Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятий



2015-11-27 3328 Обсуждений (0)
Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятий 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы. Постоянное наличие товарного запаса в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнения плана товарооборота, нормальной работы торговых предприятий.

Товарные запасы должны находиться в соответствии с объемом продажи товаров. Их размер должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли и широкого выбора товаров покупателями. Товарные запасы являются важным разделом плана розничного товарооборота, необходимым условием обеспечения непрерывности процесса продажи.

При планировании товарных запасов исходят из научно-обоснованных норм запасов и оборачиваемости товаров, при этом не следует допускать как завышения, так и недостатка товарных запасов. Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к дополнительным издержкам по хранению и т.д. Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в торговле, невыполнение плана товарооборота, ухудшают торговое обслуживание, снижают степень удовлетворения потребностей населения.

Товарные запасы различают по следующим признакам: по назначению, месту нахождения, срокам, размерам.

 

По назначению товарные запасы разделяют:

 

♦ Товарные запасы текущего хранения предназначены для обеспечения бесперебойной продажи товаров населению в период между поступлениями двух очередных партий товаров, находящихся в розничной торговой сети, на складах и в пути. Для определения текущих товарных запасов необходимо из их общей суммы исключить товарные запасы сезонного хранения, долгосрочного завоза и прибавить товары в пути и товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо.

♦ Товарные запасы сезонного накопления. Для товарных запасов сезонного накопления характерен разрыв между производством товаров и их потреблением. Производство таких товаров ограничено определенными сроками, а потребляются они большую часть года; и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки. К товарам сезонного накопления относятся картофель, овощи, фрукты, елочные украшения, меховые товары.

♦ Товарные запасы долгосрочного завоза. Создаются в районах, куда завоз товаров в силу географических или климатических условий не может осуществляться регулярно в течение всего года (районы Крайнего Севера и др.)

 

По месту нахождения товарные запасы различают на запасы в розничной сети, на оптовых базах и складах, в пути.

По срокам товарные запасы подразделяются на отчетные, начальные (входные) и конечные (выходные).

 

1. Отчетные товарные запасы определяют на конкретную дату по отчетным данным (на1 марта, на 25 апреля).

2. Начальные (входные) товарные запасы рассчитывают на основе фактических запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления и продажи товаров за последующий период до начала планируемого периода; таким образом, они являются ожидаемыми товарными запасами на конец отчетного периода или начало планируемого периода.

3. Конечные (выходные) товарные запасы – это товарные запасы на конец планируемого периода.

 

По размерам различают:

 

♦ Минимальные товарные запасы образуются в период перед очередным завозом товаров.

♦ Максимальные товарные запасы – в период очередного завоза товаров.

♦ Средние товарные запасы рассчитываются как средняя арифметическая минимальных и максимальных запасов или как средняя хронологическая величина.

 

Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (в тоннах, метрах, штуках и т.д.), в стоимостных (в рублях) или в днях оборота по продаже товаров.

Товарные запасы в днях характеризует величину товарного запаса, находящегося в торговом предприятии на определенную дату, и показывает, на сколько дней этот запас обеспечит бесперебойную торговлю в ассортименте.

 

Товарный запас в днях определяется следующим образом:

 

,

 

,

 

 

где Здн – товарный запас в днях;

З - сумма товарного запаса;

Тдн – средний дневной товарооборот за период;

Т – объем товарооборота;

Д – число дней в периоде.

 

Измерение товарных запасов в днях имеет большое значение для торгового предприятия, так как позволяет судить о том, на сколько дней при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) может хватить имеющихся в наличии товарных запасов.

 

Факторы, влияющие на величину товарных запасов.

На размер товарного запаса влияет целый ряд факторов, важнейшими из которых являются:

 

♦ Объем розничного товарооборота: чем больше его объем, тем больше при прочих равных условиях и размер товарных запасов. Размер товарных запасов определяют как произведение среднедневного товарооборота по продаже товаров на норму запасов в днях. Чем больше общий объем розничного товарооборота, тем больше и среднедневной товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов.

♦ Структура товарооборота или сложность ассортимента: чем шире ассортимент товаров, тем больше должны быть товарный запас, так как запасы создаются по каждому виду товаров. Чем больше удельный вес в товарообороте товаров сложного ассортимента, тем больше должны быть товарный запас, так как требуется постоянное наличие товаров по различным признакам (расцветке, росту, фасону и т.д.). Кроме того, товары сложного ассортимента необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

♦ Физико-химические свойства товаров: время хранения отдельных товаров неодинаково. Срок хранения некоторых скоропортящихся товаров ограничен несколькими часами. По таким товарам большие запасы создавать нельзя. По не скоропортящимся товарам создают значительно большие товарный запас. Самые высокие товарные запасы создают по непродовольственным товарам сложного ассортимента, длительного пользования.

♦ Условия товароснабжения предприятий розничной торговли, регулярность и частота завоза товаров: нерегулярное снабжение товарами, перебои в их завозе влекут за собой увеличение товарных, так как вызывают необходимость создания дополнительных (гарантийных) товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше объем товарных запасов, и наоборот.

♦ Состояние материально-технической базы: наличие складских площадей позволяет создавать большие запасы. Крупные магазины создают широкий ассортимент товарных запасов. Оснащение холодильным и другим оборудованием обеспечивает сохранность качества товаров при больших товарных запасах.

♦ Качество торговой работы: своевременная выборка товарных фондов, равномерный завоз товаров в соответствии со спросом населения создают условия для поддержания товарных запасов в размерах, установленных нормативом. Активное воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров положительно сказывается на нормализации товарных запасов. На величину товарных запасов влияют также повышение квалификации работников торговых предприятий и другие факторы.

 

Движение товарных запасов во взаимосвязи с оборотом по продаже позволяет установить один из важнейших экономических показателей торговли – товарооборачиваемость.

Товарооборачиваемость характеризует скорость оборота или время обращения товаров. Товарооборачиваемость может быть выражена либо числом оборотов, либо количеством дней, необходимых на один оборот. Экономическая сущность этих двух показателей одна и та же, разница лишь в способах определения.

Расчет товарооборачиваемости в днях позволяет определить, за сколько дней оборачивается средний товарный запас. Таким образом, при определении товарооборачиваемости берут не конкретный товарный запас на ту или иную дату (как при определении товарных запасов в днях), а средний запас за весь анализируемый период (квартал, год).

 

Средний товарный запас исчисляется по формуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных товарных запасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода:

 

,

 

где З – средний запас текущего хранения в сумме за анализируемый период;

З1, Зн – запасы текущего хранения на конкретные даты;

n – количество периодов (взятых остатков).

 

Для выражения товарооборачиваемости числом оборотов, оборот по продаже товаров делят на средний товарный запас за анализируемый период. Это значит, что при данном объеме товарооборота средний товарный запас обернется в течение всего периода столько-то раз.

Показатели времени обращения товарных запасов в днях и товарооборачиваемости в разах взаимосвязаны. Зная один из них, можно определить другой. Если число дней в периоде разделить на товарооборачиваемость, выраженную числом оборотов, получим время обращения товаров в днях оборота.

Товарооборачиваемость – важный качественный показатель работы торговых предприятий. Ускорение товарооборачиваемости свидетельствует об улучшении коммерческой деятельности предприятия, а замедление – об ухудшении его работы.

Ускорение товарооборачиваемости позволяет вести торговую деятельность предприятия с меньшими затратами денежных и материальных средств. Так, сокращение времени обращения на один день позволяет высвободить оборотные средства, вложенные в товарные запасы, равные однодневному товарообороту.

На ускорение товарооборачиваемости влияют различные факторы. Общими предпосылками ускорения товарооборачиваемости являются рост производства предметов потребления, расширение их ассортимента и улучшения качества, приближение производства товаров к районам потребления.

 

Ускорение товарооборачиваемости обеспечивается:

 

♦ Активным воздействием торговых предприятий на промышленность в направлении приведения ассортимента производимой продукции в соответствие со спросом покупателей, улучшения качества товаров, увеличения выпуска расфасованных товаров. Товары, пользующиеся спросом населения, и товары высокого качества реализуются быстрее, поэтому способствуют ускорению оборачиваемости.

♦ Рациональной организацией товародвижения, устранение излишних звеньев в движении товаров, расширение транзитных отгрузок товаров, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, устранением встречных, многократных и излишне дальних перевозок.

♦ Внедрением прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, торговля по заказам, по образцам и т.д.), повышением культуры обслуживания покупателей.

♦ Совершенствованием МТБ торговли, внедрением новой техники, механизацией трудоемких работ.

♦ Повышением квалификации работников торговых предприятий, ростом эффективности их труда.

♦ Своевременной ликвидацией запасов товаров, не пользующихся спросом населения, путем их уценки, передачи другим предприятиям, продажи в кредит торговым организациям и т.д.

♦ Организацией рациональных прямых связей торговых предприятий с одногородними производственными предприятиями.

♦ Совершенствованием централизованной доставки, кольцевого завоза и других прогрессивных форм перевозки товаров.

 

Факторы, оказывающие влияние на ускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планировании товарных запасов. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы товарных запасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всестороннее удовлетворение потребностей населения.

В связи с тем, что планирование товарных запасов проводится до окончания отчетного периода, когда еще нет фактических данных о состоянии товарных запасов на конец года, возникает необходимость определения ожидаемых товарных запасов на начало планируемого года. Такой расчет ведут путем сложения товарных запасов на последнюю отчетную дату, ожидаемого поступления товаров до конца отчетного периода и суммы реализации товаров за этот период.

 

Основными задачами анализа товарных запасов и товарооборачиваемости являются:

♦ Выявление соответствия их нормативам.

♦ Установление динамики и оценка изменений, происшедших в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров.

♦ Выявление и расчет факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.

 

По результатам экономического анализа разрабатываются конкретные мероприятия по нормализации товарных запасов и ускорению оборачиваемости, обеспечивающие удовлетворение запросов населения на разнообразные товары и тем самым повышение эффективности торговой деятельности.

 

Анализ товарных запасов на предприятиях розничной торговли за определенный период включает:

 

♦ Сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и днях оборота с нормативами.

♦ Сравнение объема и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчет темпов изменения товарных запасов.

♦ Расчет среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости.

♦ Сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы.

♦ Установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.)

 

В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы:

 

♦ Какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов.

♦ Обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарных запасов.

♦ Соответствует ли фактический ассортимент товарных запасов покупательскому спросу населения и др.

 

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.

 

В процессе анализа изучаются следующие показатели:

 

♦ Величины запасов в сумме и днях к товарообороту на определенную дату по товарным группам, в разрезе магазинов и в целом по предприятию и оценку характера их изменения в динамике.

♦ Отклонение фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установленных предприятием необходимых (плановых) величин.

♦ Оборачиваемость в днях по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими магазинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показателями по региону в целом.

♦ Средние цены отдельных видов товаров в запасах и по поступлению в сравнении с ценами реализации (в том числе их размерами у конкурентов).

♦ Доля запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону.

♦ Отклонения фактического объема поставок товаров от оптимального объема одной партии и оценка влияния этого изменения на размер товарных запасов.

♦ Размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценка их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом.

♦ Аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования.

♦ Изменение числа разновидностей товаров по каждой группе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами.

♦ Влияние на изменение товарных запасов и товарооборачиваемость основных факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров).

 

Планирование и нормирование товарных запасов по группам товаров основывается на результатах анализа.

Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную реализацию товаров широкого ассортимента.

Торговые предприятия разрабатывают нормативы товарных запасов для обоснованного заказа на закупки товаров на предстоящий период.

Существуют различные методы нормирования товарных запасов: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.

Опытно-статистический метод основан на изучении сложившийся оборачиваемости отдельных групп товаров за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.

Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития товарных запасов экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.

В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота.

Для определения норматива товарных запасов в сумме на планируемый период необходимо среднедневной кредитуемый оборот по плану на 4 квартал умножить на расчетный норматив товарных запасов в днях по отдельным товарным группам.

Установив норматив запасов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива запасов по группе товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы товаров.

Следует отметить, что опытно-статистический метод расчета товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчет переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

Товарные запасы могут нормироваться также технико-экономическим методом. Суть его состоит в том, что расчет норм запаса товаров производится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).

 

Составной частью общего норматива товарных запасов является время пребывания товаров в форме торгового запаса. Торговый запас состоит из двух частей:

 

♦ Запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям.

♦ Запаса, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.

 

Для определения первой части торгового запаса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части запаса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.

Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров из частоты завоза, которая характеризует периодичность поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками.

По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления – среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии – так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении.

Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет. Отношение количества разновидностей товаров, поступивших в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.

По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента.

В процессе завоза запасы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров.

Гарантийный (страховой) запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – в размере до 100% торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) – в размере до 50% торгового запаса.

При определении потоварных норм запаса не берут в расчет время нахождения товаров в пути. Его учитываю при нормировании товарного запаса в целом по торговому предприятию. Итак, формула потоварных норм запаса имеет вид:

 

,

 

где Н – норма товарного запаса;

П – время на приемку и подготовку товаров к продаже;

Зр – рабочий час;

Тч – запас до следующего завоза товаров;

Г – гарантийный запас.

 

Аналогичные расчеты нормы и норматива запасов производятся и по всем остальным товарным группам. Норматив по предприятию в целом является суммой соответствующих слагаемых по отдельным товарным группам.

 



2015-11-27 3328 Обсуждений (0)
Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятий 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)