Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поощрительная функция налогообложения



2015-11-27 1278 Обсуждений (0)
Поощрительная функция налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг опреде­ленных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако дан­ная функция представляет собой простое приспособление на­логовых механизмов для реализации социальной политики го­сударства.

 

Налоги используютсявсеми рыночными государствами как метод прямого влия­ния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов госу­дарство решает экономические, социальные и многие другие общественные проб­лемы.

С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каж­дая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция — основная. Она формирует доходы, аккумулируя в бюд­жете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и пла­тежи по государственному долгу.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между раз­личными категориями населения. Примерами реализации распределительной (со­циальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влия­ние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направ­ляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляе­мые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделя­ют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производи­телей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошли­ны, приостановить вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная под­функция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необхо­димость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

 

1. Фискальная функция {фиск — государственная казна) про­является в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребно­стей. Эта функция — исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах его развития. С ее помощью об­разуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция обуславливает реальные возмож­ности для перераспределения части стоимости НД в пользу оп­ределенных групп общества.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3) установление высокого уровня социальной инфраструкту­ры в государстве и в каждом отдельном регионе;

4) выполнение всех экономических, политических и социаль­ных задач.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отно­шений возрастает. Для XX столетия было характерно беспредель­ное увеличение налоговых поступлений государства. Это обуслов­лено объективными причинами: особенностями производства, расширением деятельности государства. Рост объема производства, развитие научно-технической революции создали реальные воз­можности увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства, главным образом за счет нало­говых поступлений. Одновременно деятельность государства рас­ширилась, и потребность в средствах возросла (особенно высоки были темпы роста налогов после второй мировой войны, что свя­зано не только с восстановлением экономики, но и ухудшением условий производства во многих развитых зарубежных странах).

Каждое десятилетие налоговые поступления возрастали в 1,5 и более раз, с учетом обесценивания валют. Шел процесс увели­чения доли налоговых доходов в НД. Накануне второй мировой войны эта доля составила 20—25%, а в первой половине 70-х го­дов достигла 34% в Японии и 47% во Франции (с учетом взно­сов на социальное страхование). Абсолютное и относительное увеличение налогов является ответной реакцией государства на необходимость финансировать экономические процессы в связи с усложнением производства, возникновением новых социаль­но-экономических проблем.

В середине 80-х годов налоговые поступления замедлили свой рост. Объяснялось это рядом причин: рост налогов достиг такого уровня, что вызвал в странах увеличение издержек произ­водства и удорожание товара, что стало сдерживать темпы эко­номического роста. Чрезмерное обложение населения вызвало ухудшение материального положения определенных социальных групп. Ныне, несмотря на определенное сокращение налоговых поступлений, их доля в новой стоимости сохраняется высокой.

Для сравнения налогового бремени по странам в междуна­родной статистике используются показатели удельного веса в валовом внутреннем продукте (ВВП). В начале 90-х годов доля налоговых доходов в ВВП (включая взносы на социальное стра­хование) колебалась от 29,8% (для США) до 55,3% (для Шве­ции), в странах ЕЭС - 40,8%, в РФ - 43,3%.

Фискальная функция налогов, с помощью которой происхо­дит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обуслав­ливает регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свобо­ду хозяйствующих субъектов. Рынок обуславливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время от­ветственность за результаты производства.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

1) регулирование спроса и предложения;

2) стимулирование сбережений граждан;

3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;

4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуаль­ной предпринимательской инициативы;

5) регулирование экспортно-импортной деятельности;

6) стимулирование научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования — обеспечение не­прерывных инвестиционных процессов, рост финансовых резуль­татов и в конечном счете увеличение общенационального фонда денежных средств.

Налоги как специфическая форма производственных отно­шений оказывают влияние на основные факторы общественного производства: труд и капитал.

Работники наемного труда, получив оплату, расходуют ее пре­имущественно на потребление товаров и услуг, а также на налоги. В связи с этим налоги воздействуют в зависимости от уровня этой оплаты на труд по трем направлениям. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупно­го спроса, а через механизм рынка могут содействовать или тормо­зить производство. Это обусловлено тем, что доходы лиц наемного труда предназначены в основном на потребление в данный момент или в будущем, поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны, которая зависит прежде всего от данной социальной груп­пы. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товара и услуг. Это соотношение является определяющим для предпринимателя в процессе использования или реализации производственных мощностей.

Влияние налогов на владельцев капитала распространяется и на другие социальные группы. Оно многогранно. Налоги ней­тральны к личному потреблению предпринимателя, так как при­быль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его по­требностей как члена общества. В то же время налоги воздейст­вуют на собственника капитала через систему амортизации. Сред­ства производства, участвуя многократно в кругообороте капи­тала, постепенно изнашиваются морально и физически и долж­ны восстанавливаться путем накопления капитала в амортиза­ционном фонде. Амортизационный фонд предназначен для воз­мещения изношенных средств производства. Он определяется за счет амортизационных отчислений, которые включаются в из­держки производства и свободны от налога. Их размер в значи­тельной степени определяется величиной налога. Под налоговым контролем, по существу, находится накопление капитала как ис­точник расширенного производства.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и нахо­дится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового ме­тода мобилизации государством части стоимости НД вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками — агента­ми процесса производства, что обеспечивает органам государст­венной власти реальные возможности влиять на экономику стра­ны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства, регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. ? На различных этапах развития общества действия регули­рующей функции претерпели определенные изменения. До ка­питализма в силу объективных условий эта функция оказывала лишь незначительное влияние на производство. Национальный доход стран был относительно невелик, налоги не являлись ос­новным доходом государства, исполнительная власть была дале­ка от экономики. Действие налогов на производстве носило ог­раниченный характер. В период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии капиталистических производственных отношений.

С утверждением господства капитала, когда производствен­ные отношения покоились преимущественно на рыночной сти­хии, буржуазия провозгласила лозунг — «невмешательство госу­дарства в экономику». В этот период государственная собствен­ность стала уменьшаться, земля — переходить в частное владе­ние. Домены и регалии все меньше обеспечивали доходы госу­дарства. Роль налоговых доходов возрастала.

На ранней стадии развития капитализма налоговое вмеша­тельство в производственный процесс осуществлялось главным образом через таможенную систему. Переход к развитому капи­тализму вызвал рост производительных сил, обобществление ка­питала в условия НТР, создал объективные предпосылки и по­требность в более масштабном государственном регулировании экономических отношений. Это подняло налоговое регулирова­ние на новую ступень.

Функции налогов представляют собой единство противопо­ложностей. Обе находятся во внутреннем единстве. Фискальная функция, возникшая с налогами, обуславливает действие и раз­витие регулирующей. Возросшее фискальное значение налого­вых доходов создает объективные условия для более широкого и 'углубленного воздействия на процесс производства. В то же Время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность определен­ных групп населения и может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и взаимообуслов­ленность функций не исключают некоторой самостоятельности и обособленности каждой. Так, акциз на спирт преследует глав­ным образом фискальные цели — получение дохода для госу­дарства, а амортизационная политика — экономическую цель.

Внутреннее единство функций не исключает противоречий внутри каждой функции и между ними. Это противоречие зало­жено в сущности налогов как специфической формы производст­венных отношений. Каждая из функций отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу как противоположность. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику. В фискальной функции, снабжающей фи­нансовыми средствами государство, заложено противоречие меж­ду необходимостью постоянного расширения доходной базы го­сударства и ограниченными возможностями членов общества в обеспечении такого расширения. Противоречие регулирующей функции в том, что реальная потребность государственного вме­шательства в процесс производства наталкивается на узкую эко­номическую базу, определяемую частнокапиталистической собст­венностью на средства производства. Государство не может через налоги влиять на все фазы движенияВВП, так как они функцио­нируют только на второй фазе — фазе распределения. Частная собственность исключает регулирование всего производства из единого центра, допуская это регулирование в определенных пре­делах, когда оно отвечает интересам общества.

Рассмотрев две функции налогов, следует отметить, что неко­торые российские ученые к этим функциям добавляют еще три — распределительную, стимулирующую и контрольную. Анализ этих дополнительных функций показывает, чтщ они поглощаются фис­кальной и регулирующей функциями.



2015-11-27 1278 Обсуждений (0)
Поощрительная функция налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поощрительная функция налогообложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)