Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды объектов правоотношений



2015-11-27 339 Обсуждений (0)
Виды объектов правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет №1

Понятие государства и права, их признаки.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечить управление.

Признаки государства:

1) Территория

2) Суверенитет (независимость государства)

3) Публичный характер

4) Принуждение

5) Сбор налогов, эмиссия денег

6) Символы (гимн, герб, флаг)

 

 

Право – система социальных норм, установленных и одобренных государством и охраняемых его принудительной силой

Признаки права:

1) Общеобязательный характер норм

2) Распространяется на всех граждан

3) Устанавливается, изменяется, охраняется и отменяется государством

4) Выражена в письменной официальной форме

5) Закрепляет существующий государственный строй

Билет №2

Система юридических наук

Юридические науки представляют собой систему знаний, с определенной структурой и взаимосвязями.

Юридическая наука - одна из старейших общественных наук, изучающая право, как особую систему социальных норм.

Юриспруденция – это деятельность, которая направлена на поддержание, регулирование, а также охрану отношений в обществе посредством присущих именно данной дисциплине методов.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право, как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

 

Отрасли юриспруденции:

1) Государственное (или конституционное) право

2) Адмиʜᴎϲтративное право

3) Гражданское право

4) Трудовое право

5) Уголовное право и др.

Ветви юридической науки:

1) Теория юриспруденции

2) История юриспруденции

3) Теория юриспруденции зарубежных стран и т.д.

Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук.

Билет №3

Общество и государство, политическая власть.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы. (в широком смысле)

Общество – это группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений или большая социальная группа с общей социальной или географической территорией.

Общество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечить управление.

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и притворять в жизнь определенные политические взгляды.

 

Билет №4

Роль и значение власти в обществе.

Первобытное общество – несвободное, оно еще не оторвалось от природы, базируется преимущественно на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве общины, рода, племени, не нуждается во внешней власти.

При цивилизации, когда общество шаг за шагом движется к свободе, появляются новые факторы: избыточный продукт - основа частной собственности, экономической свободы, и обособленная автономная личность - основа индивидуальной свободы человека.

Поэтому резко осложняется задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего (естественного) функционирования и возникает необходимость во внешней власти, а отсюда и формирование государства - особой организации политической власти. То есть власти, опирающейся на аппарат принуждения и, в зависимости от особенностей общества, на свой авторитет, традиции, обыкновения, иные факторы. При помощи государства и возникает в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как о едином организме.

Власть – волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, организованность, надлежащее функционирование, в демократическом гражданском обществе служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

В демократичном обществе власть играет огромную роль, она осуществляется на основе правовых норм, а преступное своеволие преследуется по закону. Власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. из внутреннего согласия с ней.

Билет №5

Типы и формы государства.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечить управление.

Типы государства по политическому режиму:

1) Демократическое

· Широкий круг прав и свобод граждан

· Правовое государство (3 ветви власти)

· Многопартийность (многообразие идеологии гос-ва)

· Политический плюрализм

· Разрешено все, что не запрещено

2) Тоталитарное

· Однопартийная система

· Государство контролирует все стороны жизни гражданина

· Господство одной идеологии

· Применение карательных методов (репрессия)

3) Авторитарное

· Партия, находящаяся у власти, контролирует политическую сферу

· Разрешается существование других партий

· Опора на армию, церковь, бюрократию

· Используется карательный аппарат

Формы государства – устройство политической организации, общества, призванное обеспечить ее стабильность и функционирование

Форма правления – способ организации верховной государственной власти.

· Монархия – форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках монарха и передается по наследству (абсолютная, дуалистическая, парламентская)

· Республика – форма правления, при которой власти формируются путем выборов (президентская, парламентская, смешанная)

Билет №6

Виды государства

Виды государств по форме территориального устройства.

1) Формы территориального устройства – способ взаимодействия территориальных образований государства, закрепленных конституцией РФ.

· Федеративное

o Объединение нескольких территориальных единиц в единое государство

o Конституция принимается высшим союзным органом с участием субъектов

o Субъекты могут иметь свою собственную конституции или уставы

o Субъекты обладают правом изменения границ между собой

o Субъекты имеют право на самоуправление

· Унитарное

o Единое неделимое целое государство

o Субъекты территории не имеют право на самоуправление

Примеры:Англия, Великобритания, Япония, Италия

· Конфедеративное

Объединение абсолютно независимых государств

Примеры: СНГ, Евросоюз

 

Билет №7

Задачи и функции государства.

Внутренние:

1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан

2) экономическая

3) культурная (литература, искусства, театр, кино, музыка, живописи, архитектуры и т.д. физическая культура и спорт; радио, телевидение и др.)

4) социальная (образование, медицина)

5) экологическая

6) политическая

 

Внешние:

1) поддержание мира и мирного сосуществования

2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества

3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

4) защита границ государства

5) решение глобальных проблем

 

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним

задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает

практическую направленность.

 

Наиболее важными особенностями функций государства демократического

типа считаются:

· Второстепенное значение функции прямого подавления. Последнее осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение.

· Охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и государственную.

· Ведущее значение «организаторских функции», неизвестных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам.

· Направленность функций на решение демократических по своему характеру задач.

Формы осуществления функций государства:

1) Правотворческая деятельность - форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов.

2) Правоисполнительская деятельность - деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов.

Билет №8

Формы правления, государственного устройства, политического режима.

Формы территориального устройства – способ взаимодействия территориальных образований государства, закрепленных конституцией РФ.

· Федеративное

o Объединение нескольких территориальных единиц в единое государство

o Конституция принимается высшим союзным органом с участием субъектов

o Субъекты могут иметь свою собственную конституции или уставы

o Субъекты обладают правом изменения границ между собой

o Субъекты имеют право на самоуправление

· Унитарное

o Единое неделимое целое государство

o Субъекты территории не имеют право на самоуправление

Примеры:Англия, Великобритания, Япония, Италия

· Конфедерация

o Объединение абсолютно независимых государств

o Примеры: СНГ, Евросоюз

Форма правления – способ организации верховной государственной власти.

· Монархия – форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках монарха и передается по наследству

1) Абсолютная

o Законодательная и исполнительная власть принадлежит монарху

o Правительство ответственно перед монархом

o Парламент отсутствует

o Примеры: Саудовская Аравия, Россия с Петра I (до 1905 г.)

2) Дуалистическая

o Законодательная власть разделена между парламентом и монархом

o Исполнительная власть сосредоточена в руках монарха

o Правительство ответственно перед монархом

o Примеры: Иордания, Марокко, Непал

3) Парламентская

o Законодательная власть принадлежит парламенту

o Главой государства является фактический премьер министр, формально –монарх.

o Правительство в ответе перед парламентом

o Примеры: Англия, Бельгия, Дания, Испания

 

· Республика – форма правления, при которой власти формируются путем выборов (президентская, парламентская, смешанная)

1) Президентская

o Президент избирается путем выборов

o Президент формируется правительством

o Отсутствует должность премьер-министра

o Президент – глава исполнительной власти, но он не может распоряжаться парламентом. Парламент может выразить недоверие

o Примеры: США

 

2) Смешанная

o Президент избирается всенародным голосованием

o Правительство формирует президента из лидеров политических партий и ответственно перед парламентом и президентом

o Президент имеет право распустить парламент распустит парламент, а парламент выразить недоверие

o Примеры: РФ, Франция, Австрия

3) Парламентская

o Президент выбирается представителями парламента

o Премьер-министр назначается из лидеров победивших партий

o Премьер-министр и его правительство отвечают перед парламентом

o Президент имеет право распустить парламент

o Примеры: Германия, Италия, Индия

Политические режимы:

4) Демократическое

· Широкий круг прав и свобод граждан

· Правовое государство (3 ветви власти)

· Многопартийность (многообразие идеологии гос-ва)

· Политический плюрализм

· Разрешено все, что не запрещено

5) Тоталитарное

· Однопартийная система

· Государство контролирует все стороны жизни гражданина

· Господство одной идеологии

· Применение карательных методов (репрессия)

6) Авторитарное

· Партия, находящаяся у власти, контролирует политическую сферу

· Разрешается существование других партий

· Опора на армию, церковь, бюрократию

· Используется карательный

Билет №9

Государство и гражданское общество.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях обеспечить управление.

Гражданское общество – сфера самопроявление свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных законом от прямого вмешательства со стороны государства.

Структура гражданского общество:

1) Пол политические партии

2) Общественные организации

3) Союзы предпринимателей и потребителей

4) СМИ

5) Научные и культурные организации

6) Церковь

7) Семья

Функции гражданского общества:

1) Защита граждан от незаконного вмешательства в их жизнь государства.

2) Способствует формированию органов государственной власти

3) Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно влиять на граждан.

 

Билет №10

Правовое государство. Понятие и признаки

Правовое государство— форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство рассматривается как демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

1) признание человека высшей ценностью;

2) обеспечение и защита прав и свобод человека;

3) законность во всех сферах жизни; верховенство, прямое действие Конституции;

4) внешний и внутренний суверенитет государства;

5) соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам Международного права;

6) сосредоточение государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

7) разделение властей;

8) авторитет суда, реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;

9) контроль общества за властью (выборы);

10) недопущение монополизма в политике и экономике;

11) единство прав и обязанностей граждан;

12) взаимная ответственность человека и государства;

13) наличие развитого гражданского общества (свобода, открытость (информационная свобода, мысли, слова), плюрализм, правовой характер, самоуправляемость и развитие).

 

Билет №11

Понятие права, отрасли права. Критерии выделения отраслей права.

В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия: Предмет правового регулирования — обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правового регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере конституционного права, в сфере уголовного права и т. д. Метод правового регулирования – совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения. Методы: поощрительный, рекомендательный, предупредительный, дозволительный, запретительный.

Правопредставляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Основные отрасли права:
• Государственное (конституционное)
• Административное
• Гражданско-процессуальное
• Уголовное
• Уголовно-процессуальное
• Гражданское
• Семейное
• Финансовое
• Земельное
• Исправительно-трудовое
• Трудовое
• Природоохранительное (экологическое)
• Международное

 

 

Билет №12

Соотношение права и государства.

Взаимосвязь государства и права выражается в их взаимном влиянии друг на друга.
Соотношение государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.

Единствосостоит в том, что государство и право:

® возникают и развиваются совместно;

® выступают средствами управления, инструментами власти;

® призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

® основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

® если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

® если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права является юридическая норма;

Взаимодействие государства и права:

® воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

® право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

 

Билет №13

Функции права и сферы его применения.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

1. Общесоциальная:

® экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей.

® политическая функция - состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти.

® культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в цело.

® воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм)

2. Специально-юридическая

® регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

® охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав)

Билет №14

Норма права, ее структура. Виды норм права.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или признанное государством, регулирующее общественные отношения.
Структура нормы права - это упорядоченная совокупность необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

ЗАГЛЯНИТЕ!http://lawtoday.ru/razdel/biblo/pravoved/DOC_035.php

Билет №15

Формы (источники) права. http://www.interlaw.dax.ru/student/15/G12.htm

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
Формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт – это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

2. Судебный прецедент – это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела

3. Правовой обычай – это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение.

4. Принцип права – основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах.

5. Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

6. Нормативный договор – соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать

7. Деловое обыкновение – это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону.

Билет №16

Закон и подзаконные акты. Конституция – основной закон государства и общества.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выражаю­щий государственную волю по ключевым вопросам регулирова­ния общественной и государственной жизни.
(Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.)

По своей значимости законы делятся на группы:

1. конституционные законы – регулируют вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ. Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы – принимаются для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

 

Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний. (регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.)

полезно

Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;

http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-3/39.htm больше о конституции

Конституция – основной закон государства.
Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

® учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

® устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

® закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

· Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер.

· Конституция РФ принята народом и от имени народа. Конституция может быть принята: 1.непосредственно народом на референдуме 2.парламентом 3.конституционным (учредительным) собранием

· Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. а) верховенство; б) высшая юридическая сила;

· Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Билет №17

Реализация норм права: понятие реализации норм права, стадии процесса применения права.

http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju13.html#13-3

Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

выделяют четыре формы реализации норм права:

® соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;

® исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;

® использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;

® применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Стадии процесса применения права

1) Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия.

2)Выбор нормы права. На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) должна быть положена в основу рассматриваемого дела.

3)Проверка подлинности текста нормы права. Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. У правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган.

4) Анализ содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в нем.

5) Вынесение решения компетентным органом.Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права.В результате осуществления всех предварительных стадий у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что обстоятельства исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по делу правильно избрана норма и она полно и всесторонне изучена. Только после формирования такого убеждения можно приступить к вынесению решения.

6) Доведение содержания решениядо сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например оглашение приговора либо решения суда)

Билет №18

Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Право – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия.
Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Регулирует поведение человека с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде добра и зла. Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия(общественная оценка)

Билет №19

Информация, свобода информации и её ограничение.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

Информация открытого доступа.

К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен. По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами.

Информация ограниченного доступа -
государственная тайна, запрет пропаганды социальной, национальной или религиозной превосходства и вражды. Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация

Билет 23 (Правоспособность субъектов правоотношений)

Правоспособность— это способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается за всеми физическими лицами, независимо от гражданства.

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Государство гарантирует правоспособность граждан. Статья 22 ГК РФ закрепляет, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Согласно закону гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и составляет единое качество праве дееспособности. Правосубъектность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности. В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты права на осуществление полномочий по осуществлению властных функций государственной власти, управление правосудия. Только прямо указанные в закона полномочием (властные права и обязанности) составляют его правовой статус.

 

Билет 24 (Дееспособность субъектов правоотношений)

Дееспособность - согласно ст. 21 ГК РФ под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Наиболее существенными элементами содержания дееспособности является возможность гражданами самостоятельно заключать сделки (сделкоспособность) и нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).
Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-ти летнего возраста.
Допускаются два исключения из этого правила:
1.В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-ти летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Ст. 13 Семейного кодекса РФ допускает снижение брачного возраста по решению органов местного самоуправления до 16 лет при наличии уважительных причин. Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, брачный возраст, с учетом особых обстоятельств, может быть снижен до 14 лет. Во всех этих случаях факт регистрации брака влечет автоматическое возникновение у гражданина полной дееспособности. Причем, в соответствии с абз.2 п. 2 ст. 21 ГК РФ, при расторжении брака приобретенная таким образом дееспособность сохраняется.
2.Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителе



2015-11-27 339 Обсуждений (0)
Виды объектов правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды объектов правоотношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)