Безопасности в условиях глобализации
Любой социальный процесс можно представить (интерпретировать) как процесс управления или самоуправления. В случае процесса самоуправления субъект и объект управления совпадают. Например, человек, если реализует свои цели, может быть субъектом самоуправления или объектом управления, если реализует цели своего руководителя. Если одновременно выполняется и первое и второе условие, то человек может быть одновременно и субъектом и объектом управления. В жизни общества возможны ситуации, когда человек реализует цели анонимного оператора, который воздействует на человека опосредованно через внешнюю среду, например, посредством СМИ. В последнем случае он теряет свойство субъектности и становится объектом манипуляции. Для противодействия таким негативным процессам необходимо осваивать методологические основы теории управления. Кратко методологические основы теории управления можно выразить в следующих дефинициях. Управление– это процесс целеполагания (выбора цели), определения способа достижения цели (концепции) и практической реализации концепции управления для достижения поставленной цели. Эффективностьуправления – соотношение результата к затратам при достижении цели.
Результативностьуправления – степень достижения цели, которая обычно выражена в процентах. Оптимальностьуправления – достижение максимального результата при заданных (фиксированных) затратах или достижение заданного (фиксированного) результата при минимальных затратах. Любой процесс управления состоит из следующих компонентов: субъект управления (тот, кто управляет объектом), объект управления (то, чем управляют), внешняя среда, прямые и обратные связи (положительные и отрицательные). В большинстве случаев данные компоненты (составляющие) процесса управления образуют замкнутую систему, которую можно схематично представить в следующем виде:
Рис. 1 Замкнутая система управления
Во ВСЕХ жизненных обстоятельствах Человек ВСЕГДА обязан быть (по своему предназначению) субъектом самоуправления либо управления. Для этого управленцу необходимо понимать, как функционирует его психика (особенно в моменты принятия решений), и владеть навыками самоконтроля и самоорганизации в процессе жизни. В полной мере понимать все свойства окружающей среды и еѐ воздействие на человека как на субъект управления. Именно поэтому в курсе «Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации» уделяется принципиальное значение социально-психологическим основам управления и типам строя индивидуальной психики. В теории управления возможна постановка всего двух задач: 1. Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления. 2. Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного вмешательства в процесс — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления. В жизненной практике осуществление эффективного управления либо самоуправления возможно только при условии адекватного объективной реальности миропонимания. Миропонимание как представление о мире в лексических формах формируется на основе понятий. В свою очередь, понятие, а следовательно, и понимание,
может формироваться исключительно как совокупность образа и соответствующего ему слова. К примеру, русское слово-понятие «управление» состоит из двух слов право и воля, то есть изначально понятие «управление»означало – правильную волю. Культура – это информация, передающаяся от поколения к поколению внегенетическим путѐм в готовом к освоению и использованию виде. Не правильно отождествлять материальные носители культуры (например, памятники архитектуры, искусство, книги и т. д.) с самой культурой, так как ценен не столько сам материальный носитель, как информация и духовный смысл, заложенные в нѐм. От предков к потомкам информация передается двумя главными способами: генетически, то есть от родителей дети наследуют физиологию и генетический потенциал освоения культурного наследия предков, и через саму культуру. Глобализация – это совокупность экономических и общекультурных явлений, которые воздействуют на исторически сложившиеся культуры различных регионов и народов (включая экономические уклады), отчасти разрушая их, а отчасти интегрируя их в формирующуюся глобальную культуру и глобальную экономику. Экономическая составляющая этого процесса представляет собой концентрацию управления производительными силами человечества в целом. Впервые за всю историю человечества с 1910 по 1950 годы наступил момент, когда неизменный период смены поколений (в среднем 25 лет от рождения матери до рождения ребенка) сравнялся с длительностью постоянно
уменьшающегося периода смены господствующих на
земле технологий. Если в древности основные технологические орудия (из камня, дерева, кости) имели период жизни тысячелетия, следующие технологии жили столетиями, потом десятилетиями, то на сегодня успешное развитие связано с полным обновлением господствующих технологий каждые 3 – 6 лет, т. е. многократно при жизни одного поколения. На рис. 2 графически представлен процесс смены логики социального поведения в обществе.
Рис. 2. Смена логики социального поведения в обществе
Это приводит к принципиально иному информационному состоянию общества, меняется, как мы говорим, логика социального поведения. Ныне пора посвящений (эксклюзивных, элитарных знаний) закончилась, они утрачивают смысл в течение нескольких лет. Дальше либо человек в темпе развития жизни осваивает новые знания, меняет свои стереотипы, либо оказывается на свалке истории. Тот генотип, который привык почивать на лаврах устаревших знаний, оказывается не приспособленным к эффективному, в том числе управленческому труду. Время предыдущей так называемой элиты и выстроенных на еѐ базе толпо- элитарных пирамид безвозвратно ушло. Будущее за управленцами, способными к творческому саморазвитию и организации общества на принципах соборности, где разные личности не подавляют друг друга, а дополняют и обогащают друг друга интеллектуально, нравственно и духовно. В качестве выводов укажем: - субъектность – это неотъемлемое качество человека и гражданина, носителя культуры своей страны; - для сохранения субъектности необходимо осваивать методологические основы теории управления; - современное общество живет в условиях глобализации и смены логики социального поведения, что означает необходимость для каждого человека на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием и саморазвитием.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |