Семья: определение и функции
Семья как социальный институт привлекает внимание специалистов различных областей науки. Социология и экономика, демография и медицина, этика, физиология, психология, педагогика – вот далеко не полный перечень наук, объектом которых является та или иная сторона семейной жизни. В рамках социальной психологии семья рассматривается как малая группа, обладающая интегральными психологическими характеристиками (психологический климат, семейные нормы, интересы и т.п.), имеющая свою композицию, структуру, семейные процессы[139]. Педагогика определяет семью как группу с точки зрения относительно устойчивой совокупности людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и целями[140]. Семья представляет собой сложнейшую подсистему общества, выполняющую разнообразные функции[141]: – репродуктивная функция – функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей; – хозяйственно-экономическая функция – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных; – организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция; – функция первичной социализации – первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет; – воспитательная функция – создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей. М.С. Мацковский дифференцирует функции семьи на общественные и индивидуальные (табл. 4). Таблица 4 Классификация функций семьи (М.С. Мацковский[142])
Педагогическая наука акцентирует свое внимание на воспитательной функции семьи. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека». Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности; б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания; в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь[143].
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |