Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Управление собой и другими



2015-11-27 489 Обсуждений (0)
Тема 5. Управление собой и другими 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многие явления в жизни происходят как бы сами собой. Светит солнце, дует ветер, поют птички. Есть небольшое количество людей, жизнь которых проходит так же. Они плывут по течению, берут только то, что само идёт в руки, ни на что не претендуют, не применяют никаких усилий и всем довольны.

Но большинство из нас с вами не удовлетворены тем, что имеют. Мы постоянно хотим чего-то большего, лучшего, полезного, приятного, красивого и т.д. А для достижения желаемого нужно проявлять определённые усилия самому или «напрягать» окружающих.

Целью управления является получение желательного поведения. Управляя самим собой, я хочу, чтобы я действовал определенным образом и достигал желательных результатов. Управляя другими, я хочу, чтобы их поведение приводило к желательным для меня результатам.

Как природа управляет поведением животных? Если после последнего приема пищи прошло достаточно много времени, то у животного возникает чувство голода. Постепенно оно будет усиливаться и тем самым заставлять животное искать пищу или выйти на охоту. Природа вызывает нужное поведение по простой схеме:

 
 

 

 


Это первая стратегия управления, с помощью которой действует природа, управляя поведением не только животных, но и человека. Она отражается в следующих примерах: «Если я не открою зонтик, то меня промочит и мне будет неприятно», «Если на моем лице не будет нужной почтительности, то мой начальник сделает мне неприятность», «Если я не позвоню матери, то она на меня обидится, и я буду испытывать чувство вины», «Если я не буду работать, то у меня не будет денег и я потеряю уважение моего сообщества». Это насильственная стратегия управления, потому что в её основе лежит ожидание наказания и отрицательные эмоции.

Человек применяет эту стратегию к себе и другим, виртуозно изобретая страдания (физическая расправа, угрозы, самообвинение, принуждение, подавление, унижение, оскорбление, запугивание и др.). Насилие, осуществляемое с помощью вызывания угрызений совести и других отрицательных эмоций (психологическое насилие), не принято считать насилием, хотя боль от стыда и вины не уступает боли от физического удара.

Мысли типа «Если я не сделаю этого, то мне будет плохо» не способны породить ничего кромезащитного поведения. Что бы я ни делал, это имеет своей целью избавление от страха и наказания. Наказание всегда сопровождается отрицательными эмоциями, даже если человек понимает, что заслужил наказания.

То, что наказуется, быстро прекращается, и это создает иллюзию эффективности наказания. Однако это не так. Неэффективность насильственной стратегии управления доказана психологами, изучающими поведение: сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует угроза наказания за выполненное (или невыполненное) действие. После устранения угрозы энергия и мотивация данного действия полностью восстанавливаются.

Когда же человек пытается методами устрашения управлять собой, то оказывается, что для получения результата требуется постоянная бдительность и усиление методов устрашения, методов насилия и подавления. Насилие над самим собой поддерживается формулами «преодолеть себя», «закалять силу воли» и другими.

Наказание за нежелательное действие, несмотря на свою неэффективность, употребляется с момента возникновения человечества, хотя сама эта стратегия управления выросла из природы. Авторитетный бабуин, обнаруживший нежелательные признаки поведения у другого бабуина, ниже по рангу, задает последнему хорошую трепку, чтобы в дальнейшем предотвратить подобное.

Человек же в готовом виде принял эту стратегию, и в этом смысле он не отличается от животных. Но, всё же, человек превзошел животных, поскольку им выработана целая система символов устрашения. Использование речи и мышления создает безграничные возможности варьирования наказания (насмешка, унижение, чувство стыда и вины, ощущение своей ненужности, неполноценности и др.). Если собака просто рычит при попытке чужого проникнуть на охраняемую территорию, то общество в этой ситуации создает уголовный кодекс.

Насилие порождает только насилие. Дети, которых родители наказывали в детстве (Если не уберёшь игрушки, я не буду тебя любить», «Не вымоешь посуду, я не буду с тобой разговаривать», «Не сделаешь уроки, не будешь смотреть телевизор»), вырастают и начинают наказывать своих детей, а также коллег, близких, любимых и самих себя («Опоздаешь к ужину, я на тебя обижусь», «Неласково на меня посмотришь – я опять обижусь», «Совсем на меня не посмотришь – я всё равно обижусь»).

На протяжении всей жизни мы развиваем свою способность обижаться по любому поводу, сами выращиваем свои страхи. А значит, на негативные эмоции нас очень легко спровоцировать. Нашу зависимость окружающие могут легко использовать в своих целях. Постоянные отрицательные эмоции делают нас тревожными, раздражительными, мнительными. Мешают нам жить, искажают наше общение, делают нас зависимыми, заставляют подчиняться обстоятельствам и воле других людей, разрушают уверенность в своих силах и способностях.

Есть ли альтернатива такому управлению?

Одно и то же действие или поведение может побуждаться различными и часто противоположными мотивами. Я могу работать, чтобы избавиться от наказания за невыполнение задания, но я могу делать то же самое потому, что это доставляет мне удовольствие. Это не простое различие. В первом случае я руководствуюсь стратегией насилия, а во втором я пользуюсь совершенно другой стратегией управления через удовольствие. Удовольствие - это положительные эмоции. Они способствуют развитию всех внутренних ресурсов, раскрытию потенциальных возможностей, развитию уверенности в себе, укреплению здоровья, иммунитета, помогают легко приспосабливаться к новой ситуации, делают приятными любую деятельность и общение.

Удовольствием может приносить сам процесс деятельности. Например, я с удовольствием катаюсь на роликах, занимаюсь в спортзале, плаваю. Мне не нужно принуждать себя к этим занятиям, так как я хочу всё это делать, сам процесс выполнения приносит мне удовольствие.

Удовольствием может стать результат деятельности, то, что я приобрету в итоге (хорошую фигуру, физическое здоровье, материальное поощрение, одобрение окружающих и т.д.). Яркий образ привлекательного результата помогает мне выполнять неинтересную или трудную деятельность.

А как же быть в случаях, когда ни процесс, ни результат деятельности даже близко не имеют ничего общего с удовольствием.

В реальной жизни невозможно делать только то, что приносит удовольствие, скажете Вы. И будете правы и не правы одновременно. Мы не призываем Вас выполнять только ту деятельность, которая лично Вам нравится, а всё остальное забыть или забросить подальше. Мы говорим о том, что любое даже самое неприятное дело можно делать с удовольствием. Не любите мыть посуду? А если включить бодрую музыку? Или привлечь на помощь воображение и представить, что это самая последняя посуда на земле и за содержание её в чистоте президент вручит вам медаль? А может у посуды тоже есть мысли, и она думает о вас? Ещё можно похвалить себя за выполнение такого важного дела или даже сделать себе подарок.

Удовольствия мы можем создавать себе сами за счёт изменения обстановки в которой происходит деятельность (получение эстетического удовольствия). Решили похудеть, а диетическое питание не приносит никакого удовольствия? Попробуйте празднично сервировать свой стол, украсить помещение, в котором вы принимаете пищу (даже если вы едите в одиночестве).

Удовольствие или не удовольствие от деятельности напрямую зависит от нашего отношения, установки к ней. А своё отношение мы легко можем поменять. С трудом встаёте по утрам, просыпаетесь в дурном настроении? Оставьте себе на зеркале приветственное послание, поднимающее настроение, или напишите на стене перед кроватью фразу, вызывающую улыбку, повесьте позитивную картинку. Очень хорошо в плане изменения отношения к неприятной деятельности работает приём гиперболизации – преувеличение значимости данной деятельности, переход от вашей индивидуальной жизни к масштабам человечества. Приходите в уныние от одной мысли о необходимости чистить картошку? Представьте, что вы учёный с мировым именем, и вам поручено изобрести самый эффективный способ чистки картофеля. А может в результате техногенной катастрофы вы - единственный, оставшийся на планете человек, который умеет чистить картошку и вам нужно обучить этой премудрости последующие поколения…

Творческий подход к выполнению деятельности также непосредственно связан с удовольствием. Разработайте новую технологию подметания пола (против часовой стрелки, строго по диагонали комнаты) или глажки белья. Придумайте авторский рецепт приготовления борща (моя мама, например, вместо зелени добавляет в него замороженный щавель; а в турецкой кухне принято приправлять все блюда измельченной мятой). Поменяйте очерёдность полива комнатных растений: по алфавиту, размеру горшков, высоты стебля, ширины листьев и т.д.

Развитое чувство юмора помогает в любой ситуации. Старайтесь подмечать комичное в любом деле. Представьте, как вы выглядите со стоны во время прополки грядок. Выполняете курсовую работу? Представьте на своём месте мартышку, любое другое животное, известного политического деятеля, историческую личность. Комментируйте свои действия вслух, произнося только гласные или только согласные (например, я сейчас АИАЮ Е А ОЮЕЕ – «набираю текст на компьютере»).

Ещё одним значимым фактором, влияющим на удовольствие от деятельности, является совместное её выполнение с приятными людьми. Привлеките к участию в неприятном для вас деле своих родных, близких или друзей. В процессе общения любая деятельность выполняется незаметно. Например, можно устроить с ребёнком соревнование по уборке игрушек.

Мощным стимулирующим воздействием обладает положительная оценка и поощрение деятельности. Сделали что-то хорошо? Расскажите об этом всем. Пусть все знают, какой вы герой и восхищаются вашим упорством и самоотверженностью. Выполняете деятельность в одиночестве? Похвалите себя сами, нарисуйте себе медаль (на полном серьёзе), выпишите почётную грамоту или поощрите себя небольшим подарком (а можно большим, если финансы позволяют).

Мы с вами убедились, что любую работу можно выполнять с удовольствием. Теперь разберём условия позитивного самоуправления.

Первое условие того, чтобы было легко что-то делать, - это добровольность, когда цели деятельности определяются нами самими. В тех случаях, когда эти цели определяются кем-то другим или обстоятельствами, мы всегда чувствуем вынужденность, что снижает мотивацию деятельности. Например, наводить порядок в своей комнате нужно не потому, что мама вас об этом попросила («заставила»), а потому, что вы признаёте необходимость этой деятельности или потому, что навести порядок в данной ситуации проще, чем доказывать маме свою точку зрения. И в том и в другом случае наведение порядка (или отказ от него) ваше личное решение, обдуманное и аргументированное. А значит, сроки и формы реализации вы выбираете сами. Сами себя контролируете и сами несёте ответственность за результат.

Легко делать привычное дело, так как при этом почти само собой, безо всякого усилия в поведении происходит освобождение огромного количества энергии. Если же мы начинаем делать что-то еще не привычное, то нам трудно. Повышается внутреннее напряжение, проявляются неуверенность, страх, и за какие-то полчаса мы очень сильно устаем, хотя можем быть и довольны этой усталостью. Поэтому до того, как появляются навыки, приходится тратить усилия на выработку привычек. Выйти на пробежку или сделать зарядку утром трудно в первый раз. Но, если вы дадите себе труд делать её каждое утро на протяжении недели, ваш организм (а главное мозг) привыкнет и сам будет требовать привычного действия. Следовательно, вторым условием позитивного управления собой будет выработка необходимых привычек.

Третье условие. Усилие должно применяться на уровне, который можно назвать усилием на грани приятного. Не стоит сразу брать на себя слишком большую нагрузку и стараться выполнить заведомо невыполнимое. Постепенно приучайте себя к дозированному усилию, которое всегда исполнялось бы и завершалось с удовольствием. Отсюда вытекает третье условие самоуправления - постепенность процесса самосовершенствования. Решив вести здоровый образ жизни, начните с малого – обследования состояния своего здоровья. Затем составьте перечень всех изменений, которые вы хотите внести в свою жизнь. Но не стоит внедрять их все сразу. Начинайте следующее только после, того как освоено предыдущее.

Определяя самостоятельно цели самосовершенствования, соблюдая принцип усилия на грани приятного, набравшись терпения и не думая о скорости самосовершенствования, полагаясь на получение удовлетворения и удовольствия здесь и теперь, вырабатывая нужную привычку, вы применяете вторую, высшую, ненасильственную стратегию управления самим собой.

Иногда мы чувствуем, как трудно сделать даже простое, привычное действие. Нам что-то мешает. Внутренние препятствия мы можем объединить под одним термином эмоциональные барьеры к действию. Это может быть страх неудачи, боязнь показать себя не в лучшем виде, быть недооценённым или осмеянным. Чем сильнее эти эмоциональные барьеры, тем труднее исполнять действие. Нетрудно понять, что устранение эмоциональных барьеров к деятельности облегчает ее и это четвертое условие позитивного самосовершенствования.

Увидев вашу улыбку, я улыбаюсь в ответ, подкатившийся к моим ногам футбольный мяч автоматически вызывает удар. Привычное действие вызывается автоматически образом-стимулом. Поэтому желающий выработать привычку и управлять собой с ее помощью должен прежде всего выработать образы-стимулы к действию (пятое условие). Это должен быть максимально подробный, яркий, привлекательный, позитивный образ того, чего вы хотите добиться. Представьте в деталях как вы будете выглядеть, когда добьетесь желаемого, что измениться в вашей жизни, как к вам будут относиться окружающие.

Применяя к себе стратегию управления через удовольствие, вы делаете этот мир лучше, распространяете вокруг себя ауру счастья и спокойной уверенности. Всяческих Вам удовольствий!

 

Литература по теме:

 

1. Адаир Д. Искусство управлять собой и другими.

2. Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально.

3. Большаков А.С. Как изменить себя.

4. Ключников С. Ю. Искусство управления собой.

5. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей.

6. Козлов Н.И. Простая правильная жизнь.

7. Литвак М.Е. Командовать или починятся.

8. Максвелл Д. Воспитай в себе лидера.

9. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.

10. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление.

11.Стейн С.Дж., Бук Г.И. Эмоциональный интеллект и ваши успехи.

12. Фуко М. Управление собой и другими.

13. Шейнов В. Скрытое управление человеком.




2015-11-27 489 Обсуждений (0)
Тема 5. Управление собой и другими 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Управление собой и другими

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)