Критерии оценивания лекции
В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев.16 Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога. Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.
Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может: сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию; провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией; выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.; проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д. Сложность и многогранность задач, стоящих перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно. Т.А. Бусыгина17 разработала методику оценки лекции. Методика содержит 50 показателей:18 принцип научности содержания (3 показателя); принцип доступности изложения (6 показателей); принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму – 6), принцип ответственности (общей – 4, за организацию на лекции студенческого интереса – рационального труда – «внимания-понимания» – 10, активизации и задействования различных видов памяти – 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления – 5); принцип приоритета общечеловеческих ценностей перед профессиональными (4). Очевидно, что данное деление условно, но оно удобно для классификации. Заключение
Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая. Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности. Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие. Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время. Опишем подробнее эти функции. Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной. Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке. Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний. Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться. Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения. Список использованной литературы
Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ѕ СПб: Питер,2000. ѕ 304 с. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». – 2004. - №9. - с 54. Галесник Л.С. О методике чтения лекций. - В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. - Свердловск, 1960. Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с. Ильина Т.А. Лекция в вузе. – М.: Знание, 1979. - 89 с. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. – 21с. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. – 2002. - №1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.
Источники сам
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |