Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновации и инновационный процесс



2015-11-27 971 Обсуждений (0)
Инновации и инновационный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«Инновационный менеджмент»

 

для студентов направления «Менеджмент»

 

Профиль подготовки

"Управление человеческими ресурсами"

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

 

Москва 2013

 

Инновационный менеджмент: конспект лекций. – Москва: МГЭИ, 2013. – 272 с.

 

© Московского гуманитарно-экономического института, 2013

 

Содержание

  Введение………………………………………………….
1. Инновации и инновационный процесс
1.1 Социально-экономическое значение инноваций.
1.2. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей…………………………………………………..
1.3. Сущность понятия «инновация»
1.4. Классификация инноваций
1.5. Инновационный процесс как объект управления
1.5.1. Стадии и этапы инновационного цикла
1.5.2. Особенности инновационных работ
1.5.3. Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы
2. Инновационная стратегия
2.1. Концептуальная модель управления инновациями: ориентация на рынок
2.2. Виды стратегии инноваций
3. Организационные формы инновационной деятельности
3.1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности
3.1.1. Сущность организации инновационной деятельности
3.1.2. Классификация научно-технических (инновационных) организаций
3.2. Формирование новых, прогрессивных организационных структур
3.3. Малые инновационные предприятия
3.3.1. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий
3.3.2. Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы
3.4. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки
3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий
4. Управление персоналом в научно-технических организациях
4.1. Персонал научно-технических (инновационных) организаций и особенности управления
4.2. Формирование коллективов и стиль руководства
4.3. Мотивация и стимулирование труда работников в сфере инновационной деятельности
5. Разработкаи управление проектами и программами нововведений
5.1 Сущность инновационного проекта  
5.2 Жизненный цикл и фазы проекта
5.3 Процесс управления проектом и организационная структура
5.4 Функции управления проектами и критерии оценки
5.5 Автоматизация управления проектами
6. Методы и приемы анализа в инновационном менеджменте
6.1 Понятие инжиниринга и реинжиниринга
6.2. Объекты реинжиринга
6.3. Условия успешного реинжиниринга
6.4 Методы бенчмаркинга
7. Государственная инновационная политика
7.1. Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере
7.3. Органы государственного регулирования инновационного процесса
7.4. Правовые основы развития инновационной деятельности
8. Планирование нововведений (инноваций)
8.1. Сущность и принципы планирования инноваций
8.2. Тематические планы инновационных работ
8.3. Формирование портфеля инновационных проектов
9. Управление объектами интеллектуальной собственности
9.1. Формирование объектов промышленной собственности
9.2. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности и особенности их использования
9.2.1. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности
9.2.1. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности
9.3. Вовлечение объектов интеллектуальной (промышленной) собственности в хозяйственный оборот
10. Мировой опыт управления инновационной деятельностью
10.1. Управление инновационной деятельностью в промышленно развитых странах
10.1.1. Национальные инновационные системы и тенденции в управлении инновационным развитием
10.1.2. Методы воздействия государства на инновационную деятельность
10.1.3. Структура управления и организационные формы инновационной деятельности
10.2. Финансирование инновационной деятельности за рубежом
Оценка эффективности инновационных проектов
11.1. Риски в инновационной деятельности
11.2. Методы оценки эффективности инноваций
  Итоговый тест по дисциплине «Инновационный менеджмент»
  Глоссарий
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

 

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и технике является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

Важной составной частью государственной социально- экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационный программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние пять лет к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень.

Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации, в первую очередь, сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию инновационной деятельности.

К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

- использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

- формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, федерального закона от инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и др.;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования;

- внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

- обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

- участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;

- выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России.

Новый этап развития экономики требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

 

 

Инновации и инновационный процесс

1.1 Социально-экономичес­кое значение иннова­ций.

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.

Отличительной чертой информационного общества является стремительное возрастание значения информации для экономического и социального прогресса. Причем речь идет не об информации вообще, а прежде всего о знании, т. е. информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, социальных отношениях и т. д. В этой связи можно говорить об интеллектуализации экономи­ки, экономике, основанной на знаниях, когда информация и услуги при­обретают сравнительно более высокую рыночную стоимость, чем та, которую имеют товары, обладающие натурально-вещественной формой. Общественный продукт уже характеризуется не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, информационные, инжиниринговые и консультационные услуги, маркетинг, рекламу, совершенствование управления и т. п.

Само понятие экономики, основанной на знаниях, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

введение нового продукта;

введение нового метода производства;

создание нового рынка;

освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;

реорганизация структуры управления.

Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции.

Выступая источником технологического развития, инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационного цикла, охватывающего процесс создания, распространения и применения научно-технических знаний. На отдельных стадиях этого цикла научно-технические знания претерпевают последовательную трансформацию от абстрактных идей до практических результатов, причем между ними (стадиями) возникают разнообразные прямые и обратные связи. Центральное место при этом принадлежит научным исследованиям и разработкам, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности):

фундаментальные исследования;

прикладные исследования;

разработки.

Под фундаментальными понимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - информация об открытых законах, новых теориях, гипотезах, методах, зафиксированная в научных публикациях, сообщениях, отчетах и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих материалов, продуктов или устройств, процессов, услуг, систем или методов.

К ним относятся: разработка конструкции технических объектов систем (конструкторские работы); разработка схем и проектов, новых объектов, в том числе нетехнических, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую полезный результат (технологические работы). В состав разработок включаются также создание и испытание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.

Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности, является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или, наоборот, не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от его цели, содержания (с точки зрения новизны), использования научных методов, получения новых знаний. Например, если статистические, социологические, медицинские обследования специально организованы в рамках исследовательских проектов, то они относятся к составу научных исследований, а в других случаях - к соответствующим видам деятельности.

Непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих в своей совокупности к инновациям. Научные исследования и разработки не только являются источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии.

Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:

приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению связанных с внедрением инноваций;

приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консалтинговых и т.п.);

приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;

производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;

технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т. п.), осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества и связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;

маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуг к различным рынкам и рекламную кампанию.

Статистика изучает закономерности формирования и изменения количественных параметров явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой.

Главная задача статистики науки и инноваций - удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.

Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления, методов сбора, обработки, анализа и представления статистической информации.

Разработка и реализация научно-технической и инновационной политики предполагает глубокое понимание процессов, происходящих в сфере науки и инноваций, во всей их полноте и сложности, что в свою очередь невозможно без методологически обоснованной и достоверной статистической информации.

Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа. При этом следует исходить из оценки места и роли научных исследований и инноваций в процессе расширенного воспроизводства как элементов единого научно-инновационного цикла. Только комплексное, а не изолированное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему.

В составе системы показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей

Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом.

1. Показатели науки.

1.1. Показатели ресурсов науки.

1.1.1. Показатели кадров науки.

1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого исследованиями и разработками.

1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.

1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.

1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.3. Показатели использования основных фондов исследований и разработок.

1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.

1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.

1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.

1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на исследования и разработки.

1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.

1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.

1.2.1. Показатели публикационной активности.

1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, производственные, информационные и биотехнологии и т. п.).

1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).

2. Показатели инноваций.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

2.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.

2.3. Показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.

2.4. Показатели затрат на инновации.

2.4.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.

2.4.2. Показатели динамики затрат на инновации.

2.5. Показатели технологического обмена.

2.5.1. Показатели приобретения технологий.

2.5.2. Показатели передачи технологий.

2.6. Показатели результатов инновационной деятельности.

2.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.

2.6.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятия.

2.6.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.

2.6.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.

2.7. Показатели инновационной активности предприятий.

3. Показатели, характеризующие влияние науки и инноваций на экономику и общество.

3.1. Показатели технологической структуры экономики.

3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).

3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.

3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.

3.5. Индикаторы влияния науки на развитие общества.

3.5.1. Индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций.

3.5.2. Индикаторы социального статуса науки.

3.5.3. Индикаторы научной грамотности населения.

Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики научного и инновационного потенциала в их органическом единстве.

Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.

Отрасли науки - дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.

Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки (первый уровень) - отрасли науки (второй уровень) - научные специальности (третий уровень).

Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствие с ними в составе общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям.

В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса.

Такой подход к группировке научных организаций был рекомендован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с целью идентификации тех областей экономики, в которых ведется научная деятельность, и основан на группировке общественных потребностей, удовлетворяемых ею.

Секторы науки



Секторы Содержание
Государственный Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций
Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации
Высшего образования Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или асс
2015-11-27 971 Обсуждений (0)
Инновации и инновационный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновации и инновационный процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)