Роль и место регионального управления в системе управления народным хозяйством страны
Как отмечалось выше, региональная экономическая система (РЭС) представляет собой неотъемлемую часть, подсистему народного хозяйства страны в целом. Соответственно, система регионального управления представляет собой подсистему управления народным хозяйством страны в целом. Указанное положение определяет специфику, особенности управления РЭС любого региона. На рисунке представлена принципиальная схема управляющих воздействий, испытываемых региональной экономической системой. У1 – комплекс макроэкономических регуляторов, федеральное законодательство в социально-экономической сфере, бюджетные нормативы и др. У2 – экономическое законодательство, бюджет региона, концепции развития региона. У3 – комплекс управленческих воздействий со стороны ОМСУ. Каждый из ОМСУ оказывает управляющее воздействие на муниципальное образование, а весь комплекс управленческих воздействий оказывает влияние на РЭС в целом. Муниципальный бюджет, муниципальные программы развития и др. У4 – управляющее воздействие федеральных органов управления на региональные органы управления (ФЗ №184). У5 – управляющее воздействие региональных органов управления на местное самоуправления (региональное законодательство о местном самоуправлении). У6 – управляющее воздействие федеральных органов управления на местное самоуправление (ФЗ №131).
При формировании системы управления РЭС одной из основных является проблема определения потенциальной степени воздействия на объект управления со стороны органов управления разных уровней. Степень данного воздействия определяется: - размером полномочий каждого уровня управления; - объемом ресурсов всех видов, которые могут быть задействованы в процессе управления. В соответствии с действующим законодательством, субъекты РФ пользуются всей полнотой государственной власти (рычагами управления РЭС) вне пределов исключительного ведения Федерации, а также совместного ведения Федерации и субъектов РФ. В исключительном ведении РФ находятся: · комплекс макроэкономических регуляторов: денежная эмиссия, основы ценовой политики, таможенное законодательство; · федеральная государственная собственность и управление ею; · федеральный бюджет, налоги, сборы, фонды; · внешнеэкономические связи РФ; · формирование федеральных органов власти и управления, включая территориальные органы федеральных органов власти. Таким образом, весь комплекс регуляторов, определяющих общие экономические условия функционирования РЭС, выходит за пределы компетенции регионов. Следовательно, РЭС должна функционировать и развиваться в объективно заданных извне региона условиях. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: · вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными, лесными ресурсами и др., находящихся в регионах; законодательство по этим вопросам; · вопросы разграничения собственности по уровням; · установление общих принципов налогообложения и сборов; · установление общих принципов организации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, к предметам совместного ведения относятся, преимущественно, процессы, определяющие условия функционирования и развития РЭС в системе народно-хозяйственных связей страны. Это предполагает необходимость реализации скоординированной системы управляющих воздействий двух уровней – федерального и регионального. К компетенции органов регионального управленияотносятся вопросы обеспечения функционирования и развития хозяйственных комплексов регионов как самостоятельных объектов управления: разработка текущих и долгосрочных прогнозов развития экономики; определение приоритетных направлений развития регионов; разработка отраслевых и территориальных программ и планов развития; стимулирование инвестиционной активности в регионе; формирование, исполнение бюджета региона; управление государственной собственностью субъекта Федерации; структурная перестройка экономики региона; реализация федеральных программ развития на территории региона и др. Из рассмотренного можно сделать вывод, что система регионального управления должна отвечать следующим основным требованиям. Система регионального управления должна · рассматривать РЭС как самостоятельно функционирующий и развивающийся объект управления, но действующий в системе сложившихся народно-хозяйственных связей страны, существующего межрегионального разделения труда. · соответствовать заданным из-за пределов региона макроэкономическим условиям. · органически взаимодействовать с системой управления верхнего уровня – системой федерального управления. · соответствовать специфическим особенностям региона. · обеспечивать эффективное выполнение всех составляющих процесса управления регионом (определения целей, задач, приоритетов развития, формирование структур регионального управления). · обладать свойствами гибкости, самонастраиваемости, адаптивности к динамично изменяющимся внешним условиям. · обеспечить расширенное воспроизводство всех составляющих РЭС.
Содержание и основные функции регионального управления
В соответствии с рассмотренной выше комплексной структурой РЭС как объекта управления и в соответствии с распределением предметов ведения и полномочий между уровнями управления, в структуре регионального управления должны присутствовать подсистемы управления производственно-экономическим комплексом региона, социальным комплексов, бюджетно-финансовой сферой.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1036)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |