Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционное развитие России после 1993 года



2015-11-27 4040 Обсуждений (0)
Конституционное развитие России после 1993 года 5.00 из 5.00 3 оценки




После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Аналогичные действия предприняли и другие органы государственной власти Российской Федерации, самостоятельно отменившие или изменившие с целью приведения в соответствие с конституционными нормами свои акты.

На основе действующей Конституции развивается Российское государство, создается правовая система, строятся отношения в экономической, политической, социальной, культурной жизни.

Вне зависимости от восприятия Конституции, от политических устремлений нельзя не признать следующие положения, определяющие ее значение.

Во-первых, Конституция 1993 г. сыграла и продолжает играть принципиально важную роль в обновлении всего российского законодательства. На ее основе и в соответствии с ней были перестроены или даже фактически заново сложились отрасли права. Так, гражданское право отражает отказ от директивного, административного управления экономикой, введение рыночных отношений, признание частной собственности. Еще один пример – банковское право, которое прежде регулировало организацию и деятельность только государственных кредитных организаций, а сейчас охватывает своими нормами также и частные банки. Стоит сказать и о налоговом праве, в сущности, созданном в большей своей части заново.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией 1993 г. сложилась и действует нынешняя система управления государством. В Конституции закреплен принцип разделения властей, определены звенья такой системы. Конституция подтвердила институт Президента Российской Федерации.

В-третьих, Конституция 1993 г. содержит основы современного нового российского федерализма. Ее субъектами стали как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).

В-четвертых, Конституция 1993 г. сыграла положительную роль в становлении современного российского правосудия. Она установила важные гарантии независимости суда, повысила авторитет судей и подчеркнула, что они связаны только законом, подчинены только ему.

Реальная, действующая конституция отличается от фиктивной, декларативной прежде всего тем, что ее положения не остаются на бумаге, а максимально, последовательно и полно претворяются в жизнь.

13. Прямое действие, соблюдение и охрана Конституции Российской Федерации.

Целям охраны Конституции служит положение (ч. 5 ст. 13): «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя…». Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество - ст. 57 - 59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

От каждого гражданина требуется:

Уважать конституционные права других граждан;

Подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам;

Уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилия.

Эти минимальные требования законопослушания абсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должны рассматриваться, как добровольно принятые на себя гражданами обстоятельства охранять конституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции.

Необходимо также признавать за гражданами, как и за народом в целом, еще одно важное право на активные действия по охране Конституции. Речь идет о чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию Конституции путем совершения государственного переворота. Народ, безусловно, вправе противостоять таким действиям антиконституционных сил. Об этом праве ничего не говорится в тексте Конституции РФ, но оно принадлежит народу в силу его суверенитета и естественного права. Невозможно, следовательно, придать такому праву позитивную форму, оно при любом повороте событий может прозвучать только как моральное оправдание действий народа, несмотря на то, что не сможет опереться на единообразное понимание всеми его слоями.

14. Способы и порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается наме­ренной усложненностью изменения Конституции без серьезных основа­ний. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициати­ву, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционого Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учреди­тельная власть подчеркивает свое верховенство над законодатель­ной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пе­ресмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

· Президент РФ;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство РФ;

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, кото­рые, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают правом законо­дательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.



2015-11-27 4040 Обсуждений (0)
Конституционное развитие России после 1993 года 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Конституционное развитие России после 1993 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4040)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)