МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа - комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ и(или) научные исследования по одному вопросу теоретического или практического характера. В курсовой работе должны сочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативно-правовых актов и материалов юридической практики. Курсовая работа - это обязательное условие допуска студента к итоговому экзамену по теории государства и права. Работа над подготовкой курсовой должна носить творческий характер. Она способствует приобретению студентом навыков самостоятельной работы с литературными и нормативно-правовыми источниками, а также необходимому для профессии юриста любого профиля работы качеству - умению изложения аргументированной и логически завершенной позиции по конкретному вопросу. Выполнение письменной работы - это шаг к овладению письменной речи одному из непременных требований, предъявляемых к юристу-профессионалу. Студенты вправе по своему выбору избрать тему из предлагаемого перечня работ, который не является исчерпывающим. Кроме того, они могут самостоятельно, в рамках программы учебного курса, сформулировать избранную тему курсовой работы, не входящую в примерную тематику. Обязательными структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список. Во введении кратко характеризуется проблема, исследованию которой посвящена письменная учебная работа. При этом необходимо обосновать актуальность исследования для юридической науки и практики, дать оценку современного состояния решаемой проблемы и степень его освещения в литературе, определить цель и задачи, объект и предмет исследования. В основной части раскрывается заявленная тема в соответствии с поставленными во введении задачами исследования. Основная часть состоит из двух-трех разделов, каждый из которых подразделяется на подразделы. В ходе работы над основной частью работы необходимо всесторонне изучить теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, проанализировать нормативно-правовой материал и научную литературу по теме, обобщить в рамках заявленной темы юридическую практику. В конце каждого раздела рекомендуется формулировать краткие выводы по результатам проведенного исследования изучаемой проблемы. Заключение должно содержать окончательные выводы, характеризующие итоги работы в решении поставленных перед студентом задач. В заключении необходимо указать выявленные коллизии законодательства и недостатки в правоприменении, а также сделать предложения по их устранению, отметить преимущества, связанные с реализацией указанных предложений. Библиографический список должен включать в себя библиографические описания всех используемых цитируемых или упоминаемых в дипломной работе документов и литературных источников, а не только тех, на которые есть ссылки в работе. Библиографический список располагается после заключения и состоит из подразделов: I. Нормативные правовые акты располагаются по юридической силе. II. Литература (учебная, научная, монографии и пр.), статьи из периодических изданий располагаются общим списком в алфавитном порядке. Письменные учебные работы оформляются в соответствии с внутриуниверситетскими требованиями и базируются на следующих государственных стандартах: - ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. - ГОСТ 7.32 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - ГОСТ 7.82 – 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. По вопросам грамотного орфографического написания необходимо использовать Краткий справочник по оформлению нормативных правовых актов в администрации Президента РФ. Общий объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц (со списком используемых источников, но без приложений), тематического реферата – 20 страниц, контрольной работы – 18 страниц (теоретическая часть, текст решение ситуационной задачи выносится в приложение). Текст курсовой работы должен быть выполнен любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 и содержать примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания – 29-30 строк на странице). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие требования: - шрифт № 14 Times New Roman (обычный интервал шрифта); - междустрочный интервал – один полуторный интервал на компьютере; - выравнивание текста на странице «по ширине»; - размеры полей: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм; - абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25 (пяти знакам); Сноски (ссылки) и цитаты являются обязательными элементами научной работы, в том числе и письменной учебной работы.
Перечень тем курсовой работы
1. Место и роль теории государства и права в системе юриспруденции. 2. Теория государства и права: предмет, система и функции. 3. Современная методология познания государства и права. 4. История отечественной теории государства и права. 5. Теории происхождения государства и права: оценка с позиций современного знания. 6. Соотношение государства и права. 7. Относительная самостоятельность права. 8. Типология государственности и основные исторические типы государств. 9. Основные закономерности возникновения права. 10. Структура политической системы общества: институциональная и нормативная подсистемы. 11. Место и роль государства в политико-правовой системе общества. 12. Государственность: институциональные признаки и сущность. 13. Функции государства: понятие, классификация, содержание. 14. Форма государственности: понятие, разновидности. 15. Механизм государства: понятие, структура, эффективность. 16. Административный аппарат: понятие, виды, роль, содержание и формы деятельности. 17. Политическая демократия и государство. 18. Политический (государственный) режим: типы и формы. 19. Классическая теория разделения государственной власти и ее современная интерпретация. 20. Законодательная власть: функции, организационные формы, структура, формы и методы деятельности. 21. Исполнительная власть: функции, организационные формы, структура, формы и методы деятельности. 22. Судебная власть: функции, принципы организации и деятельности, виды судебных органов. 23. Основные формы и методы осуществления государственной власти (реализации функций государства). 24. Теория гражданского общества: время и причины возникновения, содержание. 25. Проблема становления гражданского общества в России. 26. Теория правового государства в отечественной политико-правовой мысли. 27. Возможна ли правовая государственность в России? 28. Современные подходы к пониманию права в России. 29. Взаимодействие государства с общественными объединениями, СМИ и органами местного самоуправления. 30. Право: основные признаки (свойства), сущность. 31. Действие права и условия его эффективности. 32. Функции права: понятие, виды, содержание. 33. Источники (формы) права: понятие, классификация. 34. Нормы права: понятие, структура, виды и внешнее выражение. 35. Нормотворчество: понятие, способы, стадии. 36. Акты судебной власти как источники права. 37. Правоотношение: понятие, виды, содержание, возникновение и изменение. 38. Правосубъектность сторон правоотношения. 39. Правовой статус физических лиц и организаций. 40. Правосознание: понятие, структура, роль. 41. Актуальные проблемы государственно-правового нигилизма и фетишизма. 42. Реализация законодательной воли: пути и средства. 43. Толкование законов и подзаконных правовых актов. 44. Законность и правопорядок: понятие, соотношение, роль. 45. Правоохранительная система: понятие, цели и объекты. 46. Правонарушение: сущность, виды и юридический состав. 47. Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды. 48. Проблема злоупотребления правом и необходимость его предотвращения. 49. Социальная ценность права. 50. Пробелы в позитивном праве: понятие, виды, способы установления и устранения. 51. Система (структура) права и правовая система: понятия, их соотношение, содержание. 52. Типология правовых систем прошлого и настоящего. 53. Механизм государственно-правового регулирования: структура, содержание, назначение. 54. Основные права, свободы и обязанности человека: теория, нормативная база и классификация. 55. Право на жизнь и на смерть как проблема теоретической и практической юриспруденции. 56. Соотношение государственно-правовой надстройки с экономической и экологической сферами жизнедеятельности общества. 57. Роль государства и права в обеспечении социального мира, согласия и безопасности. 58. Государство, право и культура. 59. Право, мораль и религия в истории общества. 60. Философия государства и права: понятие, соотношение с политической философией и теорией государства и права. 61. Юридический процесс и государственно-правовое развитие. 62. Право и политика: взаимосвязь, соотношение. 63. Государственно-правовые аспекты политической реформы в России. 64. Роль современных информационных технологий в систематизации законодательства. 65. Введение в теорию социального государства и открытого общества. 66. Государственность: соотношение управления и самоуправления. 67. Государство: бюрократия и бюрократизм. 68. Государство и право: соотношение индивидуального, группового и общесоциального начал. 69. Антиномия запрета и разрешения государством некоторых видов правового поведения. 70. Система современного права (законодательства) России. 71. Юридическая техника: понятие, структура, содержание. 72. Географический детерминизм в истории учений о государстве и праве.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В качестве контрольной работы студентам предлагаются тестовые задания. Выбор тестовых заданий осуществляется с помощью таблицы:
Тестовые задания: 1. Предметом теории государства и права является: а) изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем; б) изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права в их неразрывной взаимозависимости; в) исследование определенной сферы государственной жизни, а также конкретной отрасли права и законодательства.
2. Наука теории государства и права: а) исследует существующие проблемы в рамках предмета изучения; б) развивается только учеными-теоретиками; в) изучает все закономерности возникновения и развития, а также функционирования и совершенствования; г) все перечисленное верно.
3. Учебная дисциплина теория государства и права: а) изучает государственно-правовые явления, относящиеся к сфере действия юриспруденции; б) предлагает студентам для изучения только уже не подлежащие дальнейшему исследованию юридически значимые явления; в) разрабатывается только профессорско-преподавательским составом; г) все перечисленное верно.
4. Вопросами о происхождении государства и права не занимается следующая юридическая дисциплина: а) теория государства и права; б) всеобщая история права и государства; в) информатика в области государства и права; г) юридическая антропология.
5. Всеобщая история государства и права изучает: а) общие закономерности в истории права; б) общие закономерности в истории государства; в) общее и особенное в истории права и государства; г) общее и особенное в истории права и государства с точки зрения их исторического прогресса.
6. При изучении своего предмета современная теория государства и права использует: а) статистический метод; б) сравнительное правоведение; в) правовой эксперимент; г) все перечисленное.
7. Специальными научными методами познания являются те, которые: а) применяются всеми науками; б) необходимы для изучения проблем в конкретных видах наук; в) применяются в некоторых видах наук; г) все перечисленное верно.
8. К всеобщим методам познания относятся: а) диалектика; б) материализм; в) контент-анализ; г) социологический опрос.
9. К общенаучным методам познания относятся: а) статистический; б) правовой эксперимент; в) сравнительное правоведение; г) интервьюирование.
10. К частнонаучным методам познания относятся: а) герменевтика; б) системность; в) прогностический; г) феноменология.
11. К специальным методам познания относятся: а) кибернетический; б) математический; в) абстрактный и конкретный; г) наблюдение.
12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем применяется следующий метод: а) анализа и синтеза; б) кибернетический; в) статистический; г) сравнительно-правовой (компаративистский).
13. Впервые возникшие древние государства были: а) рабовладельческими; б) раннеклассовыми; в) раннефеодальными; г) как правило, городами-государствами.
14. Признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытного общества, являются: а) наличие населения и территории; б) обязательное добровольное пожертвование старейшинам; в) наличие постоянно действующего аппарата управления; г) система налогов и сборов; д) наличие социальной власти.
15. Признаками современного государства, отличающими его от других организаций общества, являются: а) система налогов и сборов; б) наличие полномочия единственного представителя интересов всех своих граждан; в) территориальное деление населения; г) легальное право на применение силы; д) монопольное право на нормотворческую деятельность.
16. Правилами поведения в доклассовом обществе в основном являлись: а) моральные нормы; б) правовые нормы; в) социальные нормы; г) мононормы; д) религиозные нормы.
17. Неолитическая революция повлекла за собой: а) переход от классового общества к бесклассовой структуре; б) переход от догосударственного строя к государству; в) переход от присваивающего типа экономики к производящему; г) одно из общественных разделений труда.
18. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и характер поведения людей с помощью авторитета, насилия, права, воли - это: а) социальные нормы; б) регулирование; в) власть; г) политика.
19. Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" выделял следующие три крупных вида разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия; б) разделение мужского труда и женского; в) выделение пастушеских племен; г) выделение интеллигенции; д) выделение класса купцов.
20. Органами управления в первобытном обществе были следующие структуры: а) совет военных предводителей; б) совет бояр и князей; г) совет старейшин; д) епископат; е) собрание взрослых членов общины.
21. Одним из памятников права раннеклассового общества является: а) Евангелие от Луки; б) Саксонское зерцало; в) Великая хартия вольностей; г) Закон Хаммурапи.
22. Первые государства возникли: а) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте; б) на Американском континенте; в) в Евразии; г) в зонах поливного земледелия, в долинах крупных рек мира.
23. Основными факторами, определившими переход к производящей экономике, являются: а) политический; б) климатический; в) демографический; г) юридический; д) интеллектуальный.
24. Методологической основой для изучения других юридических наук является: а) история государства и права; б) конституционное право; в) теория государства и права.
25. Функциями юридических наук являются: а) политическая и социальная; б) историческая и методологическая; в) регулятивная и охранительная; г) стабилизирующая и интегрирующая.
26. Функциями теории государства и права являются: а) эвристическая; б) толковательная; в) тактическая; г) познавательная.
27. Логическим приемом, используемым ТГиП, является: а) метод аналогии; б) дедукция; в) метод формализации.
28. Система применяемых средств и способов изучения, а также принципы, лежащие в его основе - это: а) парадигма; б) концепция; в) методология; г) методы познания.
29. Отраслевой юридической наукой является: а) криминалистика; б) теория государства и права; в) гражданское право; г) международное право.
30. Семейное право относится к следующему виду юридических наук: а) прикладным; б) межотраслевым; в) отраслевым; г) историко-теоретическим; д) частным.
31. Основные положения договорной теории были отражены: а) в законах XII таблиц; б) в законах Хаммурапи; в) в Конституции США.
32. Марксизм-ленинизм к теории насилия относился: а) положительно; б) избирательно; в) отрицательно.
33. Социальные нормы в первобытном обществе выражали интересы: а) отдельных членов; б) правителей; в) рода.
34. Первобытный род представлял собой союз: а) личный; б) религиозный; в) территориальный.
35. Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость вовне это: а) правосубъектность; б) нормотворчество; в) правоспособность; г) государственный суверенитет.
36. Основные направления деятельности государства по управлению обществом это: а) функции государства; б) цели государства; в) задачи государства.
37. Главное звено политической системы общества это: а) государство; б) политические партии; в) господствующая идеология; г) религия.
38. Отличие государства от других политических организаций общества выражается в: а) прерогативе издания нормативно-правовых актов, суверенитете, монополии на принудительную власть в отношении населения; б) взаимодействии с международными организациями; в) монополии на освоение космического пространства.
39. Какая из приводимых характеристик отличает государство от других политических учреждений общества? а) правосубъектность; б) правоспособность; в) дееспособность; г) верховенство власти внутри страны и ее независимость вовне.
40. К политическим организациям и учреждениям относится: а) всемирная торговая организация; б) общество в защиту здоровой окружающей среды; в) профессиональный союз работников угольной промышленности; г) журнал политических исследований; д) политическая партия.
41. Какая концепция НЕ входит в число основных концепций сущности права? а) нормативистская; б) естественно-правовая; в) социологическая; г) идеологическая. 42. Сущность либерально-демократической ориентации в организации и деятельности государства составляет: а) свобода народа; б) суверенитет государства; в) верховенство власти народа и свобода индивидов;. г) терпимость к чужому мнению, к свободе слова устного и печатного.
43. Разделение властей в правовом государстве это: а) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; б) способ распределения полномочий между тремя ветвями государственной власти; в) особая иерархия властных учреждений в государстве; г) обособление и взаимное уравновешивание властных полномочий трех ветвей власти ради обеспечения пользования гражданскими правами и свободами.
44. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в том, что: а) суды подчиняются исполнительной власти; б) суды финансируются из местного бюджета; в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов и заслушивают отчеты судей; г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).
45. В России систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет: а) Федеральное Собрание РФ; б) Президент и Правительство РФ; в) Правительство РФ; г) Президент РФ.
46. Структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации утверждает: а) Председатель Правительства РФ; б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ; в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ; г) Президент РФ своим указом.
47. Президент России в отношении Правительства РФ вправе: а) назначить с согласия Совета Федерации Председателя Правительства РФ; б) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; в) самостоятельно формировать Правительство РФ и принимать решение о его отставке; г) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимать решение о его отставке; по предложению Председателя Правительства РФ назначать и освобождать от должности его заместителей и федеральных министров.
48. Непосредственно Президенту России подчинены: а) федеральные министерства; б) федеральные агентства; в) только федеральные службы; г) все перечисленное.
49. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является: а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления; б) исполнительный характер государственного управления; в) распределительный характер государственного управления; г) характер согласования.
50. Формой территориального устройства в России являются: а) симметричная федерация; б) ассиметричная федерация; в) конфедерация.
51. Основными формами осуществления функций государства являются: а) законодательная и исполнительно-распорядительная; б) судебная; в) все перечисленные + контрольно-надзорная.
52. Государству любого типа присуща функция: а) подавления сопротивления свергнутых классов; б) обороны страны; в) культурно-воспитательная.
53. Главной функцией государства в цивилизованном обществе должна стать: а) экологическая; б) хозяйственно-организаторская; в) функция охраны интересов человека и защиты его прав.
54. Механизм функционирования государства это: а) то же, что и "аппарат государства"; б) система функций государства; в) система факторов, обеспечивающих действие составных частей государства и их взаимозависимости, а также государственных институтов и средств, используемых государством для реализации своих целей и функций.
55. В государственный аппарат (механизм государства) входят: а) представительные, исполнительные и судебные органы; б) религиозные организации, профсоюзы и политические партии; в) народный фронт и национальные движения.
56. Ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специально коллегией, образуемой парламентом характерно для: а) парламентской республики; б) конституционной монархии; в) президентской республики.
57. Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, это: а) конфедерация; б) федерация; в) унитарное государство.
58. Новой функцией современного Российского государства является: а) хозяйственно-организаторская; б) оборона страны; в) интеграция в мировую экономику и государственная поддержка иностранных инвестиций.
59. Государством с республиканской формой правления является: а) Дания; б) Россия; в) Саудовская Аравия.
60. Формированию демократического политико-правового режима и построению правового государства в России препятствуют: а) падение жизненного уровня населения и рост преступности; б) правовой нигилизм во всех слоях общества; в) коррупция во всех эшелонах власти; г) все перечисленное.
61. Примером классической президентской республики являются: а) Италия и ФРГ; б) Россия и Бельгия; в) Франция и США.
62. Характер политико-правового режима в определенной степени зависит от: а) формы правления; б) типа государства; в) формы государственного устройства; г) сущности государства.
63. Совокупность методов и приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности соответствует понятию: а) система государственного управления; б) политико-правовой режим; в) политическая система.
64. Признаками авторитарного политико-правового режима являются: а) признание и обеспечение юридического равноправия граждан; б) сведение роли парламента до положения сугубо формального института власти; в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства.
65. По своей сущности право представляет собой: а) совокупность обязывающих правил поведения; б) правила справедливого разрешения конфликтов; в) прирожденное достояние человека; г) исторически обусловленная равная мера (форма, норма) человеческой свободы, необходимая для справедливого регулирования индивидуального и группового поведения и возможных конфликтов в делах частных и общественных.
66. Какой тип правопонимания или какой вид объясняющей природу теории права отображает следующая дефиниция: "Право есть наука о добром и справедливом": а) легистский тип правопонимания; б) философский тип правопонимания; в) марксистская теория; г) психологическая теория.
67. Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция: "Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к обязательствам": а) догматический; б) философский; в) марксистская теория; г) психологическая теория.
68. Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция права: "Предсказание того, что будут делать суды фактически и ничего более, - вот что я называю правом": а) догматический тип правопонимания; б) социологическая теория права; в) марксистская теория; г) психологическая теория.
69. Современный подход, стремящийся создать целостную теорию права, объединяющую научно обоснованные идеи различных правовых школ, получил название: а) социологический; б) исторический; в) интегративный; г) концепция правового плюрализма.
70. Догматическая юриспруденция (легизм) это: а) философское изучение и толкование права; б) теория и практика возникновения и применения существующих в государстве законов; в) школьное (учебное) правоведение; г) профессиональная юридическая терминология и юридическая логика, с помощью которых описываются и толкуются факты и события, имеющие правовое значение.
71. Теория естественного права это: а) учение об основах совершенного правопорядка с обозначением необходимых политических принципов устройства государства и объяснением различия между правом и законом; б) учение о праве, которому подчиняются из чувства естественной справедливости; в) теоретическое объяснение естества (природы) законодательства; г) "живое право", которое живет в каждом конкретном правоотношении (в отличие от "права в книгах").
72. Естественное право в отличие от права позитивного: а) признается специальным общеустроительным (конституционным) актом; б) даровано Богом; в) дано природой; г) наследуется от родителей.
73. Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий) это: а) теория объяснения переживаний человека при получении права или исполнении правовых обязанностей; б) теория, которая поделила все право на "официальное" и "интуитивное"; в) раздел социальной психологии, толкующий процедуру правоотношения в терминах психологии взаимоотношения двух сторон; г) характеризует мотивы поступков, связанных с правонарушениями.
74. Социология права это: а) раздел науки об общественном строе; б) наука о социальной природе и действенности юридических институтов; в) наука о становлении правопорядка; г) наука о правилах пользования индивидуальными и групповыми правами.
75. Марксистская теория права утверждает, что право это: а) диктатура закона; б) воля господствующего класса, возведенная в закон и определяемая материальными условиями жизни; в) правила, которые порождаются экономической необходимостью; г) то, что всегда выгодно только сильнейшему.
76. Философия права обсуждает: а) вечное и преходящее (переменчивое) в правовых требованиях и процедурах; б) теоретическое назначение должного (обязательного) в правовых отношениях; в) правовые определения; г) насколько велика или мала действенность принятых законов.
77. Совокупность всех действующих в стране юридических норм называется: а) системой субъективных прав; б) правовой системой; в) объективным правом; г) нормативным регулированием.
78. Методом анализа сходства, различия и классификации правовых систем является: а) статистический; б) сравнительного правоведения; в) кибернетический; г) правового экспериментирования.
79. Сравнительное правоведение изучает: а) родственные правовые системы; б) сходные и различающиеся правовые институты определенной отрасли законодательства разных стран; в) законодательные полномочия президента в либерально-демократических республиках; г) сходства и различия в отраслях законодательства в прошлом и настоящем.
80. К области сравнительного правоведения не относится один из следующих перечисленных вопросов: а) что появилось раньше в истории: право или государство? б) право появляется вместе с государством, которое управляется законами и принуждает к их исполнению. в) семья, собственность и государство: область средоточия (и проявления) добра или зла? г) имеются ли сходства между советским и постсоветским правом?
81. Структурным элементом правовой нормы является: а) диспозиция; б) преамбула; в) презумпция.
82. Юридически обеспеченная мера возможного поведения субъекта права называется: а) дееспособностью; б) правосубъектностью; в) субъективным правом; г) деликтоспособностью.
83. Высшей юридической силой обладает: а) указ президента; б) федеральный закон; в) постановление правительства.
84. Определение "общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться" относится к: а) индивидуальному предписанию; б) приказу; в) норме права.
85. "Эксплуататорскими типами права" с позиций формационного подхода считаются: а) рабовладельческое; б) феодальное; в) капиталистическое; г) социалистическое.
86. Актом конституционного законодательства является: а) УК Российской Федерации; б) Закон г. Москвы; в) Закон "О Президенте РСФСР".
87. Структурным элементом системы права является: а) отрасль законодательства; б) отрасль права; в) конституция государства.
88. Первичным элементом системы законодательства является: а) норма права; б) нормативный правовой акт; в) статья нормативного правового акта.
89. Общеобязательная нормативность и формальная определенность характерны для: а) правовых норм; б) моральных норм; в) норм общественных организаций.
90. Возможность государственно-властного принуждения характерна в случае нарушения: а) обычая; б) нормы права; в) религиозной нормы.
91. Правом законодательной инициативы в РФ обладают: а) граждане России и иностранные граждане; б) общественные организации; в) Президент и Правительство России; г) депутаты Государственной Думы РФ.
92. Актом правотворчества является принятие: а) Указа Президента РФ о назначении ... на должность; б) Федерального конституционного закона; в) Распоряжения Правительства по текущим вопросам.
93. Правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации, наделены: а) Правительство РФ; б) Президент РФ; в) Федеральное Собрание РФ.
94. Критерием деления системы права на отрасли является: а) источник права; б) воля законодателя; в) предмет и метод правового регулирования.
95. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются нормами: а) финансового права; б) гражданского права; в) таможенного права.
96. По "волевому" критерию юридические факты подразделяются на: а) правомерные и неправомерные действия; б) события и действия; в) юридические акты и юридические поступки.
97. Разнообразие толкований понятия права как воплощения разумности и справедливости возникло по пр<
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |