Понятие общественного развития и его основные теории
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ
Понятие «общественное развитие» применяется для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей. Этим понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к усложняющимся условиям, быстро и эффективно реагировать на появление новых общественных интересов и требований, создавать новые социальные институты и вырабатывать адекватные складывающимся условиям формы их деятельности. Выбор направления, или стратегии, развития общества -один из основных вопросов идеологии любого государства. Образно говоря, политическая стратегия есть тот компас, который указывает направление движения государственного корабля. В зависимости от того, насколько правильно выбран вектор его движения, настолько успешными окажутся усилия народа по достижению поставленной цели. Такой выбор заключается в том, чтобы дать верную оценку особенностей каждого конкретного исторического этапа и выработать адекватные ему экономические и социально-политические действия, совокупным результатом которых станет качественно новое состояние общества. Изучение предлагаемого материала позволит студентам определить перспективные векторы развития нашей страны в XXI веке.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Государственная идеология и стратегия общественного развития Беларуси в XXI в План Понятие общественного развития и его основные теории Индустриальное общество - итог развития Беларуси в советский период
Новые понятия: СТРАТЕГИЯ – искусство руководства общественным и политическим развитием, общие принципы и способы достижения цели; ЭВОЛЮЦИЯ – одна из форм движения, постепенное количественное изменение, которое приводит при определенных условиях к новому началу путем скачка; ПРОГРЕСС – тип развития сложных систем от простого к сложному от низшего к высшему; РЕГРЕСС – вспять, от более высоких и совершенных форм к менее совершенным. Понятие общественного развития и его основные теории Стратегия развития общества - один их основных постулатов идеологии любого государства. Образно говоря, стратегия в политическом руководстве есть тот комплекс, который указывает путь государственному кораблю. И в зависимости от того, насколько правильно выбран вектор движения, настолько успешными окажутся усилия по достижению поставленной цели. Теоретическое обоснование стратегии общественного развития предполагает предварительное разрешение ряда методологических вопросов: выяснение содержания, понятия общественного развития и его критериев, определение отечественных и мировых тенденций общественного развития. Только после этого возможно чёткое формулирование стратегической цели развития общества и определения задач по её реализации. Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма, решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п. Развитие обществ включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, -движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации. Влитературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие, варварские и цивилизованные и т.д. Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Критерием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, порноиндустрия и т.п. На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей. Постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования. По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место. Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |