М. Шетелих. О ХАРАКТЕРЕ РАБСТВА
ПО АРТХАШАСТРЕ
Е. Ричл, М. Шетелих. Исследования по «Артхашастре Каутильи» В., 1973. S. 295-298.
До сегодняшнего дня даются различные оценки положения рабов и характера рабства в древней Индии. Правда, подав- ляющее большинство индологов уже не рассматривают произ- водственные отношения между рабом и рабовладельцем как
определяющие характер способа производства в этот период, так как роль рабов в производстве была незначительной, а мелкие производители - крестьяне, ремесленники, пастухи и т. д. - производили основную часть прибавочного продукта. Однако еще не предпринималось основательного исследования с этих позиций многообразных форм зависимости, которые до сих пор часто рассматриваются под углом зрения и в понятиях «рабства» (например, работы Г. Ф. Ильина или Д. Р. Чананы). Прежде всего необходимо внести ясность в применяемую терминологию, так как самому понятию «раб» в литературе часто придается различное содержание. Долгое время все лич- но зависимые в дофеодальных обществах определялись как рабы, однако теперь заметно стремление провести дифферен- циацию и дать классификацию этих отношений по их проис- хождению и степени зависимости, чтобы таким образом точ- нее определить общественные отношения и лежащие в их осно- ве этапы развития 1. Поэтому сегодня термин «рабство» - так он используется и в настоящей работе - применяется исклю- чительно для обозначения «полной личной зависимости непо- средственного производителя от собственников условий произ- водства, означающей, что они как личности являются лишь живым имуществом, совершенно либо почти совершенно бес- правной полной собственностью своего хозяина (частного лица, храма, общины, государства), могущей быть переуступленной в качестве таковой другому, и обязаны законами и традиция- ми под страхом наказаний выполнять любые работы и обязан- ности по распоряжению последнего... раб, сам являющийся имуществом, как правило, неправомочен иметь ни собственных средств производства, ни своего самостоятельного хозяйства»2. От этого так называемого «подлинного» рабства следует отличать терминологически и по оценке их места в процессе производства те отношения зависимости, при которых человек терял свободу не пожизненно или не в полной мере. Сюда относились различные формы долговой зависимости: отработка долгов, заклад самого себя или членов семьи, отработка штра- фов и другие случаи... Далее кажется необходимым точнее определить понятие до- машнего рабства, которое часто применялось в прежние годы и рассматривалось как характерная форма рабства на древнем Востоке. Это понятие можно считать важной характеристикой рабства и отношений зависимости в древней Индии, но оно нуждается в точном определении, чтобы не смешивать его с теми значениями, которые привычны для историков древнего мира3. Прежде всего под «домом» следует понимать экономический организм, охватывающий не только членов семьи, но также рабов и зависимых, которые принуждены были работать на хозяина. Это не значит, что домашние рабы были занять толь- ко работой непосредственно в доме (ср. Е.Вельскопф: «Домаш- нее рабство» охватывает - имея в виду экономическое поня- тие «домохозяйства» - как работу прислуги, так и труд в ма- териальном производстве»). Главным является то, что раб в рамках экономических отношений принадлежал дому. Также и в Артхашастре засвидетельствовано подобное употребление понятия «дома, домохозяйства» 4. Равным образом из Артха- шастры и других древнеиндийских источников следует, что жены и дети домохозяина были подчинены последнему в той же мере, как и зависимые, они использовались им как рабо- чая сила, могли быть отчуждаемы и не пользовались юриди- ческой самостоятельностью. От зависимых они отличались лишь тем, что не могли быть оторваны от земли, которую обрабатывали для своего господина, а после смерти господина сами могли стать хозяевами. В условиях деревенской общины в Индии временная зави- симость (домашнее рабство и т. д.) имела большее значение, нежели «подлинное рабство». До сих пор еще мало исследо- вана для древности временная зависимость, когда зависимый находился в положении, очень близком подлинному рабу. В отличие от подлинного рабства отношения зависимости, огра- ниченные определенным временем, дожили и до сего дня. Еще не выяснено их значение для возникновения низших каст, ана- лизируя эту проблему, их можно было бы проследить от маурийского времени вплоть до позднейших периодов индий- ской истории. Как и некоторые другие термины, санкритский термин «даса», переводимый обычно как «раб», в Артхашастре упот- ребляется в двух различных, хотя и связанных друг с другом, значениях. Во-первых, он служил общим обозначением любого вида личной зависимости, как постоянной, так и временной. Во-вто- рых, он обозначал так называемого подлинного раба, который находился в постоянной зависимости от своего господина, в менноц зависимости от другого лица) и подобных временных отношений зависимости. Обозначая отношения зависимости термином «даса», Кау- тилья следует традиции дхармасутрР. Однако в то время как Гаутама и Апастамба упоминают «даса» лишь мимоходом и не приводят никаких других терминов для лично зависимых, у Каутильи мы находим явственное различение временных и постоянных рабов. Поэтому несправедливо «даса» в каждом случае переводить одинаково - словом «раб». Проблема характера рабовладельческого общества в той или иной стране базируется прежде всего на том, какие име- лись формы рабства, в каком масштабе применялся труд рабов в производстве и определяло ли наличие рабского труда ха- рактер способа производства. Несмотря на противоречивые мнения по этому поводу, широкое применение подлинных ра-
бов в основных сферах производства - скажем, в государст- венных хозяйствах или на рудниках - показать не удается. Подлинный индийский раб - это можно сказать по крайней мере для Маурийского периода - использовался главным образом в доме. Вероятно, иначе обстояло дело с временными рабами. Для оценки рабства в Артхашастре необходимо про- водить различия между: 1) рабами царскими и частными (соответственно рабами в деревенских общинах и городах), 2) рабством на срок и бессрочным, 3) рабами и рабынями. При таком различении можно избежать ложных выводов» которые встречаются в работах о рабстве в Индии5. Нельзя, например, работу престарелых царских рабынь под началом «надзирателя за прядением и ткачеством» использовать как доказательство применения рабского труда на царских пред- приятиях. Во-первых, они работали не на предприятии, а до- ма, во-вторых, речь идет о своего рода обеспечении старости тех рабынь, которые уже не способны к иному использованию. С другой стороны, считать, что каждый раб мог иметь источ- ники доходов в виде труда на кого-либо другого - кроме ра- боты на собственного хозяина - значит рисовать неоправдан- но идиллическую картину рабства в те времена. Данное пра- вило не относилось к подлинному рабу. Наконец, нельзя поло- жение царских рабов приравнивать к положению частных. [...]
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Особенно в последнее время в работах советских востоковедов и исто- риков древнего мира (И.М. Дьяконов, С.Л. Утченко, К.К. Зельин, В.П. Илю- шечкин). 2 Илюшечкин В. П. Система внеэкономического принуждения и проб- лема второй основной стадии общественной эволюции. М" 1970. С. II. 3 Домашнее рабство часто понимается в смысле рабства в домашнем хо- зяйстве, т. е. не в производстве. 4 «Дом» в смысле экономической единицы мы находим в Артхашастре (II.35) в списках тех, кто подлежал налогообложению. В книге III есть све- дения о том, что сын неправомочен совершать сделки до тех пор, пока главой семьи является отец; то же самое относится к женщине, если у нее есть муж или дееспособный сын. Аналогичные правила относятся и к распоряжению семейным имуществом. 5 См. работы Г. Ф. Ильина и Д. Р. Чананы, где говорится о применении, согласно Артхашастре, рабского труда на крупных государственных пред- приятиях. Их оценка существенным образом зависит от определения понятия «раб». Возможно, брахманы, принужденные к пожизненным принудительным работам, и провинившиеся чиновники (Артхашастра I.13.21 и IV.8.29), так же как и лица, отрабатывающие штрафы, трудились в рудниках вместе с наем- ными работниками-кармакарами (в то время как их семьи получали госу- дарственное обеспечение), однако лишь с оговорками их можно считать под- линными рабами, а о массовом рабстве в производстве уж и совсем не мо- жет быть речи. Основная масса рабочей силы в сельском хозяйстве также со- стояла не из рабов, а из крестьян, арендаторов и наемных работников.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |