Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Изменение теории фирмы




Послевоенные учебники берут за основу определение фирмы как орга­низации, имеющей целью максимизацию прибыли. Рассмотрение фирмы, максимизирующей прибыль, является устойчивой базой теории фирмы, на которую опираются все модели. Альтернативные воззрения на природу фирмы излагаются значительно реже. Они трактуются как дополнения, новые взгляды, возможные варианты понимания природы фирмы. В про­двинутых математизированных курсах (например, X. Вериена) альтерна­тивные концепции фирмы не рассматриваются.

В целом все основные модели движения издержек, выручки, равнове­сия фирмы на рынках готовых продуктов и ресурсов строятся на предпо­ложении, что главной целью фирмы является максимизация прибыли. Считается, что все остальные цели фирмы, предполагаемые другими тео­риями: снижение трансакционных издержек, удержание рынка, повыше­ние устойчивости организации и т. д., можно в конечном счёте свести к прибыли. Возникает обобщение, расширенное понимание фирмы. Д. Хайман даёт такое определение: «Фирмы — это организации, которыми вла­деют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги. Решения, принимаемые в фирме и касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объёма производства, принимаются менеджерами фирм, которые являются одновременно или хозяевами фирмы, или наёмными работниками».

Перед нами определение, призванное охватить как можно больше под­ходов к сущности фирм. Но акцент делается на получении прибыли. Такое понимание сущности фирмы предопределяет сохранение традиционного анализа издержек, отдачи ресурсов, выручки и прибыли. По сравнению с теорией А. Маршалла, в современных учебниках произошли определён­ные изменения: теория фирмы стала более формализованной, стройной. Усилился математический аппарат. Большую роль в этом процессе сыграла работа Дж. Хикса «Стоимость и капитал» (1939). Важнейшими инструмен­тами анализа поведения фирмы стали производственная функция, аппарат кривых безразличия и бюджетных линий (для теории фирмы изоквант и изокост).

Ещё в началеXX в. теория фирмы была расширена за счёт выделения краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Это позволило сформулировать закон убывающей отдачи факторов в кратко­срочном периоде (Д. Б. Кларк и П.Х Уикстед), что в свою очередь проло­жило путь для внедрения единого аппарата анализа поведения потреби­теля и фирмы на рынке (Дж. Хикс). В долгосрочном периоде были сфор­мулированы закон изменения эффекта масштаба, критерии оптимального размера фирмы. На этой основе разрабатывались закономерности движе­ния отдачи факторов производства и издержек фирмы для краткосрочного и долгосрочного периодов, а они предопределили движение прибыли. В учебниках изложение этих проблем опирается на знаменитую статью аме­риканского экономиста Дж. Вайнера «Кривые затрат и кривые предложе­ния» (за 1922 и 1950 г.).

В преподавании микроэкономики в 1980-е гг. в теорию фирмы внесено относительно мало нового, этот раздел анализа считается сформирован­ным уже в 1950-е гг. Единственным разделом, по поводу которого имеются определённые разногласия — это движение эффекта от масштаба произ­водства. Исследование закономерностей изменения отдачи от масштаба позволяет обосновать оптимальные размеры фирм, концентрацию произ­водства и продаж в отраслях, формы конкуренции или кооперации в них.

Традиционный взгляд на эту проблему подчёркивает неизбежность за­мены положительного эффекта масштаба отрицательным эффектом. Та­ким образом, долгосрочные средние издержки должны по мере расшире­ния производства сначала снижаться, а потом неизбежно возрастать. Са­мый низкий уровень средних издержек соответствует оптимальному разме­ру (масштабу) производства. Такой взгляд специально исследовал Э. Чемберлин в статье «Пропорциональность, делимость и экономия от масш­таба» (1948).

Учебные курсы придерживаются традиционных взглядов на движение эффекта от масштаба. Однако эмпирические исследования в различных отраслях показывают, что оптимальные размеры фирм могут сильно разли­чаться как внутри одной отрасли, так и между отраслями. В 1980-е гг. в таких учебниках, как «Современная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хаймана, специально выделяются факторы, которые способствуют ста­билизации отдачи от масштаба, увеличению участка положительной отда­чи, то есть определяют разнообразие оптимальных размеров выпуска для фирм одной отрасли.

Собственно новинкой послевоенных курсов микроэкономики можно считать рассмотрение Х-фактора. В 1966 г. американский экономист X. Лейбенстайн выдвинул концепцию существования особой группы факторов, которые могут способствовать или высокой эффективности работы фирм, или особой неэффективности. Лейбенстайн назвал такие факторы Х-факторами, так как они действуют по-разному в одних и тех же усло­виях, относящихся к распределению и технологии, применяемой фирма­ми. К таким особым факторам относятся условия стимулирования труда, традиции и культура страны и народа, микроклимат в коллективе. Дейст­вие Х-фактора способствует тому, что оптимальные размеры предприятия могут сильно различаться при одних и тех же общих обстоятельствах. Учёт Х-фактора помогает объяснять достоинства и недостатки функциониро­вания корпораций в условиях несовершенной конкуренции. Идеи X. Лейбенстайна представлены в учебниках, ориентированных непосредственно на практику.

В целом в 1980-е гг. теория фирмы тесно переплетается с теорией рынков, с исследованием сложных рыночных структур и поведения фирмы в усло­виях несовременных рынков. Именно в этом направлении развивается микроэкономический анализ в послевоенный период.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)