Объект и предмет изучения закупочной логистики
Объектом изучения закупочной логистики являются сквозные материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки. Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков. Материальный поток - поток материалов, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материальных потоков является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). материальных потоков могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый поток. Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе ), между логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения. В таблице 1.1 приведена одна из возможных классификаций материальных потоков.
Таблица 1.1 Классификация материальных потоков
В таблице 1.2 приведена одна из возможных классификаций информационных потоков. Таблица 1.2 Классификация информационных потоков
Между материальными потокми и информационными потоками не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационные потоки могут опережать материальные потоки (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в табл. 1.3. Таблица 1.3 Классификация финансовых потоков
Логистические операции- самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков и/или финансовых потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В таблице 1.4 приведена одна из возможных классификаций логистических операций.
Таблица 1.4 Классификация логистических операций
1.4 Словарь терминов закупочной логистики (глоссарий). Дилер - торговый или биржевой посредник, действующий, как правило, от своего имени и за свой счет. Дистрибьютор - посредник, осуществляющий оптовые (реже оптово-розничные) операции с продукцией производственно-технического назначения, товарами народного потребления и другими товарами или ценными бумагами. Договор поставки - соглашение, согласно которому одно юридическое лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому (потребителю) в собственность или оперативное управление продукцию обусловленного ассортимента и качества и в требуемом количестве, а потребитель – принять и оплатить эту продукцию. Доставка - процесс перевозки груза в место назначения. Валовая, или брутто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Ведомость/спецификация материалов - упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. Здесь показываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются. Заказ на закупку - предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, срока поставки или выполнить работу, оказать услугу. Закупки - это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции. Запасы снабжения - материальные ресурсы, которые находятся в логистических цепях от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции. Информационная логистика - логистика, которая организовывает поток данных, сопровождающих материальный поток, и охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качества из точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом. Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Каналы распределения - совокупность предприятий и организаций, через которые проходит продукция от места ее изготовления к месту потребления. Другими словами, каналы распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Логистика- наука об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.( хотя надо заметить, что однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления). Логистика закупок (закупочная логистика ) - комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. Логистический канал - канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения – частично упорядоченное множество посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного, финансового потоков. Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая связи с внешней средой. Логистическая функция - укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Логистический цикл - интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и средств производства и доставкой заказанной продукции на склад потребителя. Логистическая цепь - линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя. Логистическая операция - обособленная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока. Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций. Материальные запасы - это продукция производственно-технического назначения, которая находится на разных стадиях производства и обращения, изделия народного потребления и другие товары, которые ожидают поступления в процесс производственного или личного потребления. Потребность в материальных ресурсах - объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции. Общая потребность - потребность в материальных ресурсах, которая включает в себя валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Чистая, или нетто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции. Общие цели закупок - потребитель должен получить необходимую по качеству и количеству продукцию, в нужное время, в нужном месте, с требуемым уровнем обслуживания (как до продажи, так и после нее) и по нужной цене. Оптимальный (экономический) размер заказа - показатель, выражающий мощность материального потока, направленного поставщиком по заказу потребителя, который обеспечивает для последнего минимальное значение суммы двух логистических составляющих: транспортно-заготовительных расходов и расходов на формирование и хранение запасов. Объект логистики закупок - материальный поток и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения. Период между заказами, интервал заказа - один из важнейших параметров системы контроля за состоянием запасов, обозначающий промежуток времени между размещением двух последовательных заказов на поставку продукции. План закупок (обеспечения) - совокупность планово-расчетных документов, в которых обосновывается потребность в материальных ресурсах и устанавливаются источники покрытия этой потребности. Поставщик- юридическое лицо, обеспечивающее какими-либо товарами другое юридическое лицо на определенных условиях. Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник. Потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее товарно- материальные ценности, услуги, продукцию транспорт для удовлетворения личных нужд или для изготовления других товаров, оказания других услуг, т.д. Производственная логистика - система планирования, организации и осуществления внутрипроизводственных грузопотоков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, готовых изделий и продукции, которая включает внутризаводской транспорт, тару многоразового использования, технические средства механизации и автоматизации перегрузочных, транспортных и складских работ в основном технологическом процессе производства, управление этими грузопотоками, их инженерно-техническое, информационное, юридическое, научно-методическое, финансовое обеспечение. Связи (в системе) - то, что объединяет элементы системы в единое целое. Служба закупок (снабжения) - совокупность управленческих и производственных подразделений, осуществляющих обеспечение основных и вспомогательных производств материальными ресурсами. Система поставок «точно в срок» - система организации поставок, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и в тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, Транспортная логистика- логистика, которая решает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования. «Тянущая» внутрипроизводственная логистическая система - система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию из предыдущей по мере необходимости. Управление закупками - это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей. Контрольные вопросы для самоподготовки: 1 В чем заключается сущность и содержание закупочной логистики? 2 Что подразумевается под определениями: «закупка», «снабжение» «материально-техническое обеспечение»? Дайте определение закупочной логистики. 3 Из каких элементов состоят логистические системы ? Охарактеризуйте место закупочной логистики в логистической системе предприятия. 4 Какие виды потоков выделяют в логистике и в чем их принципиальное отличие? 5 Что является обьектом и предметом изучения закупочной логистики? 6 В чем принципиальное отличие логистического подхода к управлению к управлению материальными потоками от традиционного? 7 Какой терминологией необходимо оперировать при обсуждении вопросов, связанных с управлением материальными исопутствующими потоками логистической системы? В чем суть данных понятий?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2124)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |