Лекция 15: Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса
План. 1. Самообразование классного руководителя и условия его эффективности. Готовность к саморазвитию – условие профессионального совершенствования классного руководителя. 2. Педсовет школы и семинар классных руководителей.
Формирование системы воспитательной работы, охватывающей и учебную и внеучебную деятельность, зависит не только от педагогического мастерства учителей предметников, но и прежде всего от слаженной системы взаимодействия классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Классный руководитель в союзе с родителями – это заглавная фигура в процессе формирования личности ребенка, его социализации и становлении гражданственности, в процессе утверждения и самоутверждения ребенка в обществе. Классный руководитель, сопровождая учащегося на этом пути, обязан действовать без ошибок. Цена этих ошибок – душа ребенка, и в конечном итоге, искалеченная жизнь взрослого человека. Как уберечь ребенка от пропасти, в которую его засасывает окружающая жестокость, как пробудить в нем все самое лучшее, что заложено в нём природой? Именно классный руководитель руководит всеми этими процессами. Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать разнообразными способностями и всесторонними знаниями в различных сферах деятельности. Одному овладеть таким багажом знаний просто физически невозможно, и именно поэтому в школе необходимо создать систему совершенствования и повышения квалификации классных руководителей, в которой самообразованию отводится далеко не последняя роль. «Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова) Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью; с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования и воспитания, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать воспитательные проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др. Система самообразовательной работы классного руководителя: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, описание опыта работы, оформление результатов в виде творческого отчета и т.д.) Технология организации самообразования классного руководителя может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год; формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива. 3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых классных часов и КТД, внеклассных мероприятий по теме самообразования и другие коллективные формы работы. 5 этап – итогово-контрольный, на котором классный руководитель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом. Рекомендации для саморазвития: 1. Рекомендовать классным руководителям использовать в своей работе эффективные методы воспитания 2. Методическую тему увязывать с текущей воспитательной работой 3. Воспитательную работу проводить в системе 4. Творческие отчеты, доклады, презентации о своей деятельности подготовить для публичного отчета на школьный сайт. Список литературы: Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / ред. В. А. Сластенин. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 160 с. Мониторинг развития учащихся. Разработки снятий с педагогами и родителями - М., Изд.: Учитель, 2007 г. Теория и методика воспитания: конспект лекций / Е. В. Беликова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. Система воспитательной работы в образовательном учреждении / сост. С. Никитин. - Волгоград : Корифей, 2007. - 96 с. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 508 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |