Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Одноэлементные (простые) конституционные институты



2015-11-27 852 Обсуждений (0)
Одноэлементные (простые) конституционные институты 0.00 из 5.00 0 оценок




Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

5. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

2. содержание;

3. объект.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

6. Субъекты конституционно-правовых отношений.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

· федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

· субъектов Федерации;

· государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

 

7. Наука конституционного права: понятие, предмет, источники.

Наука конституционного права — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения

Наука конституционного праватесно связана с одноименной отраслью права, она изучает закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наукапризвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права в своих исследованиях использует следующие научные методы: материалистической диалектики, формально-логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод.

Конституционно-правовая наукатесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер.

Источниками науки конституционного права являются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые договоры, соглашения и др.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права.

7. Работы ведущих российских и зарубежных ученых – государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.

8. Коллизии в Конституционном праве РФ.

Конституция РФ о коллизионной норме

Конституция России относит к предметам ведения Российской Федерации федеральное коллизионное право (пункт "п" статьи 71), по вопросу понятия и содержания которого среди российских ученых нет единого мнения, и требуются научные исследования в данной сфере. С практической точки зрения актуальным вопросом является выявление формальных коллизий как противоречий между нормами, регулирующими одни и те же либо сходные общественные отношения, а также совершенствование способов их разрешения. В связи с особым положением Конституции Российской Федерации в системе нормативных правовых актов, развитием конституционного законодательства на современном этапе в нем возникают коллизии, обладающие своей спецификой. Они также влияют на иные отрасли права, поскольку конституционные нормы составляют основу правовой системы.

Рассмотрим отдельные коллизии и их особенности.

1. коллизии между частью 1 статьи 5 (о равноправии всех субъектов Российской Федерации) и другими нормами:

А. Частью 2 статьи 5 (в которой республика названа государством, а также республике предоставлено право иметь свою конституцию, а краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу - устав). С формально-юридической точки зрения государство обладает признаками, которыми не обладают иные государственные, национально-территориальные образования.

2. В Конституции Российской Федерации существуют коллизии между названием глав и их содержанием. Так, глава 2 называется "Права и свободы человека и гражданина", а содержит еще обязанности и гарантии. Глава 7 называется "Судебная власть", но в нее входит статья 129, посвященная прокуратуре, которая не относится к судебной власти.

3. 2. Коллизии норм, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина. Они возникают между частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей ограничение прав и свобод человека и гражданина, и соответствующим федеральным законом, устанавливающим такие ограничения. Данный вид коллизий выделяется не в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они возникают, а как особая разновидность иерархических коллизий. Особенность указанных коллизий в том, что общее правило для разрешения иерархических коллизий - применять акт, обладающий более высокой юридической силой (Конституцию Российской Федерации), - в данном случае затруднительно использовать непосредственно, так как всегда необходима оценка соразмерности ограничения прав и угрозы тем ценностям, для охраны которых допускается ограничение.

4. Коллизии норм в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения юридическая сила федерального закона выше, чем нормативного правового акта субъекта Российской Федерации. По предметам ведения субъектов Федерации, наоборот, юридическая сила нормативного правового акта субъекта Российской Федерации выше, чем федерального закона. Данные положения закреплены в статье 76 Конституции Российской Федерации.

Краткая характеристика правового режима предотвращения и устранения юридических коллизий, рассмотрев, прежде всего, его составные элементы.

Первый элемент - легальное признание юридических коллизий как явлений, возникающих, существующих и проявляющихся в различных формах. В Конституции РФ, конституциях республик и уставах других субъектов Федерации, в законах, указах и актах правительств фиксируются виды юридических коллизий.

Второй элемент - точное определение участников отношений, возникающих в коллизионных процессах и ситуациях. Ими могут быть граждане, государственные органы всех уровней, предприятия и учреждения, общественные объединения. Распространенность юридических коллизий и подчас их невидимая масштабность объясняют массовый характер участников, которые должны действовать строго в рамках своей компетенции.

Третий элемент - право признает юридические коллизии нежелательными и вводит условия их недопущения - действие в рамках закона, соблюдение процедур, запреты и т.д., а допуская, - вытесняет.

Четвертый элемент связан с регулированием тех или иных видов юридических коллизий. Как уже отмечалось, к ним имеют отношение, по сути дела, все отрасли законодательства. При наличии общих, типичных коллизий типа столкновений законов и подзаконных актов в каждой отрасли можно обнаружить также специфические коллизии. К примеру, в конституционном праве допускается введение различных государственных состояний, режимов в условиях угрозы, посягательств на конституционный строй, территориальную целостность государства, благополучие его граждан. Таков смысл законов о чрезвычайном, положении, об обороне, о безопасности, о государственной границе. В частности, чрезвычайное положение как любой правовой режим деятельности вводится для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан. Охрана государственной границы как составная часть государственной системы обеспечения безопасности включает такие меры, как недопущение противоправного изменения прохождения границы, соблюдение ее режима, защита интересов личности, общества и государства от внешних угроз.

Пятый элемент - установление легальных процедур разрешения коллизий, рассмотрения юридических споров.

Шестой элемент - наличие управомоченных органов для предотвращения и устранения юридических коллизий. Напомним, что действуют законы о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о статусе судей, о милиции, о федеральных органах государственной безопасности, о внутренних войсках.

Наконец, в качестве седьмого элемента правового режима можно назвать нормативные и правозащитные меры преодоления коллизий, устранения нарушений законности, восстановления прежнего состояния или статуса юридических и физических лиц.

Важным условием предотвращения коллизий является «компетенционное правило». Оно означает, что органы государственной власти РФ и ее субъектов обязаны действовать строго в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законодательством. Запрещается игнорировать общегосударственные интересы и интересы субъектов Федерации, признаваемые законодательством, и нарушать компетенцию органов государственной власти, которые призваны выражать эти интересы.

9. Конституционно-правовая ответственность.

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое.

Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность.

Фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2)государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно - правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

 

10. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений государства и личности, организации и деятельности системы государственных органов и органов местного самоуправления.

Конституция РФ — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, и в первую очередь конституционного права.



2015-11-27 852 Обсуждений (0)
Одноэлементные (простые) конституционные институты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Одноэлементные (простые) конституционные институты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (852)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)