Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизнь, полная абсурда и парадоксов



2015-11-27 497 Обсуждений (0)
Жизнь, полная абсурда и парадоксов 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие из тем, поднятых Хэнди в книге "The Future of Work", были развиты в его работе "The Age of Unreason" (1989). Он заканчивает предыдущую книгу призывом к радикальному переосмыслению самого понятия "работа" и его социальных и экономических аспектов. Он пишет:

 

Мы зафиксированы, и как народ, и как личности, системой занятости. Труд понимается нами как работа по найму. Такая работа приносит нам деньги, она же является основой для обретения нами некого статуса и самоидентифнкации. По этой причине мы изо всех сил держимся за нее, измеряем ею свои успехи, связываем с ней все свои ожидания, как в отношении себя, так и в отношении своей страны; мы не мыслим без нее своего будущего. Ирония состоит в том, что, тем не менее, мы относимся к ней негативно, поскольку наше индивидуалистическое начало, в полном соответствии с теорией Маркса, противится подобной продаже нами самих себя и своего времени.

(Handy,1984/1994, р. 188)

 

Этот парадокс игнорируется большинством теоретиков, хотя такие мыслители, как Маслоу (см. главу 14), Шумахер (см. главу 17) и, разумеется, Браверман (см. главу 18), осознавали сложность и неудовлетворительность отношений найма. Хэнди придерживается позиции, в соответствии с которой организации или корпорации, ставшие более или менее серьезными институтами индустриального общества, начинают ослабевать. Эра, когда такие люди, как Генри Форд, могли работать наиболее эффективно, концентрируя все производственные возможности на одной площадке, быстро сменилась эпохой аморфности и расплывчатости предприятий. Хорошо оплачиваемые, обеспечивающие занятость работы теперь не гарантированы даже для меньшинства работников. В будущем куда большую роль будут играть кратковременные работы, способствующие развитию пакетного подхода и требующие от индивида гибкости, прагматизма и, желательно, разносторонности. Некогда жесткое разграничение между работой и досугом, возникшее в начале промышленной революции, станет более расплывчатым.

Основным следствием этого, считает Хэнди, станет неизбежное изменение сути образования и образовательной системы. Британский подход к образованию и обучению в данном случае придется изменить. Базовое образование и профессиональное обучение старого образца как подготовка к сорокалетней рабочей жизни уже считается излишней. Минуло время, когда человек сначала получал образование, затем отдавал остаток активной жизни работе. Новая система образования должна развиваться в направлении, которое способствует большей включенности и большей широте образования, удобного для всех. Хэнди пишет:

 

Если действующие организации будут нуждаться во все более интеллигентных людях, если карьеры станут более динамичными, и, прежде всего, если большее количество людей будет стремиться к большей независимости, тогда образование станет самым важным вложением в собственную судьбу, которое только может сделать человек. Но это будет уже не то образование, которое получило большинство из нас, ... при этом, чем раньше мы откажемся от принятой ныне британской идеи образования, тем лучше. Образование требует обновления.

(Handy, 1980/1990, р. 168)

 

Разумеется, Хэнди прекрасно понимает, что сказать легче, чем сделать, и для того, чтобы люди изъявили готовность учиться всю свою жизнь, они должны существенно пересмотреть свои нынешние позиции. На деле, для этого каждый индивид и общество в целом должны понять, что мир труда кардинально изменился и возврата к прошлому больше не будет. Тем не менее, несмотря на очевидные опасности, проблемы и затруднения, Хэнди смотрит в будущее с оптимизмом. Он считает, что новое пространство труда само генерирует возможность подобного выбора, который был немыслим при прежних формах рабочей жизни. Возможно, скачкообразные изменения будут способствовать освобождению индивидов от ограничений, налагаемых на них организационной жизнью, позволяя "большему количеству людей раньше становиться самими собой" (Handy, 1989/90, р. 212).

Настрой книги "The Empty Raincoat" куда мрачнее. Книга начинается с авторского пассажа, представляющего собой нечто вроде оправдания или исповеди. Он пишет:

 

Четыре года назад была опубликована моя книга "The Age of Unreason". В этой книге я пишу о трансформации, которую претерпел труд как таковой, и о ее возможных последствиях для нас. В общем и целом она была достаточно оптимистична. С той поры мир труда: претерпел чрезвычайные изменения, характер которых описан в этой книге. Казалось бы, это должно было порадовать автора, но, увы, радоваться особенно нечему. Изменения затронули слишком большое количество людей. Капитализм оказался не столь гибким, как можно было предположить. Правительствам явно недоставало мудрости и дальновидности. Для многих жизнь стала борьбой, для большинства – ребусом.

(Handy, 1994, р. 1)

 

Хэнди назвал свою книгу по названию скульптуры, увиденной им в парке Миннеаполиса. Скульптура эта состояла из трех частей, самой крупной из которых был бронзовый плащ, вертикально стоящий, но пустой. Хэнди воспринял этот пустой плащ в качестве "символа довлеющего над нами парадокса". Он пишет, что "мы не должны иметь то же предназначение, что и пустой плащ, быть безымянными номерами, исполнителями заданных ролей, сырьем для экономики или социологии, статистическим материалом правительственного отчета. Если цена такова, то экономический прогресс – это пустые слова. Человек должен жить собственной жизнью, а не служить колесиком чьей-то огромной машины, несущейся Бог знает куда" (Handy, 1994, р. 2).

В своей книге Хэнди пытается разобраться с некоторыми парадоксами, характерными для конца двадцатого столетия. К примеру, нам необходимо выполнить множество работ самого разного рода, но у нас явно не достает денег на решение этой задачи. Волонтерский труд нам особенно не поможет, поскольку многие из этих работ могут выполняться только при условии наличия денежной компенсации. Тот, кто уже имеет постоянную оплачиваемую работу, будет вынужден работать еще интенсивнее. Порой эта интенсивность становится столь высокой, что у людей не остается времени ни на что иное, кроме работы, - они буквально "сгорают на работе" и их заменяют другими, более молодыми и жаждущими работниками. При этом целые группы населения могут отстраняться от мира оплачиваемой работы, поскольку они слишком стары, лишены необходимых умений, живут не в том месте и так далее. Такие люди быстро лишаются своих гражданских прав, в том смысле, что они утрачивают возможность получать финансовые средства, без которых жить в обществе, построенном на деньгах, попросту невозможно. Речь здесь идет не о нехватке денег, а о растущем неравенстве при их распределении. Хэнди замечает:

 

За период с 1979 по 1990 гг. реальные доходы нижней десятипроцентной прослойки (в Великобритании) упали на 14%, в то время как средний уровень доходов вырос на целых 36%. В других странах с развитой экономикой этот перекос имел место в меньшей степени, но указанная тенденция наличествует и здесь. Богатые богатеют, бедные беднеют и, порой, не только относительно богатых. Единственное, что все еще удерживает их вместе, так это, возможно, надежда бедных на то, что когда-нибудь богатыми станут и они. Увы, ныне надежда эта тщетна.

(Handy, 1994, р. 12)

 

Очевидно, изменения характера труда, наблюдаемые Хэнди, противоречат модели, в которой организация труда может стать фокусом сообщества или основой самоидентификации. Хотя некоторые крупные производственные единицы все еще существуют (скажем, в автомобильной промышленности), их становится меньше и, в любом случае, средняя продолжительность трудовой жизни в таких местах уменьшается. Индивиды, обладающие необходимыми навыками и должной мотивацией, становятся, говоря языком французских экзистенциалистов самосозидаемыми проектами; постиндустриальное будущее обещает им большую свободу. Другие люди (которые, вероятно, составляют большинство) будут постоянно страдать, в лучшем случае, от хронической неопределенности, в худшем - от своей зависимости от государства или, даже, от криминального мира. Как далеко эта мрачная рефлексия Хэнди уводит от благостных дум Understanding Organizations!... Его видение будущего отчасти обусловлено некоторыми воззрениями Шумахера (см. главу 17), представленными в вышедшей уже после смерти последнего работе "Good Work" ("Хорошая работа", 1979). Шумахер считает, что растущая капиталоемкость производства в сочетании с ростом автоматизации ведут к кризису занятости; промышленно развитые страны должны пересмотреть принятую систему ценностей и, возможно, "вернуться" к менее сложным способам производства. Хэнди разделяет также взгляды марксиста-экзистенциалиста Андре Горца, выраженные в его книге "Farewell to Working Class" ("Прощай, рабочий класс"), опубликованной на английском языке в 1982 г. Горц, подобно Хэнди, пишет о частичном коллапсе труда в индустриально развитых странах Запада и пытается дать анализ его социальных вариантов. Он пишет:

 

Ликвидация труда – это реально идущий процесс, который, вероятно, будет лишь ускоряться. Согласно независимым экономическим прогнозам, в каждой из трех ведущих индустриальных стран Западной Европы развитие автоматизации производства приведет за десять ближайших лет к сокращению количества рабочих мест на 4-5 млн... В контексте нынешнего кризиса и технологической революции восстановить полную занятость благодаря экономическому росту совершено невозможно... Мы являемся свидетелями становления общества, основанного на массовой безработице. Оно включает, с одной стороны, растущую массу постоянных безработных, с другой, - аристократию работников, состоящих в штате, между которыми находится пролетариат временных работников, выполняющих самые неквалифицированные и тяжелые работы.

(Gortz, 1982, р. 3)

 

Отвергая взгляды ортодоксального марксизма (см. главу 18), Горц заявляет, что промышленный пролетариат уже не настолько многочислен, чтобы играть какую-либо заметную роль в процессе индустриальных перемен. Вместо этого он говорит о "не-классе не-производителей", которые, по его мнению, обладают способностью преобразовывать общество. Как он пишет, "лишь не-класс не-производителей... воплощает то, что находится за "продуктивизмом": отрицание аккумулированной этики и растворение всех классов" (Gorz, 1982,р. 74). Подобно Горцу, Хэнди считает, что изменения в характере и объемах труда с необходимостью приведут к индивидуальной и социальной трансформации. Хотя Хэнди разделяет некоторые взгляды Горца, он не прибегает к использованию того же европейского интеллектуального багажа и гегельянской риторики. Для Хэнди будущее - нечто такое, к чему стремятся индивиды, нечто, отвечающее их желаниям. Новый мир труда может способствовать его достижению благодаря своей большей гибкости и возможности строить свою рабочую жизнь вне организационных запретов и ограничений. Разумеется, существует опасность того, что растущий "деклассированный" класс (underclass) станет еще более многочисленным, что приведет к резкой поляризации общества. Далее, исчезновение крупных организаций и института "пожизненной" занятости может усилить чувство личной изоляции и одиночества. Хэнди считает, что в будущем возникнет необходимость в активном насаждении коллективистских чувств, при этом он связывает все свои надежды не с макро-, а с микроуровнем. Он завершает свой труд достойными Шумахера словами:

 

Нации слишком велики, а будущее не так уж далеко. Лучше говорить о вещах меньших: организации, сообществе, городе, семье, круге друзей, небольшой сети "людей-портфелей", которые могут посвятить себя чему-то большему, чем другие. Мы сами формируем наше собственное управление нашего собственного дома.

(Handy, 1995, р. 267)

Резюме

 

Последние работы Хэнди отражают растущую тревогу, обусловленную стремительными социальными и техническими изменениямн, глобализацией и высоким уровнем безработицы. В 80-90 гг. оптимистическое видение экономических целей и личных перспектив стало постепенно уступать место сомнениям. Рост "деклассированного" класса внес изменения в структуру общества. Качество рабочей жизни падает по мере того, как большинство новых работ не обеспечивает ощущения собственного достоинства, защищенности и уровня оплаты, необходимого для процветания личности. В теории менеджмента положение о том, что организация, использующая наемный труд, может служить средоточием общественной и/или личной идентификации, становится все более сомнительным. Хэнди попытался проанализировать возможности, опасности и вероятные социальные аспекты зарождающегося постиндустриального общества.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Назовите основные факторы, которыми был обусловлен относительно высокий уровень безработицы в 80-90 гг.

2. Что означают термины "центр" и "периферия" в контексте обсуждаемой проблемы занятости?

3. Кого Хэнди называет "людьми-портфелями"?

4. Почему Хэнди считает пожизненную занятость анахронизмом?

 

Дополнительноечтение

 

Clutterbuck, D. and Crainer,.S. (1990) Makers of Management: Men and Women Who Changed the Business World, Macmillan, London, ch. 2.

Gorz, A. (1982) Farewell to the Working Class: An Essay in Post-industrial Socialism, Pluto Press, London.

Handy, C. (1976) Understanding Organizations, Penguin Books, Harmondsworth.

Handy, C. (1984/1994) The Future of Work: A Guide to a Changing Society, Basil Blackwell, Oxford.

Handy, С. (1989/90) The Age of Unreason, Arrow Books, London.

Handy, C. (1994) The Empty Raincoat: Making Sense of the Future, Hutchinson, London.

Kennedy, C. (1991) Guide to the Management Gurus, Century, London, ch. 11.

Schumacher, E.F. (1979) Good Work,Jonathan Cape, London. Sheldrake,}. (1991) Industrial Relations and Politics in Britain 1880-1989, Pinter, London, chs. 5 and 6.

 

Глава 21

Заключение

В данной книге прослеживается эволюция теории управления с конца девятнадцатого века по сей день, т. е., по сути, от тейлоризма до японизации. До недавнего времени было принято считать, что эта эволюция более или менее совпадает с развитием одной единственной страны, а именно США. Научный менеджмент прошел испытание в горниле американской индустриализации и впоследствии распространился по всем развитым и развивающимся индустриальным странам. Американская система производства породила технику массового производства, эффективно использованную американскими автомобилестроителями. Даже то предприятие, на котором был брошен вызов тейлоризму, Hawthorne Works of Western Electric, основывало свою работу на научном менеджменте, методах массового производства и американской капиталистической системе процветания. Успех американской промышленности был обусловлен ее технической оснащенностью, управленческим опытом и устойчивой рентабельностью. Однако в 80-е гг. промышленной гегемонии США стали угрожать страны Дальнего Востока, и прежде всего Япония. В конце столетия центр мирового производства находился уже не в США и не в Европе, а в Азии. Этот процесс, а также глобализация производства и торговли привели к ряду значительных последствий, выразившихся, в том числе, и в снижении уровня занятости. В этой ситуации перед менеджерами встала грандиозная задача, состоящая не только в необходимости управления организациями, но и в противодействии скептицизму и неуверенности, вызванными ростом безработицы. Вряд ли возможно повысить степень удовлетворенности работой или стимулировать самоактуализацию работников в условиях, когда массовые увольнения представляются неизбежными. Хотя оптимистическая точка зрения, в соответствии с которой экономический рост позволит найти некие паллиативы для безработных, представляется достаточно сомнительной, не следует отчаиваться, ибо в любом случае отчаяние не поможет делу. Менеджеры должны работать, исходя из сложившейся обстановки, что бывает весьма непросто. Это, например, показывает опыт Файоля и Слоуна. В нашем распоряжении имеется богатое теоретическое наследие, в частности, работы, вызванные к жизни экономическими успехами Японии. Будем надеяться, что все эти труды смогут стать для нас путеводителем и источником вдохновения в наступающую непростую эпоху.


[1] Hawthorn - город в штате Иллинойс, США, где расположен завод чикагской компании Western Electric; можно встретить переводы: Хоуторн, Хотторн, Хотон, Хауторн. Ближе всего по транскрипции Хотон, однако, более традиционной формой является Хоторп; такой перевод более соответствует американской традиции произношения (прим. науч. ред.).

[2] Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянский экономист и социолог, один из основателей функционализма, автор закона распределения доходов и концепции "смены элит" как основы общественных процессов (прим. науч. ред.).

[3] Движение луддистов, Англия, конец XVII–начало XIX в. (прим. науч. ред.).

[4] В своей работе The Principles of Scientific Management (pp. 44-46) Тейлор называет Нолле "Шмидтом" и приводит здесь же свою беседу с ним. Хотя многие критики Тейлора считают данный разговор свидетельством крайней черствости Тейлора, разговор этот, скорее всего, вообще не имел места в действительности.

[5] В СССР методы научного менеджмента исследовались и внедрялись в рамках научной организация труда (НОТ) и нормирования труда[5]. НОТ – организация труда, основывающаяся на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в трудовую деятельность, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда, обеспечивающая наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствующая сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в жизненную необходимость.

 

[6] Gilbreth - фамилию этих ученых в отечественной литературе можно встретить переведенной на русский язык как Гилбрет, Гилбрейт (прим. пауч. ред.).

[7] Основная часть биографической информации в данной главе базируется на сведениях, приведенных в книге Л. М. Джилбрет The Quest for the One Best Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth, Hive, Easton 1973.

[8] Биографические данные, приведенные в этой главе, взяты из работы L. Aldorf "Henry Laurence Gantt: Leader in Industry", сокращенный вариант которой приведен в книге Rathe A. (ed) (1960) Gantt on Management: Guidelines for Today's Executive, American Management Association and The American Society of Mechanical Engineers, New York).

[9] В числе групп операций, встречающихся на предприятиях (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные операции), А. Файоль выделяет административную функцию, определяя ее как управленческую, обеспечивающую предвидение, организацию, распоряжение, координацию и контроль. Это одна из шести специфических функций, реализуемых на предприятии, при этом, если правление зэто ведение предприятия к цели с использованием всех ресурсов и обеспечением действия всех шести функций, то управление, или администрирование зодна из шести функций, действие которой должно быть обеспечено правлением. Эта функция разделена между головой и членами социального тела, как и другие функции. Но в составе ролей крупных директоров она занимает такое значительное место, что может казаться, будто роль эта исключительно административная. См.: Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. С. 11-12 (перевод на русский язык Б. В. Бабина -Кореня, 1923). Правомерно считать, что "администрирование" является синонимом слова "управление", или "менеджмент", а "правление" - "руководство". Если Ф. Тейлор рассматривал, в основном, цеховой уровень организации производства, то А. Файоль - высший административный (прим. науч. ред.).

[10] Комментри – Фуршамболь – Дезаквиль (Комамболь) (прим. науч. ред.).

[11] Анри Ле Шателье (1850–1936) - химик и металлург, профессор Сорбоннского университета. Шарль де Фременвилем (1856 – 1936) - видный инженер, специалист по железнодорожной технике и механическим приводам.

[12] Представляется правомерным и такой перевод названия работы: "Администрирование: промышленное и общее" (прим. науч. ред.).

[13] Эдвард Алберт Файлин (1860-1937) - пионер использования научных методов управления в розничной торговле, поддерживавший деятельность исследовательского института Twentieth Century Fund. Работа его универмага стала предметом особого рассмотрения Мери Паркер Фоллетт (см. главу 8).

[14] В переводе на русский язык 1923 г. - "править" (прим. науч. ред.).

[15] Считаем целесообразным обратить внимание и на следующую мысль А. Файоля, изложенную в этой же его работе: "Мужественное принятие и сознание ответственности вызывает уважение других; это - род мужества, всюду очень ценимый. Явное доказательство этого - в гораздо более высокой оценке некоторых руководителей промышленности сравнительно с оценкой иных государственных служащих того же масштаба работы, но - безответственных. И тем не менее ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти. “Боязнь ответственности парализует много начинаний и сводит на нет многие качества” (Управление - это наука и искусство. c. 23) (прим. науч. ред.).

[16] "Совершенный порядок сверх того требует, чтоб место было по работнику и работник по месту. The right man in the right place" (Управление - это наука и искусство. c. 37) (прим. науч. ред.).

[17] "Подготовка программы действия - одна из наиболее важных и трудных операций во всяком предприятии; она приводит в действие все отделы и все функции, в частности административную. И когда руководитель предприятия принимается за составление программы действия, указывает ее цель и объем, определяет участие каждого отдела в общем деле, координирует отдельные части программы, гармонизирует ее в целом и, наконец, принимает решение о том, какой держаться линии поведения - это, в сущности, и есть функция администратора" (Управление - это наука и искусство. с. 42-43) (прим. науч. ред.).

[18] Грипп, называемый в период этой пандемии “испанкой”.

[19] Современный менеджмент рассматривает еще и такие виды власти, как основанная на принуждении, основанная на вознаграждении, на личном примере (эталонная власть), экспертная власть, референтная власть (см., например, Дафт Р. Л. Менеджмент. СПб: Питер, 2000 и др.) (прим. науч. ред.).

[20] Биографическая информация, представленная в этой статье, основана главным образом на данных, приведенных Р. Хайманом в предисловии к изданию труда Гудрича "The Frontier of Control" ("Пределы контроля"), увидевшему свет в 1975 г.

[21] Бенджамин Сибом Раунтри (1871-1954) - социальный исследователь и промышленник, занимавший с 1916 по 1918 г. пост директора департамента условий производства министерства военно-технического снабжения. В 1923 г. сменил отца на посту руководителя кондитерской фабрики семейства Раунтри и занялся переустройством Rowantree Works в Йорке в соответствии с принципами научного менеджмента. Он сотрудничал с Линделлом Ф. Урвиком, пионером британской теории менеджмента, и определял программу работы патерналистской компании, занимавшейся социальными выплатами. Когда Мэри Паркер Фоллетт понадобился конкретный материал для исследований в сфере социальной философии бизнеса, она выбрала в качестве примера Rowantree Works и бёстонский универмаг Filen's.

[22] Регулярные (ежемесячные) выплаты патентодержателю за право использования новинки (прим. науч. ред.).

[23] Имеется в виду линейно-штабная структура управления предприятием (прим. науч. ред.).

[24] Международная организация труда (МОТ) была создана в рамках Версальского договора и имела целью обеспечение продолжительного мира. МОТ, которая была во многом обязана своим появлением Великобритании и изначально находилась в Лондоне, стремилась к улучшению стандартов и условий работы, а также способствовала производительному применению труда во всем мире.

[25] The Times 10 December 1983.

[26] The Times op cit.

[27] "Безжалостные красотки".

[28] Э. Лоуэлл - юрист, педагог, писатель; с 1909 по 1933 г. занимал должность ректора Гарвардского университета (прим. перев.).

[29] По-видимому, речь идет о так называемых "неформальных лидерах", интересы которых могут совпадать, а могут не совпадать с интересами организации (прим. науч. ред.).

 

[30] В психологии А. Маслоу считается одним из родоначальников направления "гуманистическая психология" (прим. науч. ред.).

 

[31] Часто встречается русский перевод фамилии "Herzberg" как "Герцберг" (прим. науч. ред).

 

[32] Напомним, что в отечественной научной традиции термин "мотив" обозначает внутреннее побуждение к активности, а внешнее побуждение обозначается понятием "стимул". Отсюда термины "мотивация", "мотивирование" логичнее связывать с процессами, происходящими в сознании человека, а воздействия, осуществляемые извне, связывать с понятием "стимулирование". Тем не менее, существует точка зрения, особенно распространенная в западном менеджменте, что "мотивация" и "мотивирование" могут обозначать и внешнее, и внутреннее воздействие на поведение человека. Можно встретить и такое понимание: "мотивация" - внутреннее побуждение к активности, а "мотивирование" - внешнее воздействие с целью сформировать внутреннее побуждение. Для правильного понимания точки зрения автора и значения, которое он придает этим понятиям, необходимо внимательно относиться к контексту, принимать во внимание весь набор аргументов и обстоятельств, рассматриваемых в тексте (прим. науч. ред.).

 

 

[33] Сторонник когнитивного подхода в психологии Роттер (1966г., США) различает людей, ориентируемых изнутри и ориентируемых извне. Первые имеют внутренний локус контроля (интерналы), они убеждены, что в любой момент они способны повлиять па свое окружение, и в конечном счете они всегда сами берут на себя ответственность за то, что с ними случается. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий или были недостаточно настойчивы. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи неслучайными, зависящими от собственной компетентности, целеустремленности, уровня способностей, являющимися закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. Напротив, люди, верящие в существование внешнего контроля, имеющие внешний локус контроля, низкий уровень субъективного контроля (экстерналы), убеждены, что в различных обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, всецело повинны другие люди, везенье или случай. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. В случае же успеха экстернал считает его закономерным отражением своих способностей. Объяснение В. Врума можно связать с поведением экстерналов (прим, науч. ред.).

[34] Способ действия, методы кого-либо или механизм действия чего-либо (лат.).

 

[35] Перед смертью Мак-Грегор работал над новой книгой. Рукопись была отредактирована Кэролайн Мак-Грегор и Уорреном Беннисом и опубликована в издательстве McGraw-Hill под названием "The Professional Manager" ("Профессиональный менеджер").

 

[36] "Я бы сказал, что человек испытывает депривацию, если он безнадежно лишен чего-то такого, что обычно считается привлекательным или желанным; но только тогда он может считаться фрустрированным, когда он уже предвкушал удовольствие от обладания объектом своего желания, но его ожидания не сбылись" (Л. Берко-виц, 1972) (Цит. по: Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1996. С. 493) (прим. науч. ред.).

[37] Напомним, что речь идет о тех предположениях относительно природы человека и основ его поведения, которыми руководствуется менеджер в случае выбора способа воздействия с целью получения необходимого результата, поведения (прим. науч. ред.).

 

[38] Большая часть биографической информации, содержащейся в этой главе, взята из биографического словаря Dictionary of National Biography 1971-1980 Oxford University Press, Oxford, 1986.

 

[39] По-видимому, имеется в виду то, что в малых организациях весь коллектив представляет собой малую "контактную" группу, где каждый с каждым находится "лицом к лицу", каждый может взаимодействовать и влиять на каждого (прим. науч. ред.).

[40] Приведено по Catechism of the Catholic Church (Pocket Edition), Geoffrey Chapman, London, 1995, p. 414.

[41] Наиболее близкое значение, по-видимому, "предпринимательство" (прим. науч. ред.).

[42] В американских книгах по менеджменту содержится сентенция, что работа должна содержать "интерес и вызов", т. е. как бы вызывать работника на соревнование, подзадоривать, будить в нем азарт (см., например, Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: "Дело", 1991, и их трактовку мотивационно-гигиенической теории Герцберга нас. 185-186) (прим. науч. ред.).

 

[43] Баран Пол (1910-1964) - американский экономист. Рассматривал проблемы экономики развивающихся стран с буржуазно-либеральных позиций, критиковал монополистический капитал США (Сов. энциклопедический словарь) (прим. науч. ред.).

[44] Graduate school - аспирантура (америк.).

[45] Тем не менее, она соответствовала действительности. К 1990 г. годовой доход Японии на душу населения достиг $23 570, тогда как в Америке этот же показатель составил всего $21 653 (Oliver and Wilkinson, 1992, p. 4).

 

[46] Руководители среднего звена должны "выискивать" и ставить проблемы, чтобы, решая их, обеспечивать непрерывное развитие организации: снижение затрат, повышение качества, улучшение условий труда, рост производства и производительности труда и т. п. (прим. науч. ред.).

[47] Социетальный - термин, применяемый в социологии для обозначения отношений и процессов в наиболее сложных социальных системах с развитым управлением, социально-классовыми структурами и институтами. В настоящее время термин употребляется обычно для описания отношений и процессов на уровне общества в целом (Краткий словарь по социологии – М.: Политиздат, 1989) (прим. науч. ред.).

[48] На наш взгляд, очень интересно рассмотреть динамику изменения восприятия организации в трудах теоретиков менеджмента: от Мэйо к Оучи и далее к Шумахеру и Браверману (прим. науч. ред.).

 

[49] Актор - в социологии - активный, действующий, влиятельный субъект, организация (прим. науч. ред.).

[50] Эвфемизм - непрямое, смягченное выражение вместо резкого.



2015-11-27 497 Обсуждений (0)
Жизнь, полная абсурда и парадоксов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизнь, полная абсурда и парадоксов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)