Тема 4.10. Нормирование труда различных категорий работников
По функциям, выполняемым работниками предприятия, выделяют следующие группы работников: рабочие (основные, вспомогательные), руководители, специалисты, служащие и младший обслуживающий персонал. К основным рабочим относят рабочих – станочников. Основное время на станочные работы нормируется исходя из режимов резания - глубины, подачи и скорости резания. Время вспомогательных приемов определяется исходя их времени на установку заготовки и снятия детали, время, связанное с выполнением операции (изменение режимов), время на контрольные измерения. Оперативное время определяется как сумма основного и вспомогательного времени : Время подготовительно – заключительной работы , обслуживания и на отдых и личные надобности выбирается по соответствующим нормативам на станочные работы. Время на изготовление одного изделия (штучное время) - определяется как сумма оперативного времени, времени на обслуживание и времени на отдых и личные надобности: Если к штучному времени добавить время подготовительно – заключительное, приходящееся на одну штуку, то получим штучно – калькуляционное время . где размер партии деталей. Работы, выполняемые вспомогательными подразделениями предприятий (труд вспомогательных рабочих), могут быть подразделены на две основные группы: работы по подготовке производства и работы по его обслуживанию. Работы по подготовке производства (изготовление вспомогательных материалов, инструментов и другой оснастки) по содержанию аналогичны работам основного производства, поэтому нормирование труда рабочих, выполняющих эти работы, осуществляется теме же методами, что и труда основных рабочих. Работы по обслуживанию производства отличаются разнообразием по составу, условиям выполнения, нестабильностью по объему и степени повторяемости. Поэтому для нормирования труда вспомогательных рабочих используют такие группы методов как опытно – статистические, расчетно-аналитические, методы математической статистики. Наиболее распространенным является расчетно-аналитический метод. В его основе лежат расчеты норм времени, обслуживания и численности. ü Норма времени обслуживания определяется ( ): где время выполнения основных функций на единицу измерения объёма работы; число единиц объема работы; коэффициент, учитывающий время на выполнение дополнительных функций (отдых, обслуживание). ü Норма обслуживания ( .) для вспомогательных рабочих определяется: ü Норма численности ( .) вспомогательных рабочих определяется исходя из норм времени обслуживания: где объем работ; – коэффициент сменности; – продолжительность рабочей смены. Основные категории вспомогательных рабочих предприятия: слесари, транспортировщики, контролеры, кладовщики, и т.д. Нормы времени на ремонтные работы устанавливаются на одну ремонтную единицу по системе планово – предупредительного ремонта (ППР). При расчете норм учитывается метод выполнения ремонтных работ, тип производства, срок службы оборудования и т.д. Расчет численности слесарей по ремонту и обслуживанию оборудования можно вести по формуле: где – трудоемкость ремонтных работ за год; – фонд времени одного рабочего за год; – коэффициент выполнения норм. Трудоемкость ремонтных работ определяется: где - количество капитальных ремонтов, средних, малых и осмотров; – продолжительность одного капитального ремонта, среднего, малого и осмотра. Трудоемкость работ по обслуживанию оборудования может быть также определена на основе данных о ремонтной сложности оборудования ( ) (характеризует степень сложности ремонта; указана в паспортных данных оборудования), коэффициента, учитывающего возраст оборудования ( ) и коэффициента, показывающего долю машинного времени в общем фонде времени использования оборудования ( ). Величины и устанавливаются по паспортным данным оборудования. Коэффициент, учитывающий долю машинного времени в общем фонде времени использования оборудования ( .) определяется: где время работы оборудования; время занятости рабочего обслуживанием оборудования; время простоя оборудования. При нормировании труда рабочих-транспортировщиков исходят из характера обслуживания, применяемого на предприятии. Оно может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное обслуживание предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций специализированной транспортной службой. При децентрализованной системе эти работы выполняет каждое производственное подразделение самостоятельно. Необходимым условием организации и нормирования труда транспортных рабочих является технологическая и организационная регламентация транспортного процесса. Технологическая регламентация означает, что регламент труда транспортных рабочих должен базироваться на рациональной технологии выполнения работ, а организационная регламентация предусматривает проектирование трудовых процессов транспортного обслуживания. Для данных работ используют как прямые, так и косвенные методы нормирования, при которых численность соответствующей группы работников устанавливается не по трудоемкости, а косвенно, т.е. учитывает влияние ряда факторов. Например, численность рабочих-транспортировщиков может быть установлена в зависимости от грузооборота. Для этого устанавливают зависимость численности от объема грузооборота. Норма времени на транспортирование груза по маршруту в расчете на один рейс определяется: где – время на погрузку; – время на транспортировку; – время на разгрузку; – время на возвращение порожняком; – коэффициент, учитывающий время на выполнение дополнительных функций (отдых и личные надобности). Норма выработки в тоннах на один рейс определяется: где – средняя масса груза перевозимого за один рейс; – норма времени на 1 тонну. Норма времени на 1 тонну определяется: где – нормативная численность рабочих, необходимая для выполнения работы. Норма численности рабочих - транспортировщиков определяется: где – число рейсов в смену (определяется отношением объема груза, перевозимого в смену к средней грузоподъемности транспорта); – время на транспортирование груза; Нормирование труда контролеров определяется с учетом следующих факторов: группы сложности деталей, вида заготовок, массы деталей, точности обработки и т.д. Техническому контролю подвергаются материалы, полуфабрикаты, детали, узлы, готовая продукция и т.д. Норма времени обслуживания для контролеров определяется: где – коэффициент выборочности контроля; – норма времени на выполнении операции контроля по нормативам; – коэффициент, учитывающий время на отдых и личные надобности. где процент выборочности контроля. коэффициент, учитывающий массу изделия. Таблица 6.1 Данные коэффициента
Трудоемкость контроля по каждой операции можно определить: где – программа выпуска деталей в сутки. Численность контролеров определяется: На предприятиях общественного питания мы сталкиваемся с такой категорией рабочих, как повар, официант; в торговле – продавец. Труд повара связан с производством и оформлением блюд; труд официанта направлен на обслуживание потребителей, оказание услуг по сервировке стола, получению блюд на кухне, доставке их в зал и т.д.; труд продавца - обслуживание покупателей. Численность работников общественного питания определяется на основе плана товарооборота по предприятию, установленной нормы выработки в рублях и эффективного фонда рабочего времени: где объем товарооборота; - норма выработки в единицу времени; - фонд рабочего времени на одного работника. Например, численность официантов определяется исходя из количества посадочных мест, закрепленных за одним официантом, с учетом условий и разделения труда. где количество рабочих мест; число дней работы предприятия. Численность барменов, буфетчиков определяется на основании установленного товарооборота для буфета и норм выработки на одного работника в день. Среднедневная норма обслуживания , например, для продавцов в количестве отпусков покупателям определяется: где – продолжительность смены в мин.; – норма затрат времени на один отпуск, сек. Эта норма обслуживания установлена исходя из того, что весь фонд рабочего времени будет затрачен на обслуживание покупателей. Но необходимо учесть время перерывов в работе из-за отсутствия покупателей. Тогда норму обслуживания следует рассчитывать по формуле: где доля основного времени. Среднедневная норма для продавца в количестве обслуженных покупателей определяется: где количество отпусков, приходящихся в среднем на одного обслуженного покупателя. Месячная норма обслуживания определяется: где сумма оборота, приходящаяся на одного обслуженного покупателя, руб.; количество рабочих дней в месяце. По укрупненным нормативным материалам (типовым нормам обслуживания и численности) определяется нормативная численность рабочих других профессий, занятых обслуживанием производства – кладовщики, лаборанты, уборщики помещений и т.д. Рабочие, занятые уборкой служебных и производственных помещений относятся к группе вспомогательных. Норма времени должна учитывать повторяемость уборки, которая устанавливается администрацией с учетом назначения объекта уборки, требований а качеству уборки, соответствующих санитарным нормам. Оперативное время на уборку объектов одного назначения определяется: где затраты времени на единицу объема работы по уборке одного объекта, мин.; средняя повторяемость уборки в смену; количество объектов уборки одного назначения в одном помещении. Затраты времени на уборку пола должны учитывать заставленность помещения. Коэффициент заставленности определяется : где площадь, занимаема предметами, расположенными в помещении; площадь помещения. Норма времени на уборку отдельного помещения рассчитывается: где суммарное оперативное время на уборку объектов различного назначения одного помещения, мин.; соответственно время на обслуживание рабочего места и на отдых и личные надобности, выраженное в процентах к оперативному; количество объектов уборки одного назначения. Суммарная норма времени на уборку различных помещений определяется: где - норма времени на уборку i-го (1,2,3 и.т.д.) помещения, мин.; количество различных помещений. Численность рабочих , занятых уборкой служебных и производственных помещений определяется как отношение необходимых затрат времени на выполнение как основных так и дополнительных функций к фонду рабочего времени в планируемом периоде. чел. К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители. Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы: 1. Аналитически – расчетные 2. Аналитически – исследовательские Аналитически – расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей. Аналитически – исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. При формировании структуры управления производством применяют нормы числа рабочих, подчиненных мастеру производственного участка: где – численность основных рабочих в цехе; – средний разряд работы; – условный показатель типа производства (1 –единичное, 3 – серийное, 5 –массовое). Общее нормативное количество специалистов и служащих на предприятии устанавливается исходя из количества основных рабочих ( ): Среднесписочная численность служащих определяется: где суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, н-час; полезный фонд времени одного работника, час.; планируемый процент выполнения норм; оптимальный коэффициент загрузки работой служащих. В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100 %-ый уровень их выполнения, оба коэффициента ( ) равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника. В качестве ориентиров по нормам управляемости можно рекомендовать следующие интервалы: - количество филиалов, замыкающихся на президенте компании должно быть от 3 до 5; - число прямых объектов управления у вице-президента или директора филиала от 5 до 8; - число подчиненных лиц у одного управляющего от 6 до8, но не более 10 чел; - число рабочих в бригаде от 5 до 15 чел.1 На предприятии (в организации) соотношение численности между руководителями, специалистами и техническими исполнителями составляет 0,1: 0,6: 0,3, т.е. в структуре кадров служащих удельный вес руководителей – 10 %, специалистов – 60 %, технических исполнителей – 30 %. Таким образом, на каждого руководителя должно быть предусмотрено в среднем по предприятию (организации) шесть специалистов и три технических исполнителя.2 По разработанной в своё время методике НИИ труда, оптимальная численность делопроизводственного персонала по отношению к общему количеству работников учреждения составляет: для министерств, ведомств и других учреждений 12 – 15 %, для предприятий - 0,4 %. Например, если общая численность работников организации 100 человек, то 12 – 15 человек должны заниматься документационным обеспечением. Нормы численности муниципальных служащих Администраций городов состоят из норм управляемости и норм соотношения численности муниципальных служащих по категориям должностей. Для целей формирования структуры Администрации города рекомендуется в качестве ориентиров применять следующие нормы управляемости: штатная численность не может быть менее: а) в департаменте – 35 человек; б) в комитете – 20 человек; в) в управлении – 12 человек; г) в отделе – 5 человек. Рекомендуемые нормативы численности управленческого персонала на производственном предприятии следующие: 1. Для категории вспомогательных рабочих – 16-25 % от числа основных рабочих. 2. Для категории линейные руководители и функциональные специалисты – 10-13 % от общего числа рабочих. В случае если на выполняемые работы не разработаны нормативы времени. То используют метод нормирования с помощью построения рациональных балансов. Этапы метода: 1. По должностным инструкциям и квалификационным справочникам должностей производится группировка затрат времени и работ. 2. Определяется исходный фонд времени работников по каждой должности путем умножения числа работников данной должности на полезный месячный фонд времени (174,6 часа).[3] 3. Нормативный баланс проектируется путем определения необходимых затрат времени по каждому виду работ на основе фактического баланса.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1846)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |