Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сословная орг-ция российского общества



2015-11-27 505 Обсуждений (0)
Сословная орг-ция российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок





Господствующее сословие — дворяне (около I % населения страны)

Привилегированнее сословие — духовенство (черное и белое)

Полупривилегированные сословия (около 2,5 % населения):

-купцы (1, 2 и 3-й гильдии)

-военно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир)

-иностранные колонисты разночинцы

-солдаты и солдатские дети

Податные сословия (более 90% населения):

-мещане

-цеховые ремесленники

-крестьяне, в том числе: государственные (однодворцы, экономические, приписные, черносошные, ясачные, ямщики), дворцовые и помещичьи.

Дворянство

Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Указ 1718 г. о введении подушной подати резко отделил правовой статус дворян как сословия привилегированного и неподатного от правового статуса сословия податных, обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том числе и от статуса служилых людей “по-отечеству” - однодворцев (бывшей низшей категории дворянства), которые попали в разряд податного населения. Основной привилегией дворянства являлось монопольное право владеть землей, населенной крепостными крестьянами.

В XVIII в. дворянство “осваивает” огромные земли на вновь присоединенных к империи территориях, главным образом на Юге (Новороссии), Заволжье, Предуралье.

Но эти земли концентрировались главным образом в руках крупных землевладельцев и среднего дворянства, составлявших соответственно 16 и 25 процентов от общей численности дворянства. Остальные дворяне были мелкопоместными или вовсе безземельными. Владение землей, населенной крестьянами означало и право вотчинной юстиции в отношении крестьян, вплоть до ссылки в Сибирь на срок или бессрочно (Указ 1765 г.).

Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли, в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и обязанностью. Специальное учреждение - Герольдмейстерская контора при Сенате, которая вела книги учета дворянства и регистрировала их родовые гербы, должна была контролировать дворянскую службу.

И, поскольку военная служба была основным видом дворянской службы, то Конторе надлежало следить, чтобы на гражданской службе состояло не более '/з мужчин от каждой семьи. Дворянство также обладало и некоторыми другими привилегиями: преимущественным правом на образование, правом беспрепятственного выезда за рубеж и возвращения обратно, правом свободно торговать хлебом, в том числе и на экпорт, даже право беспошлинно выкуривать для собственного употребления определенное количество ведер водки в год, право владеть заводами, фабриками, рудниками. Причем во изменение петровской берг-привилегии 1719 г., установившей, что каждый может искать полезные ископаемые и добывать их на земле любого владельца, Указ 1782 г. установил для дворян собственность не только на землю, но и на ее недра.

Правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами. А Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Что касается Жалованной грамоты дворянству 1785 г., то в ней были обобщены и закреплены все ранее предоставленные дворянству льготы и привилегии, а именно: исключительное право собственности на поместья и крепостных с правом вотчинной юстиции и правом не только на землю, но и ее недра, оптовую продажу всего, что родится в деревне; право заводить фабрики и заводы; право покупки домов в городах; освобождение от обязательной службы, но с монопольным правом на офицерские и чиновничьи должности в вооруженных силах и госаппарате; исключительное право на награждение орденами, например, георгиевским крестом, т.е. наградная система тоже имела сугубо сословный характер; освобождение от податей, повинностей, военного постоя в помещичьих усадьбах, от телесных наказаний. Жалованная грамота вводила корпоративные начала в дворянском сословии.

Духовенство

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до '/5 всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода, возглавивший институт церковных фискалов (“инквизиторов”) и подчиненный Генерал-прокурору. Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Купечество.

Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения.

Посадское население

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшееся от других сословий своим наследственным правовым статусом, с социально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единого целого.

В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс .

Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданами не числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадского самоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на “регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями.

К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры).

Ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались на гильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи, полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домах подмастерьев и учеников.

 

Крстьянство.

Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Указ 1718 г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Сблизилось правовое положение пашенных крестьян и барской дворни-холопов, за которых ранее не платили налог, т.к. они не имели своих дворов. Практически все эти категории слились в единую категорию крестьян. Секуляризация церковных земель, завершенная в 1764 году, привела к ликвидации категории монастырских крестьян, которые влились в категорию крестьян государственных.

Государственные крестьяне

-Черносошные крестьяне

-Казённые крестьяне

-Дворцовые крестьяне

-Приписные крестьяне

-Удельные крестьяне

Крепостные крестьяне

-Посессионные крестьяне

-Помещичьи крестьяне

-Временнообязанные крестьяне

-Горнозаводские крестьяне

-Крестьяне-дарственники

-Задельные крестьяне

Обязанные крестьяне

-Тяглые крестьяне

Церковные крестьяне

-Экономические крестьяне

-Монастырские крестьяне

Великое Литовское Княжество

-«Похожие» крестьяне

-«Непохожие» крестьяне

Разные виды

-Безземельные крестьяне

-Затундренские крестьяне

 

 

37.Консервативные, либеральные и революционные тенденции в общественно-политическом движении в 1830-1850-е гг.

Общ-венное движение – это активная деят-ть многих людей, направленная на достижение общей социально цели, на переход из одной стадии развития в другую. Появление и развитие общ-нного движения было обусловлено стремлением к прогрессу и растущим пониманием в общ-ве отстаивания России от Зап Европы. В россиском орбщ движении можно выделить 3 осн направления: консервативное (правительственное), либеральное и радикальное (революционное).

У истоков российского консерватизма стоит историк и писатель Н.М. Карамзин. Он считал единственно приемлимым путем общ-нного развития эволюционное движение в рамках тех общ-нных отн-ий и полит устр-ва, которые хар – ны для каждого народа. На практике он отстаивал монархическое устройство России, сословное деление общ-ва и «возвышение» дворянства над всеми сословиями в силу не только его происхождения, но и нравственного совершенства, образованности и полезности для общ-ва. Консервативное направление в российском общ-нном движении не получило самостоятельного и широкого развития., оно по существу смыкалось с правительственнон идеологией, представленнлй «теорией офиц народности». Автором ее был граф Уваров. Теория обосновывала идею самобытности на 3 началах: православии, самодержавии, народности. Самодержавие – единственно возможная для форма правления; крепостное право – как благо для народа и гос –ва. Православие – глубокая религиозность. Народность – единение, добровольный союз государя и народа, отсутствие соц противоречий в об-ве

Либеральное направление опиралось на обуржказившихся помещиков, часть буржуазии и интеллигенцию (ученые, писатели, врачи и др). в его истории различают три этапа» конец 18 в – первая половина 19 в – «дворянский либерализщм», 1860 – 1880 – «земский либерализм», конец 19 в – началр 20 в – демократический либерализм, связанный с движением «освобождение». На рубеже 1830 – 1840 в среде либералов возникают два идейных течения - западники и словянофилы. Сторонники либерального движения настаивали на принятии в России конституции, на продолжении реформ и признании демократических свобод. В соц эконом области они выступали за развитие капитализма и свободу предпринимательства, против сословных привилегий. Основой их морально – этических взглядов была неприкосновенность личности, ее прав, свободное духовное развитие.

Революционное.Наряду с либералами в 30 годах появляются революционные демократы, предлагавшие свой взгляд на будущее России. Представители револ – демократического течения – Белинский, Герцен, Огарев, члены кружка Буташевича – Петрашевского (петрашевцы) – разделяя многие взгляды западников, вступают с ними в разногласия. Соглашаясь с тем, что Россия развивается по западному образцу и придет к конституции, они не идеализировали Европу, резко критиковали буржуазный строй, стояли за решительные действия – за революцию. Кружок петрошецев возник в СПб в 1845г. Его члены пропагандировали идеи западных социалистов – утопистов, стояли за ликвидацию монархии, крепостного права, за демократические свободы, в 1849 г –кружок был разгромлен. Родоначальником «русского социализма» называют Герцена, писателя, философа, революционера. Поражение революции 1848 – 1849 гг в Европе привело его к мысли об особом пути России. Если Европа достигнет прогресса через капитализм, полагал он, то Россия будет двигаться вперед через социализм. (также к этой теории относился Чернышевский

 

 


38. Социальные конфликты в России (XVIII в)

.При Петре-

Причины –1 тяжелые последствия сев.войны,крестьянство помимо барщины было обложено еще массой новых гос.повинностей и налогов.2.создание регул.армии отрывало кр.от их хоз-ва.,многих отпр.на строительсвтвоспб,укрепл.Азова и тд.многие погибли на этих работах.3.освоение земельповолжья,приуралья,Сибири приводило к захватам земель у местного населения,вводились новые налоги,насильст.насаждали православие.4.жестоко карались сторонники старообрядчества5.сильное недовольство введением Европ.тардицицй,обрядов и порядков.

Астраханское восстание.в1705 году Петр издал указ об обрезании бород и платьев.началось насильств.исполнение.насильственная выдача замуж за иностр..

Главной движ.силой были стрельцы.Захватив город,востставшие создали выборное прав-вово главе с купцом – Яковом Носовым.Заняв несколько городов,астраханцы напрвили отряд на взятие Царицына.

Узнав о восстании Петр отпр псолов к калмыцкому хану Аюке,прося его о поддержке.Воссттавшие отступили.Тем временем к Астрахани двинулась рег.армия по рук.Шереметьева.В Матре 1706 г.город пал.под следствием – 500 чел,из низ 350 – казнены или умерли во время пыток.

Восстание Булавина.попытки ограничить казачье самоуправление,массовое принуд.использ.людей для строит.флота и крепостн.сооруж.Азова и Таганрога,пост.экспедиции по розыску беглых крестьян вывали одно из самых массовых вост.18 в – по рук.казак к.а.булавина.

В 1707 отряд Булавина уничтожил царский отряд,прсл.для поиска и возвр.беглых кр.,его разили и он убежал в зап.сечь.Оттуда посылал «прелестные грамоты»,призывая крестьян и казаков к восстанию.поддержали на укр,в тамбовском,воронежском,борисоглаб.уездах.

Собрав знач.силы,в 1708 бул.разбил войско атаман Максимова и занял Черкасса,где был

избран Атманом войска Донского. силы разделились – один напр.к Изюму,др- к Саратову,третьи с самим Бул.к Азову.там он потерпел поражение,а по возвр.в черкасск был убит.но и после его смерти воостание продолжалось.осадили Царицын и взяли Саратов.кароче было казнено 200 булавинцев.долго не прекр.кр.волнения.

Башкирское восстание.повод – прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов и призыва на воин.службу.очень много налогов ввели 72 статьи.они оскорбл их нац.ценности жгли бороды старейшинам и протсым людям.

Вогл.восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство.Недовольство они направили против всего русского народа.воостание носило нац.характер.сотни рус.деревень разорены и уничтожены,жители захв.и проданы в рабство.подавлено в 1711.



2015-11-27 505 Обсуждений (0)
Сословная орг-ция российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сословная орг-ция российского общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)