Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9



2015-11-27 887 Обсуждений (0)
Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9 0.00 из 5.00 0 оценок




Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции начинается с ясного указания на то, что поло­жения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Соб­ранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот ор­ган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра:

1. оно обладает правом внесения предложений о пере­смотре;

2. без его поддержки большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Соб­рания.

Для созыва Конституционного Собрания, ко­торое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Консти­туции РФ, требуется наличие двух условий:

1. внесение предложения надлежащим органом;

2. поддержка этого предложения Советом Федерации и Госу­дарственной Думой..

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1. подтвердить неизменность Конституции РФ;

2. разработать проект новой Конституции РФ.

Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собрания такая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени — разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответст­вуют общепризнанным принципам международного права, яв­ляющегося составной частью правовой системы РФ, а также общечеловеческим представлениям о демокра­тическом правовом государстве.

Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и разработает новую Конституцию РФ, то эта Конституция может быть приня­та тоже непростым путем, а именно:

· при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

· вынесением проекта на всенародное голосование (референ­дум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирате­лей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конститу­ции РФ, имеющих наибольшее значение для установления кон­ституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

Поправки к гл. 3-8

Иной, бо­лее облегченный порядок изменения Конституции касается фе­деративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3-8).

Конституция РФ определяет, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступа­ют в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

На основе постановления Конституционного Суда РФ был принят и вступил в силу Федеральный закон «О порядке приня­тия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Этим Законом регулируется про­цесс принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Поправки к этим главам принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ. Предло­жение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об ис­ключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции. По­ступившее в Государственную Думу предложение направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки со­блюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции (соответствующее дополнение внесено в Регла­мент).

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона РФ о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Думой проект в течение пя­ти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотре­нию в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Го­сударственную Думу предложение о создании согласительной ко­миссии.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уве­домление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Да­лее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направля­ется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливае­мом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Да­лее, в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъ­ектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рас­смотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъек­та РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Сове­та Федерации вправе обжаловать постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требую­щего пересмотра постановления Совета Федерации об установле­нии результатов рассмотрения закона законодательными органа­ми субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседа­нии повторно рассматривает данный вопрос.

Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательны­ми органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официальною опубликования. Президент в срок не позднее 14 дней со дня по­лучения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

15. Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно- правовой институт.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.



2015-11-27 887 Обсуждений (0)
Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)