Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Товарооборот: сущность, понятие и структура, показатели и закономерности развития



2015-11-27 2807 Обсуждений (0)
Товарооборот: сущность, понятие и структура, показатели и закономерности развития 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия. Различают розничный и оптовый товарооборот.

Розничный товарооборот – это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товаров завершается, и они поступают в сферу потребления. Товарооборот предприятий массового питания относится к розничному товарообороту.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

 

♦ ЮЛ, осуществляющими розничную торговлю и массовое питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия массового питания, торговые павильоны и т.д.)

♦ ЮЛ, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях)

♦ ФЛ, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

 

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражает экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

 

♦ Продажа по безналичному расчету продовольственных товаров ЮЛ социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и т.д.).

♦ Продажа товара ЮЛ, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

 

В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденный постановлением Госкомстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ от 17 ноября 1997. №76 (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. №56, от 8 декабря 1998 г. №122 и от 23 февраля 1999г. №14) в состав товарооборота розничной торговли включается:

 

1. Стоимость проданных населению потребительских товаров:

 

♦ за наличный расчет;

♦ по кредитным карточкам;

♦ по расчетным чекам банков;

♦ по перечислениям со счетов вкладчиков (учитывается как продажа за наличный расчет).

 

2. Стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи).

3. Стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) – в объеме полной стоимости товара.

4. Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) – в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров.

5. Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем).

6. Полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.).

7. Стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки).

8. Стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара.

9. Стоимость проданной порожней тары.

 

Не включается в оборот розничной торговли:

 

♦ Стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы.

♦ Стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

 

Оборот розничной торговли учитываются в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, НДС, акциз и налог с продаж.

 

В рыночных условиях хозяйствования экономическое содержание показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых вычисляется:

 

♦ Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность ТП, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

♦ Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

♦ Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателейможно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

 

Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

 

К показателям, характеризующим товарооборот торговых предприятий относятся:

 

♦ Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах.

♦ Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах.

♦ Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., %).

♦ Однодневный объем товарооборот (руб.).

♦ Объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы.

♦ Объем товарооборота на 1 кв.м. общей площади, в том числе торговой.

♦ Время обращения товаров (дни оборота).

♦ Скорость товарооборота, число оборотов.

 

Основными задачами анализа розничного товарооборота торговых предприятий являются:

 

♦ Оценка объема и структуры товарооборота как фактора (основного условия) обеспечения прибыльной работы торговых предприятий.

♦ Проверка выполнения плана розничного товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.

♦ Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.

♦ Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.

♦ Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры розничного товарооборота.

♦ Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

 

Анализ розничного товарооборота осуществляется на базе исходной информации, полученной из данных:

 

♦ Бухгалтерского учета.

♦ Статистической отчетности.

♦ Оперативного учета.

 

Анализируется розничный товарооборот в целом и по отдельным его элементам в их взаимосвязи и взаимозависимости: общий объем товарооборота, структура товарооборота, поступление товаров, состояние товарных запасов. Между этими показателями существует балансовая взаимосвязь, которая может быть использована при расчете любого из них и выражается следующей формулой:

 

,

 

Отсюда:

 

,

 

где: Т – РТ,

П – поступление товаров;

Зн – товарные запасы на начало периода;

Зк – товарные запасы на конец периода;

Уе – естественная убыль;

Вп – прочее выбытие товаров.

 

Начинается анализ розничного товарооборота с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана. Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста. А также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода. Сопоставимость данных для анализа обеспечивается следующей формулой:

 

,

 

где Тсц – объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тфц – объем товарооборота в фактических ценах;

Jц – индекс изменения цены.

 

Кроме обеспечения сопоставимости исходных данных, анализ розничного товарооборота предполагает расчет ожидаемых результатов за оставшееся до конца периода (месяца, декады, дня) время, так как анализ основных показателей деятельности торгового предприятия проводится до окончания отчетного периода, чтобы учесть все выявленные отклонения при составлении плана.

Ожидаемым выполнение плана розничного товарооборота называют реально выполнимую до конца периода величину товарооборота. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью анализа и планирования. Чем точнее, экономически обоснование будет определено ожидаемое выполнение, тем вернее будет составлен план на следующий год. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. Методика определения ожидаемого выполнения плана по различным товарам неодинакова. По тем товарам, по которым не предполагается значительное перевыполнение (недовыполнение) плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за девять месяцев текущего года и плана 4 квартала этого же года.

 

Степень выполнения плана товарооборота (в%) определяется как процентное отношение фактического товарооборота к плановому:

 

,

 

где Ст – степень выполнения плана товарооборота;

Тф – фактический объем товарооборота;

Тп – плановый (базисный) объем товарооборота.

 

После этих расчетов и заполнения таблицы изучается динамика изменения товарооборота путем расчета среднегодовых темпов изменения по формуле средней геометрической:

 

,

 

где: Т – среднегеометрический темп роста;

Ук – конечный показатель динамического ряда;

Уо – начальный показатель динамического ряда;

N – число показателей в динамическом ряду.

 

Важным условием обеспечения управляемости процессом развития розничного товарооборота служат показатели ритмичности и равномерности реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности и равномерности обуславливаются не только непрерывностью производства и потребления, но и необходимостью поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный счет т оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентоспособность.

Коэффициент ритмичности устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Коэффициент равномерности определяется через расчет среднего квадратического отклонения δ и коэффициента вариации ν или неравномерности.

 

,

 

где х – процент выполнения плана (темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

х – процент выполнения плана (или темп изменения) по анализируемому показателю за год;

n – число месяцев или кварталов изучаемого периода.

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебания в развитии изучаемого периода (года, квартала, месяца).

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя:

 

,

 

 

где КР – коэффициент равномерности выполнения плана розничного товарооборота.

 

Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в Т стационарных предприятий и мелкой розницы.

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, через прилавки, по почте и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения.

Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией анализа товарооборота торговых предприятий и его важнейшим этапом. Цель анализа товарной структуры оборота заключается в установлении степени удовлетворения спроса населения на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в структуре товарооборота по сравнению с предыдущим периодом. В процессе такого анализа ожидаемые показатели за отчетный год сравниваются с соответствующими показателями прошлого периода.

Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным товарным группам, а также удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие сдвиги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес в общем товарообороте.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения внутригруппового ассортимента реализованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет особенности и обнаруживает значительные колебания в реализации, обусловленные характером спроса и предложения этих товаров.

Анализ товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмотрением показателей по продаже товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные товары в отдельные периоды года – кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товарооборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота.

 

,

 

Влияние на реализации товаров слагаемых товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическим и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы, связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда, а также с использованием основных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза продажи товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Основным субъектом рынка промежуточных продавцов является оптовая торговля. Оптовая торговля включает любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Таким образом, основное назначение оптовой торговли состоит в организации рационального бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

Главным количественным показателем, позволяющим оценить объем работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот.

 

Оптовый товарооборот классифицируется по следующим основным признакам:

 

По назначению:

 

♦ Продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;

♦ Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики, другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);

♦ Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому).

 

По формам организации товарного движения:

 

♦ Складская (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);

♦ Транзитная с участием в расчетах - продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчет с грузоотправителем осуществляет база, так как выписывается счет-фактура на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счет на имя покупателя с включением в сумму счета оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон, для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.

 

Оптовая торговля с участием в расчетах – сумма транзитного и складского с участием в расчетах оборотом. Все показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчетах.

Цель анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

 

Задачи анализа:

 

1. Дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям.

2. Изучить их в динамике.

3. Выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот.

4. Установить причины недостатков коммерческой деятельности и различные меры по их устранению.

 

Этапы анализа:

 

1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:

 

♦ Оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры оптового товарооборота по отдельным покупателям.

♦ Оценивается выполнение плана оптового товарооборота по составу; виды оптовой реализации – складская и транзитная с участием в расчетах.

♦ Проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации.

♦ Оптовый товарооборот может изучаться и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам). Рыночные фонды – отпуск товаров торговыми предприятиями для продажи населению. Внерыночные фонды – отпуск товаров предприятиям для производственных нужд.

 

2 Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам и декадам.

3 Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования – симплексный, распределительный, метод потенциалов), то есть транспортная задача.

4 Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.

 

На оптовый товарооборот оказывают влияние следующие факторы:

 

♦ обеспеченность и использование товарных ресурсов.

♦ Обеспеченность трудовыми ресурсами и повышение эффективности труда.

♦ Состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли.

 

5. Оперативный анализ поставки товаров и оптовой торговли.

 

План оптового товарооборота включает:

 

♦ План оптового товарооборота по общему объему, структуре, видам.

♦ Норму товарооборачиваемости товарных запасов.

♦ План товарного обеспечения.

 

Основные предпосылки прогноза товарооборота:

 

♦ Прогноз развития розничного товарооборота в целом по региону.

♦ Накопленная информация о потенциальных партнерах-производителях, номенклатуре производимых товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки, биржевых котировках.

♦ Сведения о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе, покупателях.

♦ Заказы-заявки от розничной торговли, предприятий и т.д.

♦ Прогнозные расчеты товарных ресурсов в разрезе источников, которые могут быть включены в товарооборот.

♦ Заказы на поставку для государственных нужд.

♦ Перспективы развития производства товаров в регионе.

♦ Ориентиры на обеспечение необходимой прибыльности.

♦ Анализ динамики объема и структуры оптовой торговли, состояния товарных запасов и товарного обеспечения.

 

Исходная база анализа. При анализе показателей товарооборта используется балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):

 

,

 

где Зн и Зк – запасы на начало и конец планового периода;

Пр – закупка товаров внутри региона,

Пи – поставки товаров по импорту;

Пд – закупка товаров по дополнительным источникам;

ПДР – закупка товаров у стран ближнего зарубежья;

Ор – оптовый товарооборот по реализации;

Во – внутрисистемный товарооборот;

Мп – межгосударственные поставки;

Др – собственные нужды и потери.

 

Расчет начинается с определения потребности в товарах в разрезе источников их поступления, затем рассчитывается объем оптового товарооборота по реализации:

 

,

 

где Рр – объем реализации товаров торговыми предприятиями;

Рв – объем реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд);

Рвн – объем реализации товаров на экспорт и внутрирегиональные нужды.

 

После определения значения оптового товарооборота необходимо определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации товарных запасов.

Объем потребности в товарах складывается из следующих величин:

 

,

 

где П – потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;

С – прогнозируемый объем спроса на данный товар;

Зн – мобильный товарный запас на начало планируемого периода на предприятиях оптовой торговли и предприятиях, обслуживаемых им;

Нз – норматив товарного запаса, необходимых для бесперебойной торговли и нормализации запасов в опте и у потребителей.

 

Прогнозируемый объем спроса на данный товар определяется по формуле:

 

,

 

где Р – прогнозируемый объем продаж;

Кс – коэффициент изменения спроса.

 

Запас на начало прогнозируемого периода определяется по формуле:

 

,

 

После расчета значений объема и структуры товарооборота по реализации приступают к определению величины складского и транзитного оборота с участием в расчетах.

 

Размер и структура складского товарооборота зависит от:

 

♦ Обеспеченности оптовой базы складскими площадями.

♦ Планов ввода их в действие и выбытия.

♦ Сезонности производства и потребления отдельных видов товаров.

♦ Сложности ассортимента товаров и необходимости их подсортировки.

♦ Размещения и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий.

♦ Нормы транзитной отгрузки.

♦ Удельного веса складского товарооборота.

 

Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному ассортименту – транзитный.

По межгосударственному и внутрисистемному обороту чаще всего предусматриваются транзитные отгрузки.

Планирование оптового товарооборота не является законченным без расчета нормы товарного запаса.

Завершающим этапом планирования оптового товарооборота является расчет его товарного обеспечения и определение источников поставок товаров на базу.

 



2015-11-27 2807 Обсуждений (0)
Товарооборот: сущность, понятие и структура, показатели и закономерности развития 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Товарооборот: сущность, понятие и структура, показатели и закономерности развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)