Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Министерство императорского двора



2015-11-27 605 Обсуждений (0)
Министерство императорского двора 0.00 из 5.00 0 оценок




Центральные органы власти Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления.

Носителями высшей власти в Империи в этот период были Александр I и Николай I.

В первой половине своего царствования Александр I проводил безусловно либеральную политику.

Ранние реформы Александра IАлександром I были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, упразднена Тайная канцелярия, возвращены на службу некоторые ранее опальные чиновники, уволены слишком одиозные фигуры, разрешены поездки за рубеж. Была создана внесословная система учебных заведений, созданы новые университеты, практически во всех городах открыты гимназии, во многих уездных городах — уездные и приходские училища, учреждены лицеи для подготовки высших чиновников Российской империи, в том числе знаменитый Царскосельский. Были расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешали покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей. Кроме того, улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили возможность освобождать своих крепостных, причем обязательно с землей.

В выработке и практическом осуществлении этих преобразований Александру I помогали его единомышленники, разделявшие его взгляды — П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.Е. Чарторыйский. Именно под их влиянием были проведены и важнейшие реформы государственного аппарата, которые во многом привели в порядок центральное управление в стране: учреждены министерства и создан Комитет министров.

Государственный строй Российской империи в годы правления Александра I выглядел следующим образом: император, имевший всю полноту власти, опирался на разветвленный чиновничий аппарат; высшим совещательным органом при императоре с 1801 по 1810 гг. был Непременный Совет, в который входили 12 человек, назначаемых царем. В 1810 г. Непременный Совет был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный Совет.

Председателем Государственного Совета был император. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80 — в их состав входили все министры и некоторые другие высшие чиновники, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению.

На Государственный Совет была возложена функция разработки законопроектов, утверждаемых императором. Главная задача Государственного Совета была определена как приведение всей право- вой системы страны к единообразию.

Государственный Совет включал пять департаментов — дел военных, дел гражданских и духовных, законов государственной экономии. В 1831 г. — в период правления Николая I — к ним был добавлен еще один — департамент царства Польского. Деятельность Государственного Совета была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного Совета, которой руководил государственный секретарь. Первым государственным секретарем стал М.М. Сперанский.

СенатВысшим судебным органом Российской империи был Сенат. Сенат был объявлен верховным учреждением империи и в соответствии с этим должен был контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената к середине XIXв. увеличилось до 12.

Министерская реформаВ 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий, созданных в начале XVIII в. Петром I, министерств: военного, морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское — военными морскими силами. В первой половине XIXв. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерств Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними сношениями; на Министерство внутренних дел — новое в структуре центральных учреждений — были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядка; таким образом, оно возглавило всю систему полицейских органов страны. Другой его важной функцией было управление государственной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляла судебное управление, Министерство финансов должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции возлагалась задача содействия торгово-промышленному развитию страны. Министерство просвещения ведало образованием граждан, подготовкой кадров для государственного аппарата, а также контролировало деятельность университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры.

Число министерств и приравненных к ним учреждений на протяжении первой половины XIXв. постоянно возрастало, но не очень значительно. В 1810 г. на базе Министерства внутренних дел было создано Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями. Однако этот опыт оказался не очень удач- ным, и уже в 1819 г. оно было ликвидировано, а его функции пере- даны Министерству внутренних дел.

Более эффективной была организация Государственного казначейства, в ведении которого находились вопросы кассового исполнения государственного бюджета и выпуска казначейских билетов, а также создание ревизии государственных счетов — контрольного финансового органа. Были также образованы

В течение всего этого периода существовал и Синод, сохранявший прежние функции и по-прежнему являвшийся высшим органом управления делами православной церкви.

Реформа 1801—1811 гг. значительно укрепила центральный государственный аппарат. С этого времени местные правительственные и сословные учреждения значительно более тесно, чем раньше, были связаны с центром.

Императорская канцелярияВажнейшим центральным органом государственного управления в России в первой половине XIX в. была Собственная его императорского Величества канцелярия, созданная в конце XVIII в. Структура Канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было шесть отделений.

/ отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение также занималось назначением и увольнением высших чиновников.

Цель // отделения (создано в 1826) — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.

Важнейшим было /// отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которая ведала вопросами политической и государственной безопасности.

К концу царствования Николая I расписание чинов выглядело следующим образом. Вершину бюрократической иерархии составляли чиновники первых пяти классов: члены Государственного Совета, министры, сенаторы, генерал-губернаторы и губернаторы, директора министерских департаментов, управляющие казенными палатами, председатели палат уголовного и гражданского судов, губернские предводители дворянства и пр. К средней прослойке чиновников (6—8-й классы) относились советники, начальники отделений министерских департаментов, городничие и пр., занимающие самостоятельные должности преимущественно исполнительного характера.

Эти первые две группы, имеющие большие денежные оклады, как правило, состояли из потомственных дворян.

С начала XIX в. для занятия чиновничьей должности требовался определенный образовательный ценз (окончание училища). До 1810 г. лишь 13% высших и средних чиновников имели высшее образование, к середине XIX в. их доля увеличилась до 41,4%'.

Неотъемлемыми чертами российского государственного аппарата при Николае I были такие проверенные методы бюрократии, как волокита, желание безмерно затянуть обсуждение любого вопроса, создать побольше комиссий и утопить там проект.

Временные комитетыВсего при Николае I действовало до 10 секретных комитетов, обсуждавших крестьянский вопрос. Их усилиями был составлен проект реформы по управлению государственными крестьянами. Что касается частновладельческих крестьян, то николаевские секретные комитеты так и не смогли решить эту проблему полностью: на кардинальную отмену крепостного права Николай I не решился.



2015-11-27 605 Обсуждений (0)
Министерство императорского двора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Министерство императорского двора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)