Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Секуляризация культуры



2015-11-27 1471 Обсуждений (0)
Секуляризация культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

Контрольная работа по Культурологии

Вариант IV

 

 

Выполнил:

Студент Шоломов И. Н.,

Группы ЗДЭОБ – 11,

Шифр 110732870234,

Проверила:

Собакина А. А.

 

 

Вологда

Содержание:

1. Задание №1 стр. 3

2. Задание №2 стр. 14

3. Задание №3 стр. 16

4. Задание №4 стр. 18

5. Задание №5 стр. 24

6. Задание №6 стр. 35

Задание №1

Проблема взаимодействия локальных культур

I. Введение.

Современная культурология – наука о культуре как целостном феномене. Она рассматривает и изучает культуру с различных сторон, создает различные модели поведения человека в различных ситуациях и исторических эпохах. Одной из актуальных проблем в культурологии является проблема взаимодействия локальных культур.

В рамках данной темы мной будет рассмотрена именно эта проблема.

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы взаимодействия локальных культур, необходимо определить, что такое культура, рассмотреть само понятие локальная культура у разных авторов.

 

II. Основная часть.

1. Понятие "культура".

О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова "культура". Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл. Американские этнографы Альфред Луис Крёбер и Клайд Кей Мэбен Клакхон в книге "Культура. Критический обзор понятий и определений" привели более 150 определений культуры, имеющих хождение в литературе. Спустя почти два десятилетия французский ученый Абрам Моль в работе "Социодинамика культуры" насчитал уже свыше 250 определений культуры.

В повседневной жизни понятие "культура" употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.). Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении "воспитанный и образованный" и пр.). (8)

 

2. Понятие "локальная культура".

Локальные культуры - культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов ("вызов моря" — Минойская культура, "вызов засушливой земли" — Египет) в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура.

Типологические черты локальных культур:

а) вписанность в природные ритмы;

б) идеал личности, символизирующий ненарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай));

в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов ("выпрямление имен" Конфуция); г) знание носит сакральный характер;

д) искусство имперсонально и канонично.

Локальные культуры — закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный индивид (качества личности — функция от качеств социальной группы, к которой он принадлежит). Доминанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа. Так определяет понятие "локальных культур" в своем терминологическом словаре Г. В. Драч. (5)

В таком же понимании рассматриваются локальные культуры (локальные цивилизации) в работе О. Шпенглера "Закат Европы". В основе каждой отдельной культуры, по Шпенглеру, лежит своя собственная идеальная форма, свой первообраз, или чистый тип.

В этой книге он рассматривает историю, как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде неких изолированных друг от друга организмов, коллективных личностей каждая из которых, подобна людям, их составляющим, обладает некой символической "прадушой", "генетическим кодом"; из них развивается, расцветает, стареет и гибнет.

В истории человечества он выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы книга, по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества. История, как известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой русско-сибирской культуры, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, пока не получилось. Показательно, что некоторые консервативно – националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашисткой Германии.

С точки зрения культурной антропологии, где культура выступает как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени, понятие "локальная культура" рассматривается немного в другом значении.

Дело в том, что совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро составляет набор "правил игры", принятых в процессе их коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. (4)

Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые еще принято называть локальными и этническими культурами. (8)

 

3. Роль локальных культур в формировании и развитии культуры в целом. Основные подходы в культурологии.

В современной культурологии выделяется несколько научно-исследовательских направлений. В основу ценностной концепции положено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.

Деятельностный подход рассматривает культуру как внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности. Так, С.А. Арутюнов выделяет две модели межкультурного взаимодействия: взаимодействие локальных культур с общемировой индустриально-городской культурой и взаимодействие локальных культур друг с другом (в частности, между этническими культурами), при этом одна из культур выступает донором, а другая – реципиентом.(2)

С.Г. Ларченко и С.Н. Еремин исследуют один из аспектов межкультурного взаимодействия – межэтнический, содержанием которого служит изучение взаимодействия систем производства человека, а также формирования новых этнических общностей. Культура, в их интерпретации, это конкретно-историческое единство системы социальной деятельности. Оставаясь в рамках деятельностного подхода к сущности культуры, исследователи говорят об односторонней направленности межкультурных взаимодействий: передача накопленных культурных ценностей от высокоразвитой культуры к слаборазвитой. (6)

А.М. Аблажей выделяет типы взаимодействия культур: локальные (этнические) культуры; субкультуры, существующие в рамках единой культуры; представители разных культуры, вступающие в индивидуальное взаимодействие. Культура определяется им как локально ограниченное, в структурном отношении целостное образование, главную роль в котором играют мифология, язык, религия, искусство, обычное право и т.д. Межкультурные же взаимодействия не носят закономерного характера, не имеют четко выраженной направленности. (1)

 

4. Проблема взаимодействия локальных культур.

В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействие культур других народов. Именно тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Каждая локальная культура стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик. Эта тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурной традиции в очередной раз подтверждает общую закономерность, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия.

Несколько лет назад британская исследовательница традиционных этнических культур, оказавшись в отдаленной африканской деревне, в первый же вечер была приглашена в гости к одному из ее обитателей. Она отправилась к нему в предвкушении долгожданного знакомства с традиционными для жителей африканской глубинки формами досуга. Увы, наступило горькое разочарование. Она оказалась свидетельницей коллективного просмотра на видео нового голливудского фильма, который к тому времени еще не успел выйти даже на экраны лондонских кинотеатров. Так она столкнулась лицом к лицу с од ним из типичных проявлений глобализации культуры.

А вот еще один любопытный пример: несколько лет назад туареги, крупнейшее племя кочевников в Сахаре, на десять дней позже начали свою традиционную ежегодную миграцию только потому, что им было важно досмотреть американский телесериал "Даллас". И такие примеры можно множить: ведь и в нижнебаварской деревне точно так же смотрят телесериал о жизни в Далласе, носят джинсы и курят сигареты "Мальборо", как и в Калькутте, Сингапуре или в "бидонвилях" под Рио де Жанейро. Жители многих стран сегодня смотрят по телевидению и на видео фильмы западного производства, рекламу, потребляют "пищу быстрого приготовления", покупают товары, изготовленные за границей, а также получают средства для существования, обслуживая поток иностранных туристов. Глобальная экономика поглощает, интегрирует местную, а традиционная локальная культура испытывает все более мощные инокультурные влияния. (4)

Таким образом, в современном мире процесс глобализации оказывает сильное влияние на взаимодействие локальных культур. Создается так называемая мировая культура, которая включает в себя элементы различных локальных культур. Как это проявляется?

В большинстве дискуссий о мировой культуре основное внимание уделяется ее экспрессивным или нормативным измерениям. Экспрессивная (популярная) культура включает в себя продукцию средств массовой информации, потребительские товары, приобретающие статус символов современности и авангардизма, продукты питания и стили одежды, заимствованные у определенных культур и вошедшие в моду во всем мире, и т. д.

Мировая культура порождает конфликт в мировом сообществе в силу процесса, который как бы направил Запад против самого себя. К началу 1970-х годов, когда в Африке и Азии образовались десятки новых государств, оппозиция продолжавшемуся экономическому и культурному доминированию западных стран (он получил название неоколониализма и культурного империализма) стала проникать в глобальные организации, особенно в подразделения ООН. Бывшие колонии начали все настойчивее призывать к соблюдению существующих в мировой культуре принципов равенства и развития. Дальнейшая напряженность возникла, когда глобальный сектор прав человека (в возрастающей степени включающий в себя людей из незападных стран) все большее внимание стал обращать на новые государства, осуждая их за то, что они поддерживают одни глобальные универсалии и игнорируют или грубо нарушают другие, особенно те из них, которые относятся к участию граждан в политической деятельности.

Более тщательный анализ мировой культуры (то есть отдельных локальных культур, которые составляют общую мировую культуру) указывает на наличие множества моделей основных ее конструктов. Например, из западной традиции произошли модели либерального, социалистического и корпоративного государства, а также государства благосостояния; из азиатских источников берут свое начало руководимые государством модели развития. Другими примерами могут служить множество моделей индивидуальных стилей, предпринимательства и национальных форм государственного устройства. Сложность мировой культуры за последние десятилетия быстро повысилась, возможно, наиболее резко после падения коммунистической системы и окончания холодной войны, когда во все большем количестве стали появляться альтернативные культурные конструкции. Менее богатые и более периферийные общества имеют меньше возможностей внести свой вклад в мировую культуру, но многие представители более богатых обществ, выступающих на глобальной арене, оказали им мощную поддержку, в результате чего мировая культура становится еще более сложной и беспорядочной, но также более значимой для структуризации и перемен на национальном и локальном уровне. (7)

Необходимо отметить, что культурная глобализация имеет две стороны: с одной, идет экспансия западной (в основном американской) культуры в другие регионы мира, а с другой – "имеет место феномен "обратной глобализации", в рамках которого люди перемещаются из отсталых регионов мира – стран Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии – в глобализированные города, такие как Лондон и Париж, Франкфурт и Рим, Мадрид и Амстердам". (3) При этом иммигранты несут с собой в новые места обитания свою культуру: язык, религию, обычаи, национальную кухню и т. п., создавая таким образом уникальную транскультурную среду для обозначения которой Р. Робертсон

предложил термин "глокализация", соединяющий в себе смысл двух слов: "глобализация" и "локализация". (7)

Начиная с раннего периода европейской экспансии многие из символов, организующих институтов и основополагающих постулатов, составляющих мировую культуру, имели религиозное происхождение. Завоевания, обращение народов в христианство и миграция помогли европейцам сделать значительную часть мира "безопасным для христианства", придав появляющейся мировой культуре отчетливо христианский характер, хотя большая часть мира христианской не стала. Христианизация европейского мира – яркий пример экспансии одной локальной культуры других.

На текущем этапе культурной глобализации роль религиозных институтов, возможно, уменьшилась, однако различные религиозные факторы на глобальной сцене ощутимо и по-новому влияют на мировую культуру, предлагая альтернативные мировоззрения. Религиозная глобализация была важна для создания мировой культуры, способствуя ее неоднородности и порождая новые формы конфликта.

То, что религия пропагандирует неоднородность мировой культуры, частично отражается в усилении роли Третьего мира в глобальных религиозных организациях.

Религия способствует также плюрализации мировой культуры и возникновению конфликтов. В религиозных традициях существуют различные представления о хорошем обществе, что приводит к разным интерпретациям кажущихся общими глобальных ценностей.

Отдельные элементы мировой культуры также вызывают осуждение у религиозных кругов. В последние десятилетия, например, в мировой культуре утвердился принцип, согласно которому женщины являются полноценными гражданами и им должны быть предоставлены равные права и возможности. Однако во многих традициях равенство для женщин проблематично. Например, движение Талибан в Афганистане категорически против равенства женщин. Эти религиозно настроенные факторы смогли организовать серьезный ответный удар по глобализации, хотя они принимают многие базовые элементы мировой культуры.

В целом, религия является ключевым аспектом глобализации культуры; традиции распространяются, транснациональные сети расширяются, национальные локальные культуры все более смешиваются, и появляется новое восприятие мира. Она играет важную роль в интенсивном споре по поводу глобальных ценностей и миропорядка. Культурная неоднородность и конфликты принимают многие формы, и лишь иногда религиозные. (7)

 

III. Вывод.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод.

Локальные культуры - культуры, связанные с определенным местом их появления и распространения. Понятие культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, поскольку в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые еще принято называть локальными и этническими культурами.

В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействие культур других народов.

На взаимодействие локальных культур большое влияние оказывает процесс глобализации. В ходе этого процесса идет экспансия американской культуры других культур и миграция населения стран так называемого Третьего мира в более развитые страны, в ходе которой они несут с собой элементы своей культуры.

Каждая локальная культура в процессе глобализации стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик, поэтому создается особая "мировая культура", которая является не чем иным как синтезом элементов локальных культур, при этом существенную роль здесь играет религия.

 

Список литературы:

1. Аблажей А.М. Методологический анализ проблемы взаимодействия культур: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1994.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.

3. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2005.

4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2005г.

5. Культурология. Краткий тематический словарь. Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. - Новосибирск, 1991.

7. Понарина Н. Н.Глобализация: мировая культура и локальные культуры. (http://dom-hors.ru/issue/fik/2011-3-4/ponarina.pdf )

8. Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). (электронный сайт журнала "Скепсис" http://scepsis.ru/library/id_1072.html)

Задание №2

 

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий; человечный) — в широком смысле, исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманизм в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения, провозглашавшее уважение к достоинству и разуму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных человеческих чувств и способностей.

Различают гуманизм «романтический» (свойственный светскому вольномыслию эпохи Возрождения), «профанный» (арелигиозный, с привычной верой в высокое достоинство и назначение человека), «экзистенциалистский» (в соответствии с которым, по Ж.-П. Сартру, нет в мире другого законодателя, кроме самого человека), «абстрактный» (чисто антропологический подход), «марксистский» (идентичный коммунизму).

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный) — РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio — разум) — 1) в широком смысле слова — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины XIX века со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Суть рационализма выражает гегелевский тезис — "Все действительное разумно, все разумное действительно".

 

 

Источники:

1. http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/607-racionalizm.html

2. http://www.artap.ru/cult/rationalis.htm

3. http://www.artap.ru/cult/gumanus.htm

4. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.

Задание №3

Архетип

Слово "архетип" происходит от двух греческих слов: агсhе - начало и tyроs - форма, образец. В позднеантичной философии оно использовалось для обозначения праобраза, идеи.

В словаре "Современная западная философия" под редакцией В. С. Малахова и В.П. Филатова дается следующее понятие архетипа: "Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, первоначальный образ, идея".

В философии Платона под архетипом понимался образец, "эйдос" или душа, у схоластов — природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного — исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В "аналитической психологии" Юнга понятие "архетип" соотносится с бессознательными структурами в сознании человека. Наряду с инстинктами, архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах "коллективного бессознательного", и составляют основу общечеловеческой символики.

Понятие архетипа в том смысле, в каком оно сегодня популярно в гуманитарных исследованиях, в качестве праобраза, было введено Карлом Густавом Юнгом в 1919 г. в статье "Инстинкт и бессознательное".

Главными архетипами по Юнгу являются: самость, тень, анима, анимус, персона.

Секуляризация культуры

Секуляризация культуры - ( с лат. - светский, мирской):

1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной II, а после 1917 г.– Советской властью;

2) с конца XIX века – процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозно-церковного влияния. Характерные признаки: изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью, отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

Сегодня неоспоримо, что секуляризация является характерной чертой современного общества, где очевидно расхождение между религиозной принадлежностью и другими социальными ролями (примером может служить уравнивание в правах всех граждан в светском государстве вне зависимости от их религиозной принадлежности).

Однако существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации.

Список литературы:

1. http://www.philosophydic.ru/sekulyarizaciya

2. Культурология: История и теория культуры. - Учебное пособие. - М., 1996.

3. Пелипенко А. Архетип и симметрия в изображениях картинного типа: Автореферат канд. дис. М., 1997.

4. Современная западная философия : энцикл. словарь / под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова, при участии Т. А. Дмитриева. - М. : Культурная революция, 2009.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1991.

 

 

Задание №4

Стиль барокко

Время и место возникновения

Хронологически, барокко появилось в XVII веке в Италии, то есть стране, в которой наиболее сильно проявился ренессанс.

Ренессанс – это эпоха в истории культуры Европы. Хронологические рамки ее расцвета это XIV – XVI века. Отличительная черта ренессанса, или Возрождения – светская направленность ее культуры и ее интерес к человеку и его деятельности, то есть то, что называют термином антропоцентризм. В Историки культуры отмечают, что именно в этот период появляются первые зачатки новых идей маньеризма и барокко.

Таким образом, барокко появилась на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета – в Италии.

Причины возникновения

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом".

Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе.

По всей Европе ведущими социальными слоями становятся буржуазия, крестьянство и аристократия. Однако при всей неравномерности развития европейских стран в их культуре все большее влияние уделяется новым принципиальным моментам, которые и стали основой барокко.

Характерные признаки барокко:

1. Контрастность;

2. Напряжённость;

3. Динамичность образов;

4. Стремление к величию и пышности;

5. Стремление к совмещению реальности и иллюзии;

6. К слиянию и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Области проявления стиля (архитектура, живопись, скульптура, литература, театр, музыка и т.п.)

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Святого Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, "плоскостью" и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов.

Барокко в литературе. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность.

Примеры произведений искусства и их авторов:

Живопись:

1. Микеланджело де Караваджо. "Призвание апостола Матфея", "Вакх с чашей в руках",

2. Питер Пауль Рубенс "Похищение дочерей Левкиппа", "Портрет Изабеллы Брандт", "Шубка",

3. Рембрандт ван Рейн "Даная", "Еврейская невеста"

Архитектура:

1. Лоренцо Бернини - собор Святого петра в Риме.

2. Карло Мадерна - Церковь Святой Сусанны,

3. Брунеллески - Купол собора св. Марии дель Фьоре,

4. Альберти - Церковь Санта-Мария-Новелла,

5. Пермозер - Цвингер Пеппельманн,

6. Франческо Бартоломео Растрелли - Зимний дворец, архитектура Петергофа.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

Скульптура:

1. Лоренцо Бернини. "Давид",

2. Донателло "Давид",

3. Микеланджело "Пьета",

4. Микеланджело "Давид".

Стиль рококо

Время и место возникновения

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Рококо стало блестящим завершением стиля барокко.

Причины возникновения

Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры.

Феодальная культура перестает быть господствующей. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII - XVIII веков – барокко, классицизм и рококо - обрели в эпоху Просвещения новые качества.

Характерные признаки:

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Области проявления стиля (архитектура, живопись, скульптура, литература, театр, музыка и т.п.)

Архитектурный (точнее декоративный) стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; ломаные линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

Идейная основа стиля в живописи - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пастушеские мотивы.

Для рококо в музыке характерны обилие мелких звуковых украшений и завитков, преобладание маленьких и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, что и в живописи, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.

В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра

Примеры произведений искусства и их авторов:

Архитектура:

1. Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

2. Антонио Ринальди, павильон "Катальная горка", " Китайский дворец",

3. М. Д. Пёппельман, Цвингер.

Живопись:

1. Жан Антуан Ватто, " Паломничество на остров Цитеру", "Вид Тиволи", " Вид садов Фарнезе",

2. Уильям Хогарт, " Опера нищих", " Карьера мота", " Девушка с креветками".

3. Томас Гейнсборо, " Телега с урожаем",

4. Никола Ланкре, "Танцующая Камарго",

5. Франсуа Буше, "Вулкан вручает Венере доспехи Энея".

Музыка:

В "чистом виде" музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве "великих французских клавесинистов" Франсуа Куперена ("Маленькие ветряные мельницы") и Жана Филиппа Рамо ("Галантная Индия").

Литература:

1. Маркиз де Пезаи "Купанье Зелиды",

2. Аббата де Фавра "Четыре часа туалета дамы",

А также застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.) Паоло Антонио Ролли и ПьетроМетастазио - в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц - в Германии.

Литература:

1. Культурология. Под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 2005.

2. Русская культура: История и современность. Т.С.Георгиева, 1999.

3. Студенческий словарь по культурологи. Л.С.Чернов, А.В.Турбина, 2002.

4. История России IXXX вв. Под редакцией Г.А. Аммона, Н.П.Ионичева, 2006.

5. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития). Курилов А.С. - Филологические науки. 2001, № 6 Знаменитые живописцы. / Сост. Ладожин И.Ю. - Минск: Искусство, 2002.

Задание №5

Индуизм

Время и место возникновения:

Индуизм - основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на полуострове Индостан. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

Возникновение индуизма связано с завоеванием полуострова Индостан арийскими племенами между XII и V веками до н. э. Самые древние религиозные книги индуизма, Веды ("мудрость" или "знание"), написаны на санскрите. В сущности, она представляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был очень важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, действуя согласно требованиям этого культа, они способствуют постепенному перерождению Вселенной.

Причины возникновения:

1. Влияние буддизма и брахманизма.

В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм.

2. Ориентация на конкретные условия кастовой Индии с ее многочисленными и разноречивыми сторонами культурных традиций, сложившихся на рубеже нашей эры.

3. Синтез древних верований и культов аборигенных племен.

Индуизм в силу своей терпимости, многослойности и комплексности легко впитывал в себя практически все, что было в пределах его возможностей и в сфере его влияния.

Основатель религии:

У индуизма нет основателя и нет пророка. Нет у него ни духовной иерархии, ни установленных символов веры. Значение придается, скорее, образу жизни, а не образу мышления. Бывший президент Индии Радхакришнан однажды заметил: "Индуизм является больше культурой, нежели вероучением".

Не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм. Но считается, что "они индусы потому, что были рождены индусами". Происхождение самого названия предполагает, что общим элементом индуизма является индийское происхождение его приверженцев.

Особенности символа веры:

В индуизме нет общепринятого символа веры, но общей для всех индуистов является святость Вед, признание кармических законов и вера в перевоплощение душ. Целью спасения является достижение избавления от цепи перерождений – мокша.

Приведённый ниже символ веры не является общепринятым, но выражает принципы индуизма.

1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно является и Создателем, и непроявленной Реальностью.

3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения, сохранения и растворения.

4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.

5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих перерождений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то, что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность создают союз с этими дэвами и Богом.

7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необ<



2015-11-27 1471 Обсуждений (0)
Секуляризация культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Секуляризация культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)