.

2. Государственная граница Российской Федерации - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

3. Объективная сторона преступления характеризуется действием - пересечением государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения.

4. Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с последующими изменениями и дополнениями) и Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г.

5. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

6. В случае, если гражданин Российской Федерации утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

7. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации (российская виза), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

8. Надлежащее разрешение означает, что у лица, выезжающего из Российской Федерации или въезжающего в нее, имеется действительный документ на право выезда или въезда.

9. Пересечение государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения не образует состава преступления в случаях: а) вынужденного пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды, вынужденного влета в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемых в силу чрезвычайных обстоятельств - несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажиров, а также по другим вынужденным причинам; б) прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в их действиях не содержится состав иного преступления (последнее основание сформулировано в примечании к ст. 322 УК РФ). Пересечение государственной границы РФ без установленных документов регламентируется также Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. N 245.

10. Преступление считается оконченным в момент пересечения линии государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения (пешеходным способом, на любом виде транспорта, тайно или открыто, в местах пропуска через границу или вне мест такого пропуска).

11. Субъектом преступления может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет пересечение государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения, и желает этого.

13. Часть 2 ст. 322 устанавливает повышенную ответственность за незаконное пересечение охраняемой государственной границы, совершенное группой лиц или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понимается в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. 116 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 112). Более опасные виды насилия требуют дополнительной квалификации (например, по ч. 2 ст. 112, по ст. 111).

 

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

 

1. Объект преступления - порядок законного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их законного пребывания в Российской Федерации или законного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Данный порядок определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, б) организация их незаконного пребывания в Российской Федерации, в) организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

3. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

5. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин, а также лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

6. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

7. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее вид на жительство. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство регулируются Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

8. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной лицу визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок его действия составляет три года. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание определяются Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (например, если лицо в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче такого разрешения, подвергалось административному выдворению за пределы Российской Федерации; представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения; осуждено вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, рецидив которого признан опасным; не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если лицо признано нетрудоспособным).

10. Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

11. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" регламентирует порядок оформления приглашений иностранных граждан (лиц без гражданства) на въезд в Российскую Федерацию (в том числе в целях их обучения в образовательном учреждении и в целях осуществления трудовой деятельности), порядок регистрации и учета иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации.

12. Субъект преступления - лицо, достигшее (исходя из ст. 20 УК РФ) 16-летнего возраста, хотя, разумеется, что фактически действия, образующие объективную сторону рассматриваемого преступления, может совершать лицо более старшего возраста.

13. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершения.

14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за совершение преступления при указанных в ее диспозиции обстоятельствах.

15. О понятии организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

16. Под преступлением, предусмотренном п. "б" ч. 2 ст. 322.1 понимается преступление (в том числе совершенное в соучастии с другими лицами), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации.

 

Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации

 

1. Непосредственный объект - неприкосновенность государственной границы Российской Федерации.

2. Предмет преступления - пограничные знаки. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации и федеральными законами путем делимитации и демаркации. Делимитация есть определение в договоре общего направления прохождения государственной границы и ее изображение на прилагаемой географической карте. Демаркация - это обозначение (на основе делимитации) линии государственной границы на местности. Результаты демаркации содержатся в протоколах, описаниях и картах. Эти документы и служат обоснованием прохождения линии государственной границы и правильности установки пограничных знаков на местности (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи и т.п.). Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами и решениями Правительства Российской Федерации.

3. Объективная сторона преступления характеризуется действиями: а) изъятием, или б) перемещением либо в) уничтожением пограничных знаков.

4. Изъятие пограничных знаков - это устранение (например, вытаскивание) пограничного знака с места его нахождения.

5. Перемещение предполагает изменение места нахождения пограничного знака, т.е. установку его в другом месте.

6. Уничтожение - приведение пограничного знака в полную негодность.

7. Преступление является оконченным с момента фактического изъятия, перемещения или уничтожения пограничного знака.

8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что совершает незаконное изъятие, перемещение или уничтожение пограничного знака, и желает этого) и специальной целью (противоправное изменение государственной гран



2015-11-27 420 Обсуждений (0)
Глава 32. Преступления против порядка управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 32. Преступления против порядка управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)