Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стресс. Классификация стрессов



2015-11-27 612 Обсуждений (0)
Стресс. Классификация стрессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Физиологические и психологические функции человека в процессе труда

Вопросы темы:

1.Учет психо-физиологических особенностей человека при обеспечении безопасности труда.

2.Стресс. Классификация стрессов.

3.Методы повышения безопасности труда.

4.Фазы работоспособности.

5.Режим труда и отдыха.

6. Домашнее задание к теме 6

Учет психо-физиологических особенностей человека при обеспечении безопасности труда

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека. Позднее, в рамках психологии труда, сформировалось научное направление – психология безопасности, изучающее психологические, т.е. зависящие от человека причины чрезвычайных ситуаций.

Физиология труда - это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.

В обеспечении безопасности человека важную роль играют рефлексы. По наследству передаются безусловные рефлексы(чувство настороженности, поиск пищи), которые заставляют бороться за жизнь. В процессе жизненного опыта, для успешной борьбы с опасностями, вырабатываются условные рефлексы.

Благодаря условным рефлексам, человек, организуя свою защиту, предупреждает воздействие опасности. В охране труда широко применяют световую, звуковую, цветовую информацию, которая позволяет выработать условные рефлексы.

Нервная система человека подразделяется на центральную и периферическую нервные системы.

Центральная нервная система - головной и спинной мозг - представляет собой скопления миллиардов нервных клеток. С нервными волокнами связаны особые чувствительные органы, воспринимающие сигналы, которые поступают из внешнего мира и из внутренней среды организма.

Эти чувствительные органы академик И. Павлов назвал анализаторами. Работа анализаторов специализирована: одни реагируют на холод, другие - на тепло, третьи предназначены для восприятия боли и т.д.

Анализаторы превращают энергию раздражителей в нервные импульсы, которые со скоростью от 1 до 120 метров в секунду поступают по нервам в центральную нервную систему. Здесь происходит распознавание нервных импульсов и выработка приказов для исполнительных органов - мышц и желѐз.

Нервная система, тем самым, приводит организм в равновесие с окружающей средой.

Важная особенность анализаторов - парность одноимѐнных органов чувств (два глаза, два уха), за счѐт чего обеспечивается высокая надѐжность работы анализаторов.

При конструировании органов управления машинами и механизмами, а также различных защитных устройств, кроме физиологических особенностей нервной системы необходимо учитывать возможности двигательного аппарата человека. Сила сокращения наших мышц колеблется в широких пределах. Например, номинальная величина силы кисти 450-650 ньютонов (Н). Тренированная кисть может показать силу до 900 Н. Сила сжатия, в среднем, составляет 450-500 Н. В таблице 1, приведены некоторые значения усилий, применяемые для органов управления машинами и механизмами.

Таблица 1- Значения оптимальных усилий для некоторых органов управления

В вопросах защиты от опасностей большое значение имеет время реакции организма на раздражители. Например, время реакции человека на боль от раны примерно от 0,13 до 0,89 с, на свет и звук 0,12-0,22 с, на ощущение запаха – 0,31-0,39 с. Для различных людей и разных анализаторов время реакции на раздражители не одинаково, поэтому при решении задач в области безопасности труда обычно учитывают среднее время реакции.

Скорость, развиваемая движущимися руками человека, находится в пределах от 0,01 до 8000 см/с и зависит от направления движения: вертикальные движения рукой и движения к себе осуществляются быстрее, чем горизонтальные и движения от себя. Чаще всего человек работает руками со скоростью 5-800 см/с.

Самостоятельно рассмотреть некоторые анализаторы, влияющие на условия безопасной деятельности человека (файл Материалы к теме 6):

1.Зрительный анализатор

2.Слуховой анализатор.

3.Осязание.

4.Температурная чувствительность.

5.Обоняние.

6.Восприятие вкуса.

7.Мышечное чувство.

8.Болевая чувствительность.

Стресс. Классификация стрессов.

Стресс –это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

Стресс вредный, известный, как понятие — дистресс:

• физиологический

• психологический

• кратковременный

• хронический

• нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов, рассмотрим их подробнее.



2015-11-27 612 Обсуждений (0)
Стресс. Классификация стрессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стресс. Классификация стрессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)