Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Британский музей, Лондон



2015-11-27 931 Обсуждений (0)
Британский музей, Лондон 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАГРОБНЫЙ ПИР

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы бога­тых поместий любили собирать за пиршественным столом родствен­ников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи гробниц позво­ляют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настен­ной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Но­вого царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой гори­зонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жерт­венником, гости в креслах и на ци­новках, слуги, служанки, музыкан­ты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — дру­гую. Служанки — молодые, строй­ные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным еги­петским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное

внимание живописца. Неподвиж­ность прямых фигур одних служа­нок помогает оценить непринуж­дённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивает­ся изящными позами. Фигуры за­слоняют друг друга, иногда изобра­жены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира можно увидеть изображение в необычном ракур­се — обнажённая служанка показа­на со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флей­тах, лирах и барабанах. На фраг­менте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпани­руют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необыч­ную группу: вопреки канону две из них изображены в фас. Рядом тан­цуют две юные миниатюрные де­вушки, золотисто-смуглые тела ко­торых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на голо­вах у девушек диадемы. Одна де­вушка слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчи­няясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забывать, что изо­бражения подчинялись традиционным приёмам, религиозной симво­лике. Так, цветы лотоса в руках пи­рующих — не столько изысканное украшение праздника, сколько сим­вол, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общест­ва того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоцен­ностями. На некоторых из них от­крытые, облегающие платья с брете­лями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали про­зрачными, струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные пари­ки до плеч из множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки во­дружают на них маленькие колпач­ки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, би­рюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и всё искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении тя­жёлых париков, серёг, диадем; с контурной обводкой миндалевид­ных глаз, щеками и губами, трону­тыми краской, тонкие лица женщин, как и удлинённые пропорции их лёг­ких, словно неосязаемых тел, наде­лены непревзойдённой в Древнем мире таинственной прелестью.

Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы Небамуна в Фивах. Около 1400 г. до н. э.

Музыканты. Роспись из гробницы Нахта в Фивах.

XIV в. до н. э.

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и по-

золотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны



2015-11-27 931 Обсуждений (0)
Британский музей, Лондон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Британский музей, Лондон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)