Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тезис 4. Органы местного управления



2015-11-27 635 Обсуждений (0)
Тезис 4. Органы местного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Воеводская система

Приказные избы

Земские избы

 

Дополнительно к избам были учреждены воеводы. Назначались они Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались Боярской думой и царем. Это означало усиление центральной власти на местах в ущерб принципу выборности. В большие города назначалось несколько воевод, но один из них считался главным. Воеводы получали государево жалование и не могли самовольно обирать местное население — в этом состояло их отличие от кормленщиков.

Функции воевод:

1. Финансовый контроль

2. Набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских.

К середине 70-х годов повсеместно утвердился термин приказная изба. Возглавлял приказную избу дьяк.

Таким образом, в местном управлении этого периода сложилось противоречие — назначаемый сверху воевода должен был руководить выборными органами — губными и земскими избами.

В эволюции государственного аппарата России XVII в. можно выделить два этапа, грань между которыми определяется изменением формы правления:

10—50-е гг. XVII в. — время становления и оформления приказного начала в рамках сословно-представительной монархии;

60—90-е гг. XVII в. — время резкого перелома в сторону абсолютистской формы правления. Именно на втором этапе образовалась небывалая по численности категория людей, занятых вопросами управления, и был создан тип учреждений, функционировавших в центре и на местах. Именно на этой основе в последние десятилетия века складывается исполнительный аппарат русского абсолютизма, окончательно оформившийся в XVIII в.

Тезис 5. Судебная система

Судебные приказы — судный приказ — высшая судебная инстанция по гражданским делам

Сыскной приказ

Низовые суды — наместников, воевод, губных старост

 

В XVII в. эволюция судебной системы включает создание системы судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), выполнявших функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы вместе с Челобитным слились в единый Судный приказ.

В начале XVII в. Разбойный приказ, созданный в XVI в., был преобразован в Разбойный сыскной приказ, а к концу XVII в. — приказ Сыскных дел (Сыскной приказ). В его подчинении находились все губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Он ведал делами о разбойниках и «лихих людях».

Судный приказ был высшей судебной инстанцией по гражданским делам. Выступал как суд второй инстанции по решениям, которые вынесли низовые суды наместников, воевод и губных старост. Его деятельность строилась по территориальному принципу.

 

Модуль 3. Государственное управление XVIII - XIX вв.

Модульная единица 3.1 Реформирование государственного строя России в первой половине XVIII вв.

Лекция № 5 Утверждение абсолютизма. Реформы Петра I. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов.

Тезис 1. Россия — абсолютная монархия, с 1721 г. — империя. Во главе государства — император.

Атрибуты государства

Территория начало XVIII в. — 15 млн км2

Население 1719 г. — 15,5 млн чел.

 

Утверждение абсолютизма

 

В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму в России был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерно:

1. Наивысшая степень централизации, развитый

2. Полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат

3. Сильная регулярная армия.

Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.

Старая форма управления: царь с Боярской думой — приказы — местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений.

Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра. В 1721 г. Петр издал указ о престолонаследии: царствующий государь назначает себе преемника по своей воле.

Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Тезис 2. Аппарат центрального управления

Ближняя канцелярия (1699—1719)

Правительствующий Сенат (1711)

Коллегии



2015-11-27 635 Обсуждений (0)
Тезис 4. Органы местного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тезис 4. Органы местного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)