Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Об априорном синтезе представлений



2015-11-27 1152 Обсуждений (0)
Об априорном синтезе представлений 0.00 из 5.00 0 оценок




Ранее изложенное обоснование, дедукцией категорий I – ого издания, отношения рассудка к предметам вообще опиралось на определение воображения как чистой формы всякого возможного знания, выступающей в виде условия возможности многообразия в одном знании, а обоснованиеаприорного познания предметов определяла объективность синтетического единства способности воображения и представляло действие воображения в виде троякого синтеза. (дедукция категорий I изд.)

Следовательно, рассмотрение этих трех форм синтеза должно не только прояснить дедукцию категорий первого издания, но и полностью раскрыть действие спонтанности рассудка в познании предметов, т.е. раскрыть основание идее трансцендентальной логики – как возможны синтетические суждения a priori?!.

О синтезе схватывания Кант замечает, что все наши представления всегда подчинены формальному условию внутреннего чувства, в котором они упорядочиваются, приводятся в соотношения и связываются. Любое наглядное представление должно содержать в себе многообразие, что было бы невозможно, если бы в последовательности впечатлений мы не различали бы времени. В случае не различения времени в последовательности впечатлений всякое наглядное представление будет только абсолютным единством без всякого многообразия. «Чтобы из этого многообразия получилось единство наглядного представления (например, представление пространства), необходимо, во-первых, обозреть многообразное и собрать его вместе...»(А. 99) Такой акт, посредством которого многообразие соединяется в одном представлении, Кант называет синтезом аппрегензии. Представления пространства и времени могут быть даны нам только посредством синтеза многообразного, доставляемого чувственным созерцанием. Таким образом, трансцендентальная логика в I – ом издании решает проблему многообразия в одном знании. Сами представления пространства и времени являются не эмпирическими представлениями, следовательно, и синтез аппрегензии в отношении априорных представлений должен быть также априорным.

Следовательно, вне синтеза схватывания невозможно получить представления о многообразии явлений, а сам синтез схватывания составляет трансцендентальное основание всех наших знаний и объясняет действие способности воображения в чувственности.

Рассматривая вторую форму синтеза о воспроизведении в воображении, мы не должны забывать, что таким образом (через формы синтеза) Кант раскрывает возможность самого рассудка и его эмпирического продукта — опыта. Поэтому рассматриваемые формы синтеза выступают как априорные условия познания и тем самым раскрывают структуру знания в I – ом издании. Отсюда, различение синтеза на три формы следует понимать не как определенное наличие различных форм синтеза в опыте, а как объяснение возможности априорного связывания (связи) представлений в знаниях о предметах.

Определяя синтез воспроизведения в воображении, следует привести кантовское объяснение этого вопроса, которое позволяет прояснить проблематику этой формы синтеза: «...если бы я постоянно забывал предшествующие [представления] (первые части линии, предшествующие части времени или последовательно представляемые единицы) и не воспроизводил их, переходя к следующим, то у меня никогда не возникло бы целое представление... и даже не образовались бы чистейшие и первые основные представления пространства и времени». (А. 102)

Исходя из однозначного определения Кантом возможности любого синтеза трансцендентальной способностью воображения, раскрытие воспроизведения в воображении предстает как ответ на вопрос о возможности априорного синтеза представлений (ответ Юму), где синтез аппрегензии позволяет объяснить возможность представлений о многообразном в чувственном созерцании, а синтез воспроизведения в воображении, опираясь на синтез схватывания, объясняет возможность ассоциации представлений и их целостного воспроизведения. Причем, такое объяснение Кантом синтеза воспроизведения представлений выступает как объяснение механизма памяти через действие воображения, что является противопоставлением юмовской концепции памяти. Обоснование априорности этого вида синтеза основывается на неразрывной его связи с трансцендентальным синтезом схватывания, и, следовательно, по отношению к априорному познанию это синтез будет также являться трансцендентальным синтезом воспроизведения в воображении.

«Мы говорим, что познаем предмет [в том случае], если мы внесли синтетическое единство в многообразие наглядного представления» (А. 105) — так выглядит у Канта определение самой сложной формы синтеза – воспризнания в понятии. Наибольшую трудность в понимании синтеза воспризнания в понятии вызывает двойственность в его изложении. С одной стороны, эта форма синтеза вносит единство трансцендентальной апперцепции в многообразное, без которого невозможно никакое представление о предметах, а с другой стороны, она обосновывает возможность познания через определение понятия о предмете вообще, которое уже включает в себя все три формы синтеза.

Само понятие, согласно Канту, всегда есть нечто общее, служащее правилом. Знания о предмете возможны только посредством понятий, через их отношения к единству сознания. Поэтому в любом познании единство сознания должно относиться к правилам соединения многообразного трансцендентальным воображением и выступать как единство правила. «Это единство правила определяет все многообразное и ограничивает его условиями, которые делают возможным единство апперцепции...» (А. 105) Более того, Кант говорит, что правилами соединения многообразного называются представления о всеобщих условиях, согласно которым многообразное «полагается» одним и тем же способом. (А. 113)

Ранее было отмечено, что в дедукции категорий I – ого издания всеобщее условие возможности многообразного в одном знании есть трансцендентальное воображение. Следовательно, синтетические суждения a priori основаны на том, что деятельная способность синтеза под названием воображение по отношению к восприятиям сводит многообразное в один образ посредством синтеза схватывания, по отношению к ассоциации представлений выступает правилом воспроизведения этих представлений и имеет свое объективное основание в основоположении единства апперцепции в отношении всех знаний.

«Объяснение возможности синтетических суждений, с которой общая логика не имеет ни какого дела и которой она не должна знать даже по имени. Но в трансцендентальной логике это самая важная и даже единственная задача, если речь идет о возможности априорных синтетических суждений, а так же об условиях и объеме их значения.» (В. 193)

Таким образом, дедукция категорий I – ого издания решает «самую важную» и «единственную» задачу трансцендентальной логики, что и позволяет Канту во II – ом издании заняться выведением идеи априорных (читай логических) правил познания.

 

Заключение. Идея трансцендентальной философии

Не самодостаточность трансцендентальной логики во II – ом издании по отношению к априорным правилам познания поставила под сомнение и обоснование самой идеи трансцендентального познания из-за ее (логики) двойственности. Решение этой проблемы можно найтив дедукции категорий I – ого издания в виде трансцендентальных способностей рассудка: трансцендентальной апперцепции и трансцендентального воображения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Канта структура познания, раскрываемая трансцендентальной логикой в I – ого издания, ложится в основание трансцендентальной логики II – ого издания, позволяя преодолеть ее несамодостаточность, в связи с чем она становится основанием трансцендентальной философии.

Обратимся к идее трансцендентальной философии, выдвинутой Кантом в первом издании «Kритики чистого разума». Основные ее тезисы помещены в двух отделах введения: «Идея трансцендентальной философии» и «Подразделения трансцендентальной философии».

Сама идея формулируется Кантом следующим образом: «... мы должны с достаточной всеобщностью раскрыть основание возможности синтетических априорных суждений...» (А. 10). Во втором издании Кант увеличивает содержание введения в два раза, подразделяя его на семь отделов. Это определено, главным образом, более подробным рассмотрением априорных знаний как априорных принципов[6] познания. Идея трансцендентальной философии не подвергается Кантом переосмыслению и остается задачей «Критики чистого разума»: «Трансцендентальная философия есть идея науки, для осуществления которой критика чистого разума должна набросать архитектонически, т.е. из принципов, полный план, с ручательством за полноту и надежность всех частей этого здания» (В. 27).

Попробуем определить причину, побудившую Канта переработать «Критику...». Можно допустить, что поводом для переработки первого издания послужили обвинения современников в якобы берклианской позиции Канта Основанием таких обвинений послужила определенная созвучность выводов дедукции категорий первого издания с идеалистической концепцией «Трактата о принципах человеческого знания» Беркли: «Итак, хотя мысль, что сам рассудок есть источник законов природы и, следовательно, формального единства ее, кажется нелепой и преувеличенной, тем не менее, она совершенно верна и вполне соответствует предмету, именно опыту» (А. 127).

Тогда получается, что Кант не противопоставляет первое и второе издание «Критики...», а, объясняя безосновательность обвинений в идеализме, призывает на помощь общую логику и дополняет одно исследование другим. Подтверждением этого предположения служит отсутствие у Канта указания об изменении своего подхода, наоборот, речь идет только «об устранении трудностей и неясностей» (XXXVII) в положениях «Критики чистого разума». «В самих положениях и доказательствах, а также в форме и обстоятельности плана (сочинения) я не нашел ничего подлежащего изменению...» (XXXVII). Следовательно, можно рассматривать проблематику «Критики чистого разума», исходя из единства первого и второго изданий как дополняющих друг друга, а не обосновывать проблему критицизма различием этих изданий.

Таким образом, мы получаем возможность обоснования трансцендентальной логики трансцендентальной философией, где возможность (как необходимость) трансцендентального познания, заложенная Кантом в первом издании, раскрываются в виде логических форм познания во втором. При таком подходе мы сохраняем способ выражения мыслей Канта и получаем возможность рассмотреть две главные идеи «Критики чистого разума» — раскрытие априорных правил познания и трансцендентальных способностей рассудка в их взаимодействии.

Другими словами, ответ на вопрос «как возможны априорные принципы как правила опыта?» зависит от ответа на вопрос «как возможен априорный синтез представлений?». Рассмотрим проблему спонтанности рассудка с позиций единства изданий «Критики чистого разума».

Выводя трансцендентальный способ (руководство) открытия всех чистых рассудочных понятий (В. 92), Кант указывает два способа познания — чувственное и дискурсивное. Чувственное зависит от внешнего воздействия, а дискурсивное (рассудочное) — от функций. Функции единства, определенные как деятельность рассудка, есть выражение его спонтанности.

Отсюда, понятия «основываются на спонтанности мышления, а чувственные созерцания — на восприимчивости к впечатлениям». (В. 93) Второе издание, опираясь на понятие спонтанности рассудка, не дает его определения, поэтому поищем ответ в дедукции категорий I – ого издания. «Эта спонтанность есть основание троякого синтеза, необходимо происходящего во всяком знании, а именно схватывание представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и познания их в понятии» (А.97).

Более того, далее,определяя возможность априорного познания, Кант говорит, что «восприимчивость делает возможным знание, только если она связана со спонтанностью» (А.97). Но в дедукции категорий (I издания) было указано, что любой синтез есть действие трансцендентальной способности воображения: «Следовательно, в нас есть деятельная способность синтеза этого многообразного, которую мы называем воображением» (А.120). Это означает, что воображение как деятельность, проявляя себя через схватывание представлений в созерцании, через синтез воспроизведения воображенияи через синтез узнавания в понятии (А.120-122), полностью соответствует понятию спонтанности рассудка, «...которое есть основание троякого синтеза, необходимо присущего всякому знанию» (А. 97).

Таким образом, I – ое издание «Критики чистого разума», определяя деятельность рассудка как спонтанность в отношении к правилам априорного познания II – ого издания раскрывает его как трансцендентальную способность воображения в обосновании возможности априорного синтеза. Отсюда неопределенность спонтанности рассудка в трансцендентальной логике II – ого издания нивелируется самим основанием трансцендентальной философии(I – ого издания), которая определяет ее (спонтанность есть воображение), как априорное условие возможности всякого сочетания многообразия в одном знании (А. 118).

 

Литература:

1. Kant I. Kritik der reinen Vernunft, Berlin, 1968 г.

2. Кант И. Критика чистого разума; перевод Н.О. Лосского (отв. Ред. В. А. Жучков), Наука, 1999 г.

3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998 г.

4. Васильев В. В. Подвалы кантовской метафизики. М., Наследие, 1998 г.

5. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика фенологической философии, 1988 г.

6. Бородай Ю. Воображение и теория познания. М., Высшая школа, 1966 г.

7. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта, Университетская книга, 1997 г.

8. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997 г.

9. Хайдеггер М. Бытие и время. М., AD MARGINEM.

10. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998 г.

11. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., Философское наследие, т. 125.

12. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998 г.

 

====================

 

 

С.А. Борчиков

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ



2015-11-27 1152 Обсуждений (0)
Об априорном синтезе представлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Об априорном синтезе представлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)