Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.1 Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов. Баланс трудовых ресурсов. Движение трудовых ресурсов



2015-11-27 1317 Обсуждений (0)
Тема 4.1 Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов. Баланс трудовых ресурсов. Движение трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – районе, городе, регионе, стране.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый периоды жизни человека они формируются и преумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Трудовой потенциал – это ресурсная категория; он включает в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения отдельной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. Трудовой потенциал предприятия включает работников, обладающих разными потенциальными возможностями. Качественно он характеризуется образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов.

Выделяют четыре вида экономических ресурсов:

1.земля;

2.труд;

3.капитал;

4.предпринимательские способности.

Данные виды иногда еще называют факторами производства.

Земля (в экономической теории) означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды и т.д.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных чел.-час. и расходами на персонал, включающими З.П. и социальные выплаты.

Капитал характеризуется техническими и экономическими показателями оборудования, инструментов, материалов и т.п. Деньги не считаются экономическим ресурсом, т.к. они не участвуют в производственном процессе напрямую, а лишь через материалы, сырье, и т.д.

Предпринимательские способности или предприимчивость проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические, коммерческие и др. идеи.

При использовании экономических ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).

Экономические ресурсы – это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Схема классификации экономических ресурсов (рис.4.1.1).

 


Рис.4.1.1 Компоненты средств производства.

Источник [Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. – 7-е изд., 2007 г. – с.144]

В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты:

1) характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции; когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Называют такой труд регламентированным или a – труд;

2) труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ. Называют его новационным или b - труд.

Типичным примером деятельности, а которой преобладает a -труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд. В частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций, объективно является a - трудом. Таким образом, a - труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим, является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и др.

Возрастание роли творчества наиболее отчетливо проявляется в появлении новых видов продукции и услуг, совершенствования технологии, увеличении доли ученых, инженеров и т.д. Менее очевиден прогресс и литературе и искусстве. Хотя объем продукции этой сферы постоянно растет, ее качество далеко не всегда способствует совершенствованию духовного мира человека, что дает основания для выводов о деградации значительной части художественной культуры.

Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны.

Увеличение конечного продукта за счет a - труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. За счет b - труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Ведь на основе новых идей создаются новые виды изделий, снижаются затраты труда и т.д. Исходя из двух компонент труда, каждый его вид можно рассматривать как точку с координатами (a, b).

 

b

 
 

 


1

a

 

Рис. 4.1.2 Соотношение a и b труда на предприятиях, производящих материальные блага.

Источник [Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. – 7-е изд., 2007 г. – с.146]

 

1 – сборка на конвейере, машинописные работы, копирование и т.п.

2 – труд рабочих средней и высшей квалификации, проектирование, управление, предпринимательство;

3 – рационализация, изобретательство, исследования.

В соответствии с определением a - труда его результат зависит то затрат рабочего времени и энергии человека. Условиями, определяющими возможность a - труда данного вида (профессии, квалификации), являются необходимые уровни здоровья, нравственности, образования, профессионализма. Таким образом:

,

где – результат a-труда данного вида;

– затраты рабочего времени и энергии человека.

Результат b - труда непосредственно зависит от способностей к данному виду творчества и активности, ориентированной в соответствующем направлении:

,

где – результат b-труда;

– творческие способности;

– активность.

Выделение a и b труда достаточно для анализа факторов продуктивности в отраслях материального производства. В литературе, искусстве, философии важную, а в некоторых сферах решающую роль играет духовная компонента деятельности человека, которую обозначают как g - труд. Говоря о духовности, обычно используют такие понятия как добро, совесть, честь, доверие и т.д. На усиление этих начал в развитии общества была направлена деятельность Булгакова, Соловьева, Сахарова и др.

Однако существуют и такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой натуры, на усиление вражды, нетерпимости, жестокости, и т.д. В этом направлении действуют религиозные секты, пропагандирующие сатанизм.

Таким образом, все виды деятельности человека могут быть описаны в системе трех координат: a,b,g. При этом если координаты a и b по своей сущности могут иметь только одно направление, то координата g - два направления: добро (+) и зло (-).

На основе данных о трудовых ресурсах составляется баланс трудовых ресурсов. Баланс трудовых ресурсов – система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное населении. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов. В первом разделе показываются ресурсы, во втором – их распределение (таблица 4.1.1).

Таблица 4.1.1

Макет баланса трудовых ресурсов

(среднегодовая численность, тыс. чел.)

  Всего В том числе
город село
I.Трудовые ресурсы в том числе:      
1.1.Трудоспосбное население в трудоспособном возрасте      
1.2. Лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике из них:      
1.3.Лица старших возрастов      
1.4. Подростки      
II Распределение трудовых ресурсов      
1.5.Всего занято в экономике В том числе:      
16-28. по отраслям (по ОКОНХ)      
29.Служители религиозных культов и др.      
30.По найму ведением частного домашнего хозяйства      
31. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства      
32. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое экономической деятельностью и учебой      

 

Границы трудоспособного возраста регулируются трудовым законодательством. В России к населению в трудоспособном возрасте относятся женщины в возрасте 16-54 лет и мужчины в возрасте 16-59 лет. В состав трудовых ресурсов включаются лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться. Так как в состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, численность населения в трудоспособном возрасте должна быть уменьшена на численность неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте и численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, которые получают пенсию по возрасту на льготных условиях.

Численность населения территорий не остается постоянной в силу естественных и механических процессов.

Под воспроизводством населения понимают процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате рождаемости и смертности. Поэтому для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности естественного прироста.

Данные показатели могут учитываться в абсолютном и относительном выражении. Однако абсолютные показатели естественного движения населения не могут характеризовать уровень рождаемости, смертности, естественного прироста, так как они зависят от общей численности населения. Поэтому для характеристики естественного движения населения указанные показатели приводятся в расчете на 1000 человек, т.е. выражаются в виде относительных величин в промилле ‰.

Основными относительными показателями естественного движения являются: коэффициент рождаемости; коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста

 

1. Коэффициент рождаемости (К р).

‰,

где N – число родившихся за год;

– среднегодовая численность населения.

 

2. Коэффициент смертности (К см.).

‰,

где М – число умерших за год.

 

3. Коэффициент естественного прироста (К ест.).

или:

Отрицательное значение естественного прироста означает убыль на каждую 1000 человек.

Для территориальных перемещений используют показатели механического движения (миграции):

1.Коэффициент механического прироста населения (К мех.) определяется:

где – численность на конец периода;

– численность на начало периода.

 

2. Общий коэффициент интенсивности миграции (Кобщ.).

миг – изменение численности населения (∆= прибыло-выбыло).

миг. часто называют еще сальдо миграции.

– среднегодовая численность населения.

 

3. Коэффициент интенсивности миграционного оборота (Кин.).

где Пр – количество прибывших.

В – количество убывших.

 

4. Коэффициент эффективности миграции (Кэф.).

Численность работников отдельных предприятий и организаций постоянно изменяется во времени. Эти изменения происходят вследствие приема на работу и увольнения с работы. Процесс изменения численности работников, приводящий к перераспределению рабочей силы между отдельными предприятиями, отраслями регионами, называется движением рабочей силы.

Движение рабочей силы происходит всегда, и причины таких изменений разнообразны. Одни из них вызваны причинами демографического характера (вступление в трудоспособный возраст; уход на пенсию), другие изменениями, происходящими в экономике (создание новых рабочих мест) и.т.д.

При изучении движения рабочей силы определяется общий объем движения, а также факторы, которые влияют на него. Для этого устанавливаются абсолютные и относительные показатели оборота рабочей силы.

Абсолютными являются: 1).оборот по приему (сколько приняли за определенный период по всем источникам поступления);

2).оборот по выбытии (число уволенных за период по всем причинам увольнений).

 

При определении оборота по приему выделяют несколько групп работников по источникам их поступления:

а) по направлению служб занятости;

б) по инициативе самого предприятия;

в) в порядке перевода с других предприятий;

г) после окончания высших и средних специальных учебных заведений.

Причины увольнения работников:

а) призыв в армию;

б) учеба с отрывом от производства;

в) перевод на другое предприятие;

г) окончание срока договора найма, контракта;

д) выход на пенсию и.т.д.

Численность работников отчетного периода может быть определена:

, где

Ч сп. – списочная численность на начало периода;

Ч ув. – численность уволенных в течение периода;

Ч пр. – численность принятых работников.

Для оценки интенсивности движения трудовых ресурсов используются относительные показатели:

1) коэффициент оборота по приему (Кпр.).

2) коэффициент оборота по выбытию (Кв).

3) коэффициент текучести (Кт.).

4) Коэффициент замещения рабочей силы (используется для оценки ситуации с занятостью) – К зам.

Если К зам.>1,то происходит не только возмещение убыли рабочей силы в связи с увольнением, но и появляются новые рабочие места.

Если К зам.<1 ,то наблюдается сокращение рабочих мест. Увеличивается уровень безработицы.

5) Коэффициент постоянства состава (для анализа степени стабильности трудового коллектива).

6) Коэффициент общего оборота рабочей силы.

где, Чпр. – численность работников, принятых на работу за определенный период;

Чув. – численность работников, уволенных с работы за тот же период;

– средняя численность работников в периоде.



2015-11-27 1317 Обсуждений (0)
Тема 4.1 Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов. Баланс трудовых ресурсов. Движение трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.1 Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов. Баланс трудовых ресурсов. Движение трудовых ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)